Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/18 июня. Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок.362)

18 июня. Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок.362)

← Предыдущая Следующая →
18 июня. Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок.362)

В царствование нечестивого римского императора Диоклетиана епископом города Тира был святой Дорофей. Когда нечестивый царь воздвиг на христиан жестокое гонение, Дорофей оставил свою кафедру и скрывался по неизвестным местам. Но с воцарением императора Константина Великого (царствовал с 306 г. по 337 г.), когда в Церкви наступило успокоение, святой Дорофей снова возвратился в Тир на свою кафедру и благополучно пас стадо словесных овец, приводя к Богу многих от идолопоклоннического заблуждения.

Жизнь Дорофея продолжалась до времени императора Юлиана Отступника. Вступивши на престол, Юлиан первоначально преследовал христиан не открыто, повелевая единомышленным с ним областеначальникам всячески стеснять и мучить христиан. Тогда святой Дорофей, видя, что воздвигается на верующих новое гонение, снова оставил кафедру Тирской церкви, избегая, таким образом, рук мучителей: ибо Господь повелел не отдаваться явным напастям со стороны гонителей, но избегать их; Он сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23).

Итак, уйдя из Тира, Дорофей пришел в Малую Азию, но и здесь он не сокрылся от идолослужителей, так как Бог призывал его к венцу мученическому. Он был схвачен приспешниками беззаконного царя в городе Удском. Претерпевши здесь разнообразные мучения, он среди страданий предал в руки Господа блаженную душу свою, имея сто семь лет от роду.

В совершенстве изучив как светские, так и духовные науки, святой Дорофей оставил после себя различные, весьма важные для христиан, сочинения на греческом и латинском языках, так как он был весьма сведущ в том и другом. Между прочим, он составил жития пророков и Апостолов, а также другие весьма полезные сочинения и повествования. И теперь, будучи сам записан в книге Живота, он водворен в небесных селениях с теми святыми, повествования о жизни которых он составил во время земной жизни своей.

"Память святого священномученика Дорофея, епископа Тирского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Священномученику Дорофею, епископу Тирскому

Тропарь, глас 5

Нищелю́бием обогати́вся/ и ми́лость воздержа́ния источи́в,/ наслажде́ния Ца́рствия Небе́снаго сподо́бися,/ страда́льчески бе́ды прии́м по ста́де свое́м,/ и апо́столом обре́теся ссе́льник,/ о́тче священному́чениче Дорофе́е,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 5

Доброде́тельми сия́я, и Боже́ственными уче́нии па́че со́лнца,/ и страда́нии, блаже́нне, облиста́л еси́,/ просвети́л еси́ зе́млю, Дорофе́е, отгна́в мглу многобо́жия и лю́тыя е́реси.// Сего́ ра́ди па́мять твою́ све́тло пра́зднуем.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой священномученик Дорофей Тирский
(Христианам позволительно уклоняться от гонений)

I. Святой священномученик Дорофей, память коего совершается ныне, правил церковью в г. Тире в продолжение 50-ти лет. Удалившись в необитаемые и потаенные места во время гонения Диоклитианова, Дорофей возвратился на кафедру в царствование Константина Великого и обратил ко Христу многих язычников. При Юлиане Отступнике принял мученическую смерть «в Удском городе в Нижней Мизии – Одиссе (ныне Варне)», в 361 г. Ему приписываются имеющи большое значение сказания о пророках, апостолах и 72-х учениках Спасителя.

II. Жизнь святого священномученика Дорофея, скрывавшегося от гонения на христиан, свирепствовавшего в царствование Диоклитиана, представляет нам, братие, следующий поучительный урок: «христианину позволительно уклоняться от гонений за веру». Уклоняться от гонений позволительно по трем причинам:

а) Первая та, что на это есть прямая заповедь Спасителя: «когда же будут гнать вас в одном городе, сказал Господь Своим ученикам, а чрез них и всем верным Своим последователям, бегите в другой». (Мф. X, 23).

