Святой благоверный князь Феодор родился около 1237 - 1239, был правнуком Мономаха и сыном Ростислава, князя Смоленского. С молодых лет отличался благочестием: не любил ссор и распрей, занимался чтением священных книг, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением. Когда братья обидели его при дележе отцовского наследия, выделив ему из всего княжества Смоленского один небольшой городок Можайск, он смиренно принял это. Когда теща его, вдова Ярославского князя, Ксения, не допустила его до власти, он перенес терпеливо и это лишение.
Князь Феодор, вместе с другими князьями, ходил на поклон в Орду и по воле хана Менгу-Темира предпринимал поход против яссов или алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани татарам. Возвратившись оттуда с богатой добычей, Феодор обратил на себя особенное внимание хана и жены его. Когда жена хана предложила ему руку своей дочери, Феодор не побоялся отвечать, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой.
Между тем княгиня Ксения, по возвращении его в отечество, не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, сын его и Марии - малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не могло победить упрямства княгини.
Вскоре Феодор овдовел (по другим сведениям, его супруга умерла еще до его возвращения из Орды) и получил Смоленское княжество после умерших братьев. Тогда он снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. По предложению жены хана Менгу-Темира, Феодор женился на их дочери, которая приняла христианство и крестилась с именем Анна. Хан дал своему зятю с дочерью на содержание несколько городов: Чернигов, Болгары, Куманы, Корсунь, Арск, Казань и другие – всего до 36 городов. Несмотря на родство с ханом, святой Феодор отличался справедливостью и добротой и нисколько не изменился к худшему. Пользуясь своим положением, князь Феодор испросил у хана позволение выстроить в Орде несколько церквей, всеми мерами распространял христианство и покровительствовал духовенству. Огромное влияние, которое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии.
В 1290 году, когда сын его от первого брака умер, Феодор отправился в Ярославль с супругой и с двумя сыновьями, Давидом и Константином, родившимися в Орде. Феодор расширил город Ярославль, обвел его земляным валом, построил в нем несколько храмов и великолепно украсил их. Супруга Анна, подражая добродетелям его, построила храм Архангела Михаила, а родившиеся от нее дети, Давид и Константин, стали благочестивыми князьями.
Святой Феодор управлял княжеством кротко, мудро, беспристрастно, заступаясь за обиженных, вдов и сирот, милосердствуя о нищих и убогих. Летописи отличают особенно его искреннее и смиренное благочестие, усиленные посты и молитвы, многотрудные подвиги и попечения касательно храмоздательства и церковного благолепия, а также его почтение к епископскому и священному сану, – в чем подражали ему и его сыновья. Святой князь Феодор княжил в городе Ярославле богоугодно до глубокой старости.
Не порывались связи святого Феодора и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь занемог.
Заболев и чувствуя, что эта болезнь – предсмертная, он позвал к себе супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире. Перед своей кончиной 18 сентября 1299 года князь принял схиму, и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его дара, коего давно желала душа его. Преподав всем прощение и сам, испросив у всех прощение, осенил себя крестным знамением и предал душу свою в руки Божии. Скончался святой благоверный князь Феодор 19 сентября (2 октября – по н.ст.) 1299 года.
После святого князя Феодора в Ярославле правил старший сын его – святой Давид. Заняв престол, святой князь Давид, вполне был подражателем отца, а младший, Константин, во всем подражателем брату. Оба любили пост, молитву и дела благотворения. Давид был женат и скончался в 1321 году. Младший сын, святой Константин, был безбрачным и, видимо, почил ранее. Все три князя были погребены в Ярославле в Спасском монастыре.
5 марта (18 марта – по н.ст.) 1463 года Спасским архимандритом Христофором были обретены нетленные мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина, что сопровождалось многочисленными дивными исцелениями. Ныне они почивают в Успенском кафедральном соборе города Ярославля.
2 октября - Преставление
18 марта - Обретение мощей
5 июня - Собор Ростово-Ярославских святых
7 августа - переходящая - Собор Смоленских святых
От ю́ности ва́шея Христо́ве любви́ прилепи́вшеся, святи́и, / усе́рдно зако́н и оправда́ния Того́ сохрани́сте,/ отону́дуже и чуде́сными дарова́ньми обогати́вшеся,/ исцеле́ния источа́ете,/ Фео́доре, Дави́де и Константи́не,/ с ве́рою вас почита́ющих,/ моли́те Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.
Явистеся, светильницы всесветлии, во плоти яко ангели: и яко жизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими небесныя благодати приемше: врачеве крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине. Молите Христа Бога, грехов оставление даровати, верою и любовию чтущым память вашу.
О, велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.
Акафист святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам