(избрание на Патриарший престол 1917)
Решением Поместного Собора Русской Церкви от 28 октября/10 ноября 1917 года было восстановлено патриаршество в России, упраздненное во времена Петра I.
5/18 ноября произошло историческое событие – тайным голосованием из числа трех кандидатов митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Интронизация новоизбранного Патриарха состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 21 ноября/4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Патриаршее служение святителя Тихона выпало на самый трагичный момент в истории России – октябрьские события 1917 года и последовавшую затем Гражданскую войну.
Святитель Тихон понимал, что стать Патриархом во времена безбожных социальных потрясений – это значит взойти вслед за Христом на крест своей голгофы. Поэтому он и говорил в день своего избрания: «…Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез 2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину!...Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во все дни... Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавши меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пресвятой Богородицы… Да прострет же Она – многомощная - и мне, слабому, руку Своей помощи и да избавит град сей и всю страну нашу Российскую от всякой нужды и печали».
Ближайшее будущее показало, что святитель Тихон абсолютно адекватно и глубоко воспринимал то положение, в котором находилась Россия, ясно прозревал те испытания, которые очень скоро предстоит проходить не только ему как Первосвятителю, но и всему православному народу.
Возглавляя Русскую Церковь в очень непростое время (революция, атеистическая власть, Гражданская война), Патриарх Тихон отказался, несмотря на просьбы, публично благословить какую-либо из враждующих сторон: «Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И “красные”, и “белые”, все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа».
Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, укреплял веру в людях. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», – говорил он. В 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа и осудил убийство Николая II.
Патриарх Тихон не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости. Вот лишь краткие цитаты из его посланий, наполненных скорбью и болью о России и Святой Церкви.
Из послания с анафемой безбожникам:
«Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному… ...Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной...».
Из послания по случаю «Брестского мира»:
«Заключенный ныне мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чу́ждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры […] такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения, Церкви же православной принесет великий урон и горе, а отечеству неисчислимые потери. А между тем у нас продолжается все та же распря, губящая наше отечество… Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга, как на врагов, и разделять родную страну на враждующие станы. Все мы – братья и у всех нас одна мать – родная русская земля и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: «Отче наш, остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.
К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни и народное достояние.
Ситуация обострилась в 1922 году, когда был издан декрет «Об изъятии церковных ценностей». Патриарх разрешил властям забрать из храмов все ценности, кроме богослужебных сосудов, и выступил с резкой критикой власти за закрытие храмов. Власти, желая добиться успеха на пропагандистском направлении, обвиняли Церковь в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей, обысков, заключений.
Патриарх Тихон был взят под стражу и с мая 1922 года по июнь 1923 года пребывал в заточении. Не найдя очевидных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу, однако стали следить за каждым его шагом, и дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства святителя, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение.
Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. В январе 1925 года, в связи с ухудшением здоровья, Святейшего поместили в частную клинику Бакунина. Из нее он выезжал на богослужения, но делать это ему становилась все труднее. 23 марта/5 апреля 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Он собирался покинуть клинику, но 25 марта/7 апреля ему стало хуже. Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе...»
Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий.
3 декабря 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов еще один день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Новая дата приурочена к дню избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол — 5/18 ноября.
Во времена тяжких потрясений, духовных нестроений и смуты Господь посылает своему народу особенных пастырей – настоящих гигантов духа, подвижников веры, надежды и любви. И именно они спасают людей на краю обрыва, за которым пропасть нравственной и духовной гибели. Таким гигантом веры остался в истории один из самых великих людей XX века – Патриарх Московский и всея России Тихон.
9 октября – Прославление
18 октября – Собор Московских святителей
18 ноября – Избрание на Патриарший престол. Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
6 февраля (2022) (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
22 февраля – Обре́тение мощей
7 апреля – Преставление
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
3 июля (2022) (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани // и мир Божий людем испроси.
Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любви́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне,/ моли́ся о нас да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.
О, па́стырю наш до́брый, святы́й вели́кий патриа́рше Ти́хоне! я́ко град го́рний ты яви́лся еси́, до́брая дела́ твоя́ и доны́не све́тятся пред челове́ки. Ве́мы, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах пред Го́сподем. Воззри́ и ны́не на нас гре́шных и недосто́йных чад твои́х, к тебе́ бо я́ко иму́щему ве́лие дерзнове́ние пред Творце́м вся́ческих, ны́не припа́даем и усе́рдно мо́лимся: умоли́ Го́спода, да пода́ст нам реши́мость стяжа́ти благоче́стие отце́в на́ших, его́же ты стяжа́л еси́ от ю́ности твоея́. Ты в житии́ свое́м ре́вностный защи́титель и храни́тель и́стинныя ве́ры был еси́, помози́ и нам незы́блему соблюсти́ ве́ру правосла́вную. Ти́хая бо душа́ твоя́ зело́ преуспе́ла в Боже́ственном смиренному́дрии: научи́ и нас ра́зум наш пита́ти не многомяте́жною му́дростию челове́ческою, но смире́нным позна́нием во́ли Бо́жией. Ты пред лице́м лю́тых враго́в Христо́вых и́стиннаго Бо́га дерзнове́нно испове́дал еси́: моли́твою свое́ю укрепи́ нас, малоду́шных, да и мы всегда́ и всю́ду противоста́нем ду́ху безбо́жия и льсти. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, моля́щихся тебе́, и́бо не то́кмо от бед и скорбе́й избавле́ние про́сим, но си́лы и тве́рдости, великоду́шия и любве́ про́сим, да́бы претерпева́ти о́ныя напа́сти, возстаю́щия на ны. Испроси́ нам неосла́бное терпе́ние да́же до конца́ жития́ на́шего, мир с Го́сподом и грехо́в отпуще́ние. О́тче святы́й! Укроти́ в стране́ на́шей ве́тры неве́рия и сму́ты, да водвори́т Госпо́дь на земли́ Росси́йстей тишину́ и благоче́стие и любо́вь нелицеме́рную: моли́твами твои́ми да сохрани́т ю́ от междоусо́бныя бра́ни, да укрепи́т святу́ю Це́рковь на́шу Правосла́вную: да не оскуде́ет она́ и́стинными па́стырьми, до́брыми де́лательми, пра́во пра́вящими сло́во ева́нгельской и́стины; упаси́ и заблу́ждшия о́вцы ста́да Христо́ва. Наипа́че же моли́ Го́спода сил, да возроди́тся Ру́сская земля́ святы́м покая́нием и еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ просла́вит ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России