Мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского, были обретены 5/18 июля 1422 года, через 30 лет после его блаженной кончины.
Это произошло при преподобном игумене Никоне. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу Воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.
Перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братию: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи Преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский: «Если вы желаете служить Богу, приготовьте сердца ваши не к пище, не к питью, не к покою, не к беспечности, но к терпению, чтобы претерпеть всякое искушение, беду и печаль. Приготовьтесь к тяготам, постам, духовным подвигам и ко многим скорбям, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (см. Деян. 14:22); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12)».
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
8 октября – Преставление
4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
19 июля – Собор Радонежских святых
18 июля – Обре́тение честных мощей
6 июля – Собор Владимирских святых
Днесь пресве́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю вселе́нную созыва́ет/ похвали́ти тя, Богому́дре Се́ргие;/ пречестна́я же и сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во и́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ стада́ учени́к твои́х,/ весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х, в земли́ сокрове́нных,/ я́ко цвет благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/любе́зно я́ лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Се́ргие,/ моли́ Святу́ю Тро́ицу// спасти́ ду́ши на́ша.
Днесь я́ко со́лнце пресве́тло,/ возсия́вше от земли́, честны́я мо́щи твоя́ нетле́нны обрето́шася,/ я́ко благоуха́нный цвет, мно́жеством чуде́с сия́юще,/ и всем ве́рным источа́юще разли́чная исцеле́ния,/ и веселя́ще избра́нное твое́ ста́до,/ е́же му́дре собра́в, до́бре па́ствил еси́./ О ни́хже и ны́не Тро́ице предстои́ши, моля́ся,/ и во́инству победи́тельная на враги́ дарова́ти да вси́ вопие́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Се́ргие, / и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.
О, свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и Небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблу́дшим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́менного жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.
Акафист преподобному Сергию Радонежскому
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное», — сказал Господь о Своих избранниках (Мф. 5, 3).
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Православная Церковь с благоговением и любовью в молитвенной обстановке совершает память великого подвижника нашей земли, величайшего угодника Христова, основателя Троице-Сергиевой Лавры, смиренного игумена, преподобного и богоносного отца нашего Сергия.
Прошло уже много времени со дня блаженной кончины преподобного и богоносного Сергия, печальника и молитвенника нашей страны. Много за это время совершилось всяких изменений в жизни, много уже сменилось поколений, но имя преподобного Сергия и по сей день почитается и прославляется, и насажденная им в непроходимых и дремучих лесах обитель стоит и красуется, свидетельствуя о подвигах и трудах преподобного. И ясно видно, что Господь и Пречистая Его Матерь призрели и полюбили сие святое место ради трудов и подвигов Своего избранника.
Вся жизнь преподобного Сергия, исполненная самоуничижения, смирения и подвигов любви и служения Богу и ближним, весьма поучительна для каждого христианина, стремящегося благоугодить Богу и достигнуть спасения.
Возлюбив Господа измлада всей душою, кроткий и тихий юноша по смерти своих родителей удаляется в непроходимую лесную пустыню на то место, где сейчас стоит обитель и город, и здесь в тиши и уединении предается суровой, строгой отшельнической жизни, претерпевая при этом голод, жажду, недостатки и всякие искушения и страхования. Борьба со страстями и искушениями требует от подвижника необычайной энергии, мужества и терпения, чтобы, победив их, сбросить с себя земные узы и, будучи земным человеком, возвыситься до бессмертной божественной свободы духа. Задавшись целью достигнуть чистоты сердечной, преподобный Сергий подъял на себя такой тяжелый подвиг, который не всякий может понести…
Преподобный Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия, говорит: «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенные и плач сердечный ...кто расскажет о его алкании и жажде, о скудости и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях пустынных?» Но, несмотря на недостаток во всем и нужды, преподобный, как истинный воин Христов, никогда не унывал, он был всегда терпелив и спокоен. «Не было места унынию в мужественном сердце Сергия, — говорит преподобный Епифаний, — он радовался и с радостью принимал все скорби, как бы от руки Самого Господа... Крепкий верою в Бога, он столь же крепко и уповал на Него, по слову Писания: Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижится в век (Пс. 124,1), а потому, переплавляемый, как золото в огне, в искушениях, он восходил от силы в силу». За то и Господь его прославил, исполнив его таким даром сердечной чистоты и душевного мира, о котором мы и понятия не имеем, а также даровал ему дар прозрения и чудотворения.
Имя преподобного Сергия еще при его земной жизни было известно во всех уголках нашей родины, и к нему шли люди всякого сословия и звания со своим горем и со скорбями, и он был для всех утешителем. Ему хорошо были известны людские искушения и немощи, и потому он с такою нежною любовью и отзывчивостью всех принимал к себе и подавал благовременную помощь всем, приходящим к нему.
