Кроме отдельной памяти, совершаемой в честь каждого из семидесяти апостолов, Православная Церковь установила их общую память, чтобы, во-первых, показать равночестие всех семидесяти и, во-вторых, предотвратить разногласия в их почитании.
По свидетельству святого апостола и евангелиста Луки, Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов и еще семьдесят других. Двенадцать находились при нем, а семьдесят Спаситель посылал по два проповедовать Евангелие в те города Палестины, какие намеревался посетить Сам (Лк. 10:1). «И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:2–3). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10:16).
Исполнив возложенное на них Господом дело благовестия, семьдесят учеников возвратились с радостью и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» (Лк. 10:17), на что Господь ответил: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах» (Лк. 10:20).
В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. Как повествует святой евангелист Иоанн Богослов, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).
Число двенадцати апостолов восполнилось сразу по Воскресении Христовом апостолом Матфием (Деян. 1:23), а число семидесяти восполнилось мало-помалу из тех, кто был впоследствии обращен ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла. Стремление отождествить их с теми 70 учениками, которых Христос избрал, и именование их апостолами означает, что в их служении Церковь видела продолжение того дела, на которое Господь послал Своих учеников.
На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 января как Собор 70 апостолов: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще два имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Выпуск № 4 (227), 17.01.2021).
Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Христо́вых ученико́в лик се́дмьдесят/ Боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим,/ те́ми бо вси навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную,// и пребыва́ют свети́льницы Боже́ственныя ве́ры.
I. Четвертого января св. церковь чествует память всех семидесяти апостолов вместе. Этот праздник называется «Собором семидесяти апостолов», т.е. собранием верующих для прославления семидесяти апостолов.
Святой евангелист Лука повествует, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, которые следовали за Ним, избрал еще семьдесят апостолов и послал их в города и села проповедовать слово Его. Он дал им силу творить чудеса, не велел им заботиться о потребностях житейских, но призывать людей к вечной жизни. Когда эти семьдесят апостолов возвратились к Господу и с радостью сказали Ему: Господи, и бесы повинуются нам именем Твоим, Иисус отвечал: не о сем радуйтесь, но о том, «что имена ваши написаны на небесах».
После вознесения Иисуса Христа святые апостолы, укрепленные благодатью Духа Святого, усердно продолжали дело, завещанное им Господом. Они неутомимо обходили города и села, везде проповедуя слово Божие, служа образцами святой жизни и крестя уверовавших во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Много они терпели бедствий и гонений; язычники вооружались против них, заключали их в темницы, предавали мучениям, но они все переносили с терпением и твердостью. «Мы терпим голод и жажду, и наготу, и побои», пишет св. апостол Павел, «и скитаемся и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, а мы благословляем; нас гонят, мы терпим; нас хулят, мы молимся». Вот какова была жизнь святых апостолов, жизнь, исполненная трудов и лишений, но осененная благодатью Божией, ибо они исполняли волю Божию. Сила Господня видимо помогала им в делах их. Изгнанные из одной страны, они шли в другую и, таким образом, самое гонение способствовало к распространению слова Божия.
Апостолы проповедовали смирение и презрение богатства людям, привязанным к земным благам, славе и величию, они в жизни сей обещали только страдания. Уверовавшие подвергались страшным гонениям; а между тем вера христианская быстро распространялась и утверждалась в сердцах. Проповедь апостолов состояла, как говорит апостол Павел: «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. II. 4). Они поучали не одними словами, «но и примером добродетельной жизни, терпения, кротости и делами любви». Многие из апостолов скончались мученическою смертью.
II. а) По примеру святых апостолов и мы должны не только словом, но главным образом добрым примером жизни содействовать распространению христианской веры и славы Божией: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех», говорит Господь.
б) Подражая св. апостолам, для прославления коих мы собрались, и мы будем великодушно прощать обиды нашим врагам, молиться за злословящих нас и добро творить притесняющим и ненавидящим нас, дабы уподобиться Господу, простившему Своих врагов и молившемуся за них Отцу Своему небесному, и получить от Него милость и прощение наших бесчисленных грехов пред Ним.
в) По примеру ныне прославляемых св. апостолов и мы должны с великим терпением переносить все скорби за благочестивую христианскую жизнь и за имя Христово: «блажени есте, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради: возрадуйтеся и возвеселитесь: яко мзда ваша многа на небесех», сказал Господь Своим ученикам и всем верным Своим последователям.
III. «Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение, терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели, ни в чем же лишени», учит святой апостол Павел, показывая великую пользу терпеливого перенесения скорбей, постигающих как и св. апостолов всякого христианина.