Святой апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его (Лк.3:23, 2:48; Мф.13:55), и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа (Мф.13:55; ср. Ин.2:12, 7:3, 5, 10; Мк.3:31–32; Лк.8:19–20). Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал в Господа (Ин.7:5), но потом уверовал в Него и стал учеником Его.
При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых (Лк.6:16; Мк.3:18). Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев (Лк.6:16; Деян.1:13), Леввей (Мф.10:3), Фаддей (Мк.3:18; Мф.10:3). Вот смысл этих названий.
Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании (Иуд.1:1). Название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков (Гал.1:19). Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа (Ин.7:5). К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех. Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода (Мф.2:13, 14), стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть. Поэтому он после и назван был братом Господним. Иуда, сознав грехи свои против Христа, не осмеливался называться братом Господним», а получил название брата Иакова.
Прозвание Леввей, данное апостолу Иуде, имеет три значения: «совокуплен», «сердечен», «львиный». Прилагая к Иуде это название, можно объяснить его так. Сознав прегрешения свои, соделанные против Христа, и познав, что Христос – истинный Мессия, Сын Божий, Иуда совокупился с Ним всем сердцем своим и с львиным мужеством подвизался за Христа.
Данное еще апостолу Иуде название Фаддей значит: «хвалящий», «исповедующий», «молочные сосцы». Принимая во внимание значение слова «Фаддей», можно заключить, что Фаддеем назван потому, что, хваля и исповедуя Христа, Сына Божия, он, подобно женщине, питающей младенца молоком своей груди, питал апостольским учением младенцев по вере – христиан первоначальной Церкви.
Можно думать, что об апостоле Иуде упоминается в книге Деяний апостольских, когда повествуется, что апостолы и пресвитеры со всею Церковью избрали из среды своей двух мужей – Иуду, называемого Варсавою, и Силу, и послали их на дело проповеди в Антиохию с Павлом и Варнавой (Деян.15:22). Если этот Иуда есть апостол Иуда из 12, то он, значит, имел и еще название Варсавы. Слово «Варсава» значит «сын обращения», потому что раскаялся в своих прегрешениях пред Господом и обратился к Нему с полной верой и любовью.
Грех неверия святой апостол Иуда загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Христа было так мало верующих в Него, и пламенно желал, чтобы весь мир уверовал во Христа, познал Его как Истинного Бога.
Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Он говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они будут Его видеть, потому что они соблюдают заповеди Его и любят Его, почему они в Нем пребывают, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. Иуде показалось, что Христос в этих словах высказывает, что Ему перед одними только учениками надлежит явиться, как Мессии, что он не желает перед всеми явить Себя Мессией.
– «Господи, – горячо воскликнул Иуда, – что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» В этих словах, правда, ясно видно, что Иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию как на земного Царя и Спасителя, но также ясно видна в них и горячая ревность апостола в вере во Христа (Ин.14:18–22).
Эта ревность особенно выразилась на деле, в апостольских трудах святого Иуды, после вознесения Господа на небо. Он ревностно проповедовал Святое Евангелие сначала в пределах Палестины в Иудее, Галилее и Самарии. Потом он был с проповедью Слова Божия во многих городах Аравии, Сирии и Месопотамии.
Обходя города Месопотамии, святой апостол Иуда пришел после всего в город Эдессу. Здесь раньше его был святой апостол Фаддей, из 70 меньших апостолов, который принес письмо Христа и Его нерукотворенный образ властителю эдесскому Авгарю и просветил город светом Евангелия. Святой апостол Иуда, придя в Эдесс, сделал здесь, чего не успел докончить святой Фаддей.
Из Месопотамии Иуда был с проповедью в Персии. Отсюда он написал на греческом языке свое «Соборное послание» ко всем вообще верующим. Послание это, при всей краткости своей, исполнено назидательного учения и сильных мыслей. Главным побуждением к написанию послания было для апостола Иуды распространение между верующими превратных начал и нечестивых правил явившихся в то время лжеучителей. Описывая свойства этих лжеучителей и изображая ожидающий их суд Божий, апостол предостерегает христиан, чтобы они не увлекались их лестью и не уклонялись от чистоты веры Христовой. Со святым негодованием восстает апостол Христов и против всякого порока, а с другой стороны с сердечной заботливостью увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа, для вечной жизни (Иуд.1:21)».
Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, святой апостол Иуда пришел, наконец, в Армению. Ревностно проповедовал он здесь имя Христово, и множество неверующих привел ко Христу. Деятельность святого Иуды здесь была особенно ревностна и успешна, и потому армяне особенно чтут его и называют своим апостолом. В Армении святой апостол Иуда и запечатлел апостольское служение мученической смертью. Разгневанные на него за то, что он своей проповедью отвращает всех от идолопоклонства, идолослужители бросили его в темницу. Долго терзали святого апостола всякими муками, и он все мужественно переносил. Наконец, его возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами. Это было около 80 г. по Р.Х., 19 июня. В этот же день Святая Церковь совершает празднество в честь святого апостола Иуды.
См. также: "Память святого апостола Иуды, брата Господня по плоти" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
2 июля
Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.
Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.
I. О святом апостоле Иуде, память коего совершается ныне, церковный историк Никифор пишет: «божественный Иуда, не искариотский, но другой, которого также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшенного с крыши церковной, уловил сетью Святого Евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в город Едес, принадлежавший царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедовал Христа еще прежде него».
По преданию известно еще, что апостол Иуда проповедовал Евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутые слова»; «это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа», говорит апостол, «безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые волны морские, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки»... Святой апостол Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и ангелов, накажет всякого грешника, не старающегося исправить жизнь свою.
Святой апостол Иуда скончался мученически в Месопотамии (около 80-го года по Р. X.), он был распят на кресте; место погребения его осталось неизвестным.
II. Обратим внимание, братия мои возлюбленные, на те страшные угрозы грешникам вечными мучениями, которые в пророческом духе изречены в послании святого апостола Иуды, и побеседуем в настоящий раз «о вечных мучениях грешников в аду».
Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимого, и посмотрите там на заключенного горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.
а) Первая стрела гнева Божия – это живое воспоминание протекшей жизни, – воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но бесполезное раскаяние. Нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаиваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но они уже не омоют грехов его: нет! они еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключились уже двери Царства Небесного и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что ты мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? – «Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно!» говорит грешник. Эти пиры и ликования, эта нечистая плотская любовь, игры и потехи – что это было как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближнего в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе – что это было, как не капля меду! И все эти богатства, ради которых я обременил совесть мою бесчисленными обидами, делами беззаконными – ведь все это было только капля меду! И слава, и знатность, и честь и покой, все, чем наслаждался я без страха Божия, – все, все было капля меду, да и то смешанного с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастьи земном, – что все это в сравнении с вечным мучением? – Одна капля меду, ничто, «яко день вчерашний, иже мимо иде!.».
Кто дал бы мне теперь хоть одну минуту для покаяния! Но нет уже «времени»: оно окончилось; теперь настала «вечность», и вечно я буду плакать без пользы. Но это только первая стрела гнева Божия, поражающего грешника.
б) Вторая стрела, это – самая мука адская. «Соберу на них злая», угрожает Бог грешникам (Второз. 32, 20). Собрание, соединение всех зол, всех бед и мук вместе – вот состояние мучимых во аде! Все виды скорбей собраны в одну чашу, все пламени огня неугасимого соединены в один пламень, все муки вечные – в одной муке! Мучение вечное – без ослабы, без конца! Отче Аврааме, взывает евангельский богач, ты отец милости, окажи милость мне, горящему в огне неугасающем! О, пошли этого счастливца Лазаря, чтобы омочил он конец перста в воде и прохладил язык мой пламенеющий. – И что же говорит ему Авраам? – Нет, чадо мое, ты все получил уже в жизни твоей, не ожидай более ничего.
в) Третья стрела гнева Божия, уязвляющая сердце грешника, это – желание без надежды, желание Бога, без надежды на Бога! Видал ли ты когда-нибудь волны морские, которые устремляются на берег, будто хотят затопить всю землю собою, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад? Вот также устремляться будет и душа грешника к общению с Богом, но встретив сердце Божие, точно скалу твердую, будет разбиваться от болезни лютой! Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда – да это такое мучение, которое мы и объяснить не можем! Подумайте только, что если бы прекраснейшее и святейшее лицо Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы раем. Подумайте, если бы грешники имели надежду когда-нибудь увидеть лице Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им ни за что! Каково же их мучение, когда они будут вечно желать без надежды узреть лице Божие!
III. Братия! Будем помнить вечную муку, дабы избегнуть ее. В древние времена, один святой отшельник терпел искушение от плоти; вот раз диавол и представил ему подобие женщины, чтобы его скорее на грех соблазнить. Что же отшельник сделал? Он протянул палец на огонь горевшей свечи, а как не мог вынести страданий, то тотчас же отдернул руку и сказал сам себе: «если я не могу вытерпеть одной минуты, чтобы мой палец горел на огне, то как же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь телом и душою в пламени геенны? Иди от меня, сатана!» – И тотчас женщина исчезла, отшельник победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу... О, если бы и каждый из нас, когда будет его искушать плоть, мир или диавол, говорил сам себе: «ведь за то, что я делаю, мне придется мучиться во аде; мучиться вечно», – подумайте: что была бы тогда за охота грешить? Нет! повторяю: не будет мучиться тот, кто помнит муку вечную. Но многие ли помнят о ней?..