Сегодня мы празднуем обретение честных мощей преподобного Сергия. Мощи были обретены спустя тридцать лет со дня его преставления — Господь прославил Своего угодника нетлением святых мощей его и засвидетельствовал тем перед всем миром, что жизнь его была праведна и свята. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа, но и святое тело его, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений и вожделений, соделалось также сосудом благодати Святаго Духа, а потому общему закону тления не подлежит, но сохраняется в нетлении. Этим нетлением и нас Господь научает, что не одинакова будет участь праведника и участь беззаконника, что Господь в будущем веке воздаст праведно каждому по делам его.
Дорогие братия и сестры, преподобный Сергий за его смирение прославлен Господом; он старался самого себя смирять, уничижать и видеть только свои недостатки и слабости, скрывать от себя и мира свои добродетели и подвиги, Господь же вознес его на высоту нравственного совершенства, и он теперь соделался нашим ходатаем пред престолом Божиим. Помолимся же ему сегодня, чтобы он, любвеобильный, испросил нам милости от Бога.
Преподобне отче наш Сергие, воззри милостиво на чад твоих, собравшихся почтить память твою со всех концов нашей страны, и не престай молитися о нас пред Господом о спасении наших душ. Молися и об обители твоей, чтобы она была неприкосновенна и была бы для нас все время благодатным местом, и, спасенные твоею благодатью, мы будем прославлять тебя всегда и с любовью взывать: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!» Аминь.
I. Преподобный Сергий, память обретения многоцелебных мощей коего ныне празднуется, между многими добродетелями, которыми украшался, отличался необыкновенной любовью к отечеству, для которого он готов был на всякие труды и жертвы.
Так он неоднократно ходил по поручению святого Алексия, митрополита Московского, к разным соседним с Москвою князьям, не желавшим признавать над собою власти великого князя и заводившим смуты, и всегда с великим успехом исполнял свои трудные поручения; весьма часто и усердно возносил свои пламенные молитвы о благосостоянии русского царства и горячо сочувствовал его бедствиям, которые проистекали главным образом от зависимости России от татар.
Тогдашний великий князь Димитрий Иоаннович твердо переносил бедствия отечества, но, не имея сил бороться с татарами, должен был ездить в Орду, чтобы выражать покорность хану. Наконец ему пришлось вступить в борьбу с ханом Мамаем. Мамай вступил в Россию с многочисленным войском. Не зная, как поступить, – сражаться ли с ханом, или покориться ему, – Димитрий отправился к преподобному Сергию, чтобы принять от него совет и благословение. Преподобный Сергий благословил князя на брань, говоря: «следует тебе, государь, попещись о вверенном тебе христианском стаде, и с помощию Божиею ты получишь победу». Потом он благословил иконою воинов, бывших с князем, и дал им в сподвижники двух схимников, Александра Пересвета и Андрея Ослабя. Когда началась на Куликовом поле битва и Димитрий, увидя превосходство врагов, смутился духом, вдруг явился посланный от Сергия с письмом, в котором преподобный обнадеживал его помощью Божией. Мамай был совершенно разбит.
Достигнув 78 лет, преподобный Сергий предузнал свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство преподобному Никону, причастился святых таин и скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет 5-го июля тело преподобного Сергия обретено нетленным. Основанная им обитель процвела, возвысилась и стала хранительницею русской земли, особенно во дни смут, потрясавших наше отечество.
II. Жизнь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, отличавшегося самой горячей любовью к отечеству своему, да послужат нам уроком такой же любви и с нашей стороны к нашей дорогой родине.
а) Все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств. Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые цари и пастыри Христовой церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все – искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий. Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому мы не будем теперь перечислять их, для краткости нашей беседы, а скажем только словами премудрого, что «любовь» святых к отечеству была «крепка, как смерть» (Песн. 8, 6), и часто доходила до самоотвержения. Так, апостол Павел говорит, «что он желал бы отлучен быть от Христа» – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только «родные ему по плоти», соотечественники его израильтяне, получили спасение во Христе (Римл. 9, 1–4, 10, 1). Сам Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его – Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько «заплакал о нем» (Лук. 19, 41–44). Так Он любил земное Свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою Своею природою!
б) Христианин не может не любить своего отечества. В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно, с самого рождения нашего, питало и призревало нас через наших родителей; в юности нашей учило нас через наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; за тем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим, оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему. Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам!..
III. Долг благодарности и христианская обязанность требуют (Гал. 6, 10. 1Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу. Аминь.
за нас самих, но и за весь наш несчастный народ, потому что соль-то земли – мы. А если соль силу потеряет, на что она нужна? Если мы себя самих не можем освятить, ну на что же мы годны? Потому у нас и мужья неверующие, потому у нас и дети в церковь не ходят. Что мы можем им показать? Сырое полено как зажжешь? Никак. Нет, надо сначала высохнуть, самим воспламениться, зажечься верою, зажечься добродетелями, красотой – и тогда к этой красоте люди потянутся. Аминь.