Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение, был свидетелем распространения и развития первых христианских общин и был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти, и управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет. Богоносцем он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно трудился на ниве Христовой. В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа. В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал:
«Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».
Смотри: "Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
2 января
11 февраля – Перенесение мощей
И нpа́вом пpича́стник,/ и пpесто́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обpе́л еси́, Богодухнове́нне,/ в виде́ния восхо́д,/ сего́ pа́ди сло́во и́стины испpавля́я,/ и ве́pы pа́ди постpада́л еси́ да́же до кpо́ве,/ священному́чениче Игна́тие,// моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный день/ предпропове́дует всем в верте́пе рожде́наго:/ сего́ бо жажда́я от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;// сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси, Игна́тие всему́дре.
О, вели́кий святи́телю Богоно́сный Игна́тие! К тебе́ припа́даем и мо́лим тя, при́зри на ны гре́шныя, прибега́ющия к твоему́ заступле́нию! Умоли́ Го́спода, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша: ты му́ченически ду́шу твою́ за ве́ру положи́л еси́, да́руй и нам му́жество во всем подража́ти тебе́. Ничто́ в жи́зни не возмогло́ отлучи́ти тя от любве́ ко Го́споду, ни ле́стныя обеща́ния, ни преще́ния, ни угро́зы, ниже́ са́мыя му́ки: ты с ра́достию предста́л пред зверьми́ на смерть лю́тую и, я́ко а́нгел, возлете́л еси́ во оби́тели Отца́ на́шего Небе́снаго; и моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем. Бу́ди же, святы́й уго́дниче, предста́телем у Го́спода: за ны, недосто́йнии рабы́ твоя́; помога́й и всем правосла́вным христиа́ном святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему Бо́гу, да изба́вит ны от гла́да, тру́са, гра́да, бездо́ждия и смертоно́сных боле́зней, и да да́рует нам здр́авие и спасе́ние. Бу́ди же нам помо́щник ско́рый во вся́кой ско́рби, наипа́че в час кончи́ны на́шея яви́ся нам све́тлым защи́тником и хода́таем и умоли́ Го́спода сподо́битися всем нам, тебе́ ны́не те́пле моля́щимся, получи́ти по христиа́нской кончи́не Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси святи́и вку́пе с тобо́ю ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ИГНАТИЮ БОГОНОСЦУ
I. Ныне святая церковь совершает память святого священномученика Игнатия Богоносца.
На него донесли однажды светские власти императору Трояну, что он не дозволяет христианам участвовать в языческим торжествах по случаю побед Трояна. Троян, прибывши в Антиохию, призвал его к себе. «Ты ли называешься Богоносцем? спросил он его. Да и что такое за название?» – Богоносец тот, кто носит Христа Бога в душе своей, сказал св. Игнатий.
Троян долго старался склонить Игнатия к отречению от Христа, обещая за отречение почести и богатства. Богоносец отвечал, что ему лучше страдать за Христа, нежели жить, отрекшись от Него, в величии и славе. Тогда император осудил Игнатия на съедение зверями. И вот Игнатий, связанный тяжкими узами, был поведен в Рим на казнь. Он шел радостно на казнь за возлюбленного Христа и утешал христиан, с плачем выходивших к нему из городов, мимо которых он шел. Он имел твердость дорогой даже написать несколько посланий к христианам. Когда привели его на казнь, он с бывшими тут христианами помолился. Язычники, слыша, что он беспрестанно повторяет имя Иисуса Христа, спросили, почему он так часто повторяет это имя? Святой Игнатий отвечал, что в его сердце написано имя Иисуса Христа и потому уста исповедуют Того, Кого он в сердце всегда носит. Едва он сказал перед смертью еще несколько слов, как львы устремились на него и растерзали его. Христиане собрали его кости и перенесли их в Антиохию. Долго они о нем плакали и скорбели, и некоторым из них святой являлся, утешая их в печали. Другие видели его молящимся о народе.