б) Вторая причина та, что чрез уклонение от гонений христиане тем высказывают свою любовь к своим гонителям, спасая их от страшной ответственности за пролитие невинной крови. Святой Григорий Богослов, решая вопрос – позволительно ли христианам уклоняться он гонений – отвечает утвердительно, потому что «христиане, при всем своем мужестве и готовности к терпению, должны не только иметь в виду свою пользу, но и щадить гонителей, дабы, сколько возможно, не увеличить чем-либо опасности, в какой находятся враги их».

в) Третья причина, по которой нужно уклоняться от гонений, та, что в этом выражается смиренное сознание своих немощей, отсутствие горделивой самонадеянности и надежда на помощь Божию, ибо дух бодр, плоть немощна, сказал Спаситель. И действительно, как бы ни был человек искушен житейским опытом, до какого бы совершенства ни достиг он, никогда не может быть он свободен от искушений, никогда не может ручаться за свою твердость и безопасность от падения греховного.

В житии святого Пахомия Великого приводится следующий пример того, как пагубна самонадеянность. Один инок высокой духовной жизни, стремясь к высшей степени совершенства, желал быть мучеником за Христа, но так как церковь наслаждалась в то время миром, то и не знал, как удовлетворить желанию сердца своего. Видя в святом Пахомии дар чудотворения и признавая его угодником Божиим, самообольщенный инок приходил к нему многократно и просил помолиться за него Богу, чтобы Господь удостоил его венца мученического. Сколько угодник Божий ни советовал ему, чтобы инок не питал в сердце своем таких горделивых помышлений, но мужественно переносил подвиг иночества и он будет иметь участие на небеси с мучениками, – все увещания святого Пахомия были напрасны. Старец не переставал со слезами умолять его. Наконец, святой сказал ему: «я помолюсь о тебе Спасителю мира, да подаст тебе случай к страдальчеству, но ты, как можно, берегись, чтобы, вместо исповедания имени Христова, не отвергнуться от Него в лютый час мучений; ты заблуждаешься, желая подвергнуться напасти, когда Сам Господь учит нас молиться, да не будем введены во искушение; если же желание твое так сильно, то пусть будет по-твоему». Через два года после сего случилось некоторым братиям быть в отдаленном месте для собирания камышей. Так как они долго там замедлили, то преподобный Пахомий, призвав инока сего, сказал ему: «иди посети братий и отнеси им пищу». Инок отправился в путь – но, проходя чрез пустыню, он попался варварам язычникам, жившим в неприступных горах. Они взяли инока в плен и увели в свои жилища. Там они приступили к нему и сказали: «приди, поклонись богам нашим». Долго отрекался инок принести жертву идолам, но страх мучений и смерти заставил несчастного сделать изменническое коленопреклонение и отречься от Христа. После сего он был отпущен на волю, как их единоверец, но что могло заменить погибель души его? Так инок чрез свою самонадеянность подвергся тяжкому падению и погубил труд многолетних своих подвигов.

Если же это случилось с опытным в духовной жизни подвижником, то что сказать о нас еще неопытных младенцах в подвигах благочестия? Можно ли нам быть самонадеянными и беспечными в виду постоянных искушений и соблазнов мира сего? Можно ли ныне безопасно желать и искать мученических подвигов, или, по крайней мере, скорбей, за исповедание имени Иисуса Христа? Не лучше ли и не безопаснее ли удаляться соблазнов и опасностей и усердно молить Господа избавить нас от искушений? Кто ведет себя осторожно, чуждается дурных обществ, легкомысленно не относится к людским обычаям, не потворствует своим прихотям, но живет скромно и богобоязненно, тот стоит на прямом пути спасения, того Сам Господь подкрепит и сохранит от напастей и падений греховных. Бог гордым противится, смиренным же подает благодать, которая и в немощи проявляет великую силу.

III. Посему, братие, не будем высокомудрствовать, ни мечтать о себе (Рим. 12, 16), но смиренно просить во всем Бога о помощи и искать в Нем одном всесильной защиты от нападений искушений со стороны грехолюбивой плоти нашей, мира, лежащего во зле, и диавола, исконного и непримиримого врага нашего спасения.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена