Святитель Николай родился в III веке (около 270 года) в Ликийском городе Патара в семье благочестивых и богатых родителей Феофана и Нонны, которые были христианами, образцовыми супругами и отличались милосердием. Живя долгие годы в честном браке, они не имели детей, но не переставали молить Бога о даровании сына, причем, обещали посвятить его служению Господу. Наконец, их горячая молитва была услышана, и у них родился сын. При крещении ему дали христианское имя Николай. Со дня своего рождения он явил людям свет будущей славы великого чудотворца: мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни; во время крещения он стоял на ногах, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице; принимал грудь матери только тогда, когда не было поста.
С детских лет святой Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; молился и читал книги, проявлял особую любовь к Божиему храму. Особые успехи отрок показывал не только в грамоте, он преуспевал в благочестивой и кроткой жизни. Его мало занимали детские игры и обычные разговоры, он сторонился шумных детских развлечений, в поведении проявлял скромность и целомудрие. Благочестивая жизнь юного Николая, конечно же, не укрывалась от окружающих.
Епископом в городе Патара в то время был дядя святого Николая, который, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, принял его под свое покровительство и направил по пути церковного служения. Святой Николай прошел ступени чтеца, диакона и затем был рукоположен в сан священника (290-е годы). При совершении над святым Николаем Таинства Священства, дядя-епископ пророчески предрек ему великое общественное и церковное служение. Очень скоро это пророчество стало оправдываться. Приняв сан священства, святой Николай стал проводить жизнь еще более строгую и молитвенную. Служа Господу, святой Николай горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Постоянно трудясь и пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, всегда приходя на помощь страждущим. Получив большое наследство после кончины родителей, святой Николай воспринимал его как имущество, данное ему от Бога для помощи нуждающимся. Как раз в это время в городе произошел такой случай.
У одного пожилого человека было три дочери – красавицы. Семья эта, когда-то богатая, лишилась всего своего имущества и впала в полную нищету. Выдать дочерей без приданого - не могло быть и речи. Отчаявшийся отец замыслил использовать красоту своих дочерей в ремесле блудниц и этим зарабатывать на жизнь. Узнав о горькой нужде и нищете этой семьи, святой Николай спас ее от большого греха и духовной гибели.
В одну из ночей, взяв из своего имущества узелок с золотом, святой Николай подошел к дому, где жила эта семья, и тихонько бросил узелок через окно в комнату. Проснувшись утром, хозяин увидел узелок и понял, что в нем – спасение его семьи, стал благодарить Бога за такое благодеяние, но кто подбросил это золото, он не мог понять. Вскоре старшая дочь была удачно выдана замуж. А святой благодетель Николай, спустя некоторое время, точно также подбросил деньги и для следующей дочери, которая также вскоре стала замужней женщиной. Растроганный отец, прославляя Бога, очень хотел увидеть своего благодетеля, чтобы поблагодарить его. Он не спал ночей, справедливо ожидая, что тайные благодеяния ждут и третью его дочь. И вот, добрый пастырь Христов, бросив в третий раз узелок, спешно направился уходить, но хозяин семейства бросился вдогонку, упал к его ногам и слезно благодарил за добрые дела. Святой Николай посоветовал ему чаще благодарить Господа за Его благодеяния, никогда не впадать в отчаяние и не допускать до себя грешных намерений и просил никому не рассказывать о том, что произошло. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, святой Николай, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю.
Во время путешествия святой Николай проявил дар глубокого пророческого прозрения и чудотворения. Когда корабль приближался к Египту, святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением. По просьбе отчаявшихся мореплавателей он усмирил своей молитвой морские волны, которые бросали корабль, точно щепку.
Здесь же он совершил и другое чудо - по его молитве на глазах у всех воскрес юный корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. После возвращения из паломничества все мысли святого были о том, чтобы уединиться от людей и жизнь свою посвятить молитве. Достигнув Ликии, он отправился в Сионскую монашескую обитель, основанную его дядей-епископом. Но монашеское уединение не было его уделом.
По промыслу Божиему, святой Николай оставляет монастырь и направляется в Миры, столицу Ликийской провинции. Здесь, неожиданно для него, он избирается епископом Мир Ликийских (ок.300-го года). Это произошло в то время, когда все епископы Ликийской Церкви после кончины архиепископа Иоанна собрались для избрания нового главы поместной церкви. Было предложено много достойных кандидатур, но общего решения они принять никак не могли. И тогда по их совместной молитве, Господь исполнил их просьбу указать того человека, который достоин занять этот ответственный пост: одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай.
Вступая в управление епархией Мир Ликийских, святитель Николай знал, что теперь он уже не имеет права скрывать свои добрые дела, но обязан быть примером и образцом для паствы и для священнослужителей.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви в период самых жестоких гонений на христиан со стороны императора Диоклетиана. Ликийский пастырь в это трудное время бесстрашно поддерживал свою паству, громко проповедуя слово Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими был схвачен и заточен в темницу (предположительно в 303 г.), где стойко переносил все невзгоды. Святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах, поддерживал их и увещевал твердо переносить страдания, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым для дальнейшего служения Церкви.
Во времена правления Галерия, который сменил отказавшегося от престола Диоклетиана, по отношению к христианам была дарована некоторая свобода и снисхождение. Повинуясь указу Галерия, градоправители освобождали заключенных из темниц. По освобождении (ок. 311 г.) святой Николай снова занял Мирликийскую церковную кафедру и с еще большей ревностью отдался выполнению своих высоких обязанностей.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.
В начале IV века в Церкви стала распространяться ересь Ария, который отвергал Божество Сына Божиего и не признавал Его единосущным Богу-Отцу. Равноапостольный Константин, который был в то время императором, потрясенный ересью Ария, созвал Первый Вселенский Собор (325 г.), на котором присутствовало 318 епископов. Святитель Николай был участником Собора, принявшего Никейский Символ Веры, и, вместе со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими, обличал еретика Ария. Сохранилось предание, что на одном из соборных заседаний святитель Николай, не стерпев богохульства Ария, ударил еретика по щеке. За это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.
Вернувшись в свою епархию, святитель продолжил благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков. Слово его, выражавшее отеческую любовь к ближнему и, вместе с тем, нечеловеческую мудрость, действовало неотразимо властно; поучал он не только словами, сколько делами своими, имевшими Божественную силу и значение. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.
Много чудес совершил святой Николай, долгие годы подвизаясь в своем служении. Так, в начале 330-х годов от страшного бедствия был спасен город Миры, когда там оскудели припасы съестного, и многие из горожан голодали. Святитель Николай, явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Торговец счел своим долгом исполнить волю святого, отплыл в Миры и распродал там свой хлеб. Граждане Мир вознесли горячую благодарность Господу и Его святому угоднику, так чудно напитавшему их во время голода.
Святой Николай избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Когда обвиняемых должны были казнить, и человеческая помощь была уже невозможна, святитель Николай, оказавшийся на месте казни вырвал из рук палача меч и освободил осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении (330-е годы). При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Не раз спасал святой Николай утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Господь сподобил святителя Николая дожить до глубокой старости. Он скончался тихо и мирно после непродолжительной болезни (ок. 335 г.). Его честное тело было погребено в соборной церкви города Миры при многочисленном собрании епископов и священников Ликии и при огромном скоплении верующего народа. С первых же дней после погребения началось всеобщее поклонение его святым мощам.
В 1087 году мощи святителя Николая были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне.
Святая Православная Церковь чествует память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца:
19 декабря (преставление),
22 мая (перенесение мощей),
11 августа (рождество),
5 октября (Собор Тульских святых),
а также еженедельно - каждый четверг, особыми песнопениями.
См. также: «Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ
I. Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата царствия Божия, но не всегда, а при соблюдении известных условий.
Посему в день памяти сего великого угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе.
II. а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилование благотворителю сильна милостыня, творимая, по примеру Отца небесного, всем нуждающимся в ней без всякого разбора.
«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных; Он благ и к неблагодарным и злым», заповедует нам Спаситель (Матф.5,45; Лук, 6,35.36).
Наш долг подавать руку помощи всякому нуждающемуся в ней, снабжать каждого именем Христовым просящего милостыни, будет ли то человек, облеченный в богатое одеяние или покрытый рубищем, человек с крепкими силами или немощный, соотечественник или чужестранный, иноверец или единоверный, признательный к благодеяниям или неблагодарный, зазорного поведения или честной жизни. Не наше дело разбирать, стоит ли милостыни нищий или нет.
Нам заповедано от всещедрого подателя всех благ Бога: «всякому, просящему у тебя, давай» (Лук. 6,30). Значит и должны мы подавать милостыню всем. Не следует нам удерживать руку свою от благотворения потому, что испытали или предвидели неблагодарность. Вспомним Спасителя нашего, Который хотя предвидел, что из десяти прокаженных, исцеленных Им, один только возвратится поблагодарить Его, несмотря на то, явил милость Свою одинаково всем десяти прокаженным. «Добрая душа благотворит ближнему, и не только неблагодарность его переносит великодушно, но и с терпением принимает от него оскорбительное», учит один подвижник. Итак, братия, покровительствуйте всем без изъятия… – и тогда надежда ваша на получение царства небесного не будет напрасна.
б) Для большого упрочения надежды на получение царства небесного требуется при всеобщности благотворения и сокровенность благотворения.
Надобно подавать милостыню сколько возможно тайно. Эта предосторожность необходима для избежания суетной славы человеческой. Тщеславия всегда убегать должно, а особенно при подаянии милостыни. «Милостыня, зараженная сею болезнию, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только не есть милостыня, но даже обида, потому что этим ты публично осмеиваешь брата своего», учит св. Иоанн Златоуст.
«Смотрите, не творите милостыни вашей предь людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», – говорит небесный Учитель Христос (Матф. 6, 1–4).
Ублажаемый ныне церковью святитель Николай всячески старался оградить все свои благодеяния таинственностью. Особенно видна его скрытность в благотворении одному патарскому гражданину, который, из славы и богатства пришедши в бесславие и убожество, до того растерялся духом, что решился открыть в доме своем убежище нечестию. Святитель в глухую полночь тихо и незаметно подошел к его окну и, тихонько в него спустив узел золота, поспешно удалился в свой дом, дав ему возможность прилично устроить своих дочерей.
в) Кроме всеобщности и сокровенности, милостыня должна быть также уделяема нами из достояния, собираемого честным и праведным трудом, а не насилием и хищением.
«Полезно подавать милостыню, но пагубно других обижать. Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Если угодно сеять в нищих, то сей из собственного. А если вознамеришься сеять из чужого, то знай – это самые горькие плевелы», увещевают святые Тихон Задонский и Исаак Сирин. «Если ты даешь, говорит св. Григорий назианзин, то давай из своего, а не корми и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди, которые, ограбив ближнего, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милостыни! Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его. Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство», говорит св. Иоанн Златоуст..
г) Последней принадлежностью милостыни, сильной доставить блаженство благотворителю, есть подаяние ее с охотою, с сердечным участием, с веселым лицом, при всех обстоятельствах жизни.
«Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы «давать с христианским чувством милосердия». Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрыми словами утешь скорбь его», – убеждают св. Иоанн Златоуст и св. Исаак Сирин. «Давать охотно значит больше, чем давать много», говорит блаженный Августин.
III. Итак, вот какова должна быть милостыня, за которую мы могли бы получить от Судии-Бога помилование, удостоиться царства небесного и блаженства вечного!
Она должна быть оказываема всем без изъятия нуждающимся в ней, – творима не на показ людям, а тайно от всех, не ради признательности и похвал как от облагодетельствованных, так и от посторонних, а из послушания и подражания всеобщему Отцу небесному, по христианской любви к нищим, как братиям Христовым и нашим, – уделяема из имущества, благоприобретенного нами трудом честным и праведным, а не добытого насилием и хищением, обманом и грабительством, – должна быть подаваема с полным радушием и охотно, а не с огорчением и притворством (2Кор. 9,7).