II. Чему учит нас своим примером святой Игнатий Богоносец?
а) Учит Бога в уме и сердце держать, спасительное имя Христа Спасителя как можно чаще призывать и повторять.
Кому Христос дороже, как не нам верующим в Него, в крещении сочетавшимся Ему, в Таинстве Причащения таинственно соединяющимся с Ним? Кому Он ближе, роднее, как не нам служителям Его, которые Его именем называемся, крестом Его знаменуемся, крест Его на груди носим и из семи дней недели почитаем особенно те, в которые Он пострадал и воскрес? Мы с Ним так соединились, как ветвь древесная с своим деревом. «Аз есмь лоза, вы же рождие». Мы Им живем здесь, с Ним же, Им же будем жить и по смерти, – нам ли Его забыть? Ему мы служим, пред Ним мы согрешаем, пред Ним каемся, от Него же ждем и помилования. К кому же значит чаще всего нужно возноситься умом и сердцем, чаще всего нужно обращаться с молитвою горячею и умиленною, к кому, как не к Нему – нашему Владыке и Господу?
б) Святые отцы, истинные служители Христовы, так именно и делали. Никакое имя они так часто не произносили, с такой любовью в уме и сердце не держали, как сладчайшее имя Христово. Молитва Иисусова, переданная ангелом преподобному Пахомию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», – эта молитва была неразлучной спутницей всех их деяний, – вне храма и общественной службы. Творя эту молитву сами, они заповедали творить ее и мирянам, и особенно ищущим преуспеяния в духовной жизни. Этою молитвою по их учению можно даже заменять службы церковные, если кому почему-нибудь нельзя иногда быть за ними. И они назначили, сколько раз следует ее прочитать с поклонами за каждую службу в отдельности, сколько за вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и так далее. Все это указано в псалтири.
в) Сладко и утешительно сердцу верующему и любящему Господа часто произносить Его сладчайшее имя. Но как душеспасительно и как действенно призывание этого великого имени!
Из жизни святых можно указать бесчисленное множество примеров необыкновенной силы имени Спасителя.
В царствование греческого императора Юстиниана Великого было в Антиохии страшное землетрясение, которое угрожало весь город с великолепными зданиями обратить в развалины. Тогда один благочестивый муж подал совет на всех домах начертать спасительное имя Господа нашего Иисуса Христа. Когда все это сделали, землетрясение кончилось.
С одним учеником преподобного Пафнутия случилась болезнь глаза и страшно мучила его. Преподобный, дав ему свои четки, велел тысячу раз проговорить молитву: «Господи Ииусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Едва ученик успел совершить половинное число, как болезнь прошла.
Преподобный Моисей Мурин был преследуем ночными скверными мечтаниями, и истощивши все усилия бдения, поста и молитвы, не находил себе покоя, – тогда пришел он к пресвитеру Феодору. Этот, сжалившись над ним, призвал имя Господа Иисуса Христа и освободил его от этих мечтаний, сказавши: «во имя Господа Иисуса Христа отныне не будет с тобою этого». И действительно скверные мечтания его оставили.
А сколько святые именем Иисуса Христа исцеляли бесноватых! Сколько этим именем исцелено людей от болезней апостолами и другими святыми!
III. Будем же, братие, чаще и чаще произносить это спасительное имя.
Итак, сидите ли за работой, – чем петь пустые и не редко греховные песни, держите лучше на устах и в сердце имя Христово и молитву к Нему. Меньше вы и согрешите, успешнее будут и дела ваши. А главное через молитву вы будете все более и более приближаться ко Христу.
Так делайте, когда и отдыхом пользуетесь, когда на пути находитесь. Ужели лучше отдаваться рассеянию мыслей и особенно скверным мечтаниям?
Делайте так, и ночью просыпаясь, и из дому выходя, и при начатии всякого дела.
Господь всесильный Своею благодатию, по молитвам святого священномученика Игнатия, да управит стопы ваши к деланию Его заповедей.