Святитель Гурий - первый архиепископ Казанской Епархии, (в миру - Григорий Григорьевич Руготин) был сыном небогатого дворянина, родился в г. Радонеже. В молодые годы он служил у князя Ивана Пенькова. Князь был очень доволен им и поручил ему управление всем домом. Но служители князя из зависти к Григорию оклеветали его, будто бы он находится в преступной связи с княгинею. Не зная, что это ложные наговоры, разгневанный князь приказал посадить Григория в темницу, устроенную в глубоко вырытой яме. Находясь в подземелье, будущий святитель терпеливо переносил страдания, укрепляя свои религиозные чувства, ободряя себя примером древних мучеников и мыслями о том, что темница избавила его от мирских соблазнов, и что уединение доставило ему полную свободу. В темнице он писал небольшие книжки для обучения детей грамоте, а вырученные деньги просил раздавать нищим.
Через два года, по милосердию Господа, невинно страдающий узник был освобожден. Признавая свое спасение как промысел Божий, он отправился в обитель преподобного Иосифа Волоколамского, где принял пострижение в монахи с именем Гурия и за свою примерную иноческую жизнь был избран впоследствии игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (1522 г.) и управлял братией в течение девяти лет. По болезни святой Гурий оставил монастырь и два года жил на покое, проводя время в посте и Богомыслии. Затем был направлен в Троицкий Селижаров монастырь в Тверской епархии, где был настоятелем около года.
По совету митрополита Макария, собором святителей Российской митрополии святой Гурий по жребию был избран первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. На Казанской земле святитель Гурий проводил активную миссионерскую работу. За восемь лет его управления Казанской епархией было основано четыре монастыря, построен каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и более десяти городских церквей. Он питал нищих, заступался за бедных, вдов и сирот, избавляя их от различных напастей. Радея о своей пастве, святой Гурий проводил ночь в молитве, днем учил Богопознанию и вере в Пресвятую Троицу, и своим учением многих привел ко Христу.
Ближайшими помощниками святителя Гурия были архимандрит Герман, настоятель Свияжского Успенского монастыря, и архимандрит Варсонофий, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, ранее бывший в плену в Крыму и знавший татарский язык и обычаи. Святитель Гурий рукоположил во священники будущего Патриарха Московского и всея Руси Ермогена.
В 1561 году здоровье святителя Гурия, надломленное в молодости темничным заключением, ухудшилось, и он тяжело заболел. Однако и во время болезни святой Гурий не оставлял своих обычных и удобоисполнимых для него дел, не переставая в то же время смирять свою плоть постом и воздержанием. Последние три года он не мог ходить, но телесная болезнь не умалила его душевного благочестия: не имея возможности сам совершать богослужение, он присутствовал в храме на Божественной Литургии, к началу которой его сюда приносили.
Чувствуя приближение своего отшествия к Богу, святой Гурий призвал к себе архимандрита Варсонофия, к которому питал великую духовную любовь, и пожелал принять схиму. Блаженная кончина святителя последовала 4 декабря 1563 года. Честное тело его было погребено в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.
4 (17) октября 1595 года митрополит Казанский Ермоген (будущий Патриарх Московский и всея Руси) возглавил обретение нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия. Мощи святителя Гурия 20 июня (3 июля н.ст.) 1630 года были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор, в 1817 году были переложены в новую серебряную раку. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в городе Казани.
17 октября – Обре́тение мощей. Собор Казанских святых
18 декабря
3 июля – Перенесение мощей
17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
Пра́вило ве́ры и о́браз целому́дрия,/ учи́теля до́брых дел/ и наста́вника спасе́ния, даде́ тя Госпо́дь/ новопросвеще́нному гра́ду Каза́ни,/ в не́мже приобре́л еси́ но́выя от язы́к лю́ди,/ и приве́л еси́ я Христо́ви./ Сего́ ра́ди в па́мять твою́ ра́достно соше́дшеся,/ че́стне пра́зднуем свято́е твое́ успе́ние,/ ты же, о́тче наш, святи́телю Христо́в Гу́рие,// моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Чу́вственныя стра́сти победи́в, чистото́ю, я́ко со́лнце, возсия́л еси́,/ чи́сто житие́ до конца́ сохрани́в,/ и от неве́рия в ве́ру мно́гих ко Христу́ приве́л еси́;/ того́ ра́ди от Бо́га нетле́нием почте́н, чудесы́ твои́ми вся удиви́л еси́./ Мо́лим у́бо тя, святи́телю Гу́рие,/ моли́твами твои́ми от бед изба́ви нас, да зове́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преди́вный,// гра́ду Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.
Святи́телю о́тче Гу́рие, предстоя́ свяще́нной ра́ке многоцеле́бных моще́й твои́х, мо́лим тя усе́рдно бы́ти всегда́ и везде́ на́шим хода́таем, засту́пником и покрови́телем. Исхода́тайствуй па́стве твое́й мир, тишину́, благоде́нствие, здра́вие и спасе́ние. Бу́ди постоя́нным на́шим засту́пником от всех враго́в, ви́димых и неви́димых: покрыва́й нас от нахожде́ния всех бед, напа́стей и скорбей, па́че же от искуше́ний врага́ те́мнаго. Предстоя́щим же зде и моля́щимся испроси́ у Го́спода Бо́га вся, я́же ко спасе́нию своему́ они́ про́сят у Него́ в свои́х ну́ждах и ско́рбях, да все мы с тобо́ю прославля́ем всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.