Святитель Митрофан – первый епископ Воронежский, чудотворец, видный религиозный и общественный деятель XVII века, родился в 1623 году во Владимирской земле, в семье священника, в Святом Крещении был наречен Михаилом. Половину своей жизни будущий святитель провел в миру; он служил приходским священником, был женат, имел сына.
На сороковом году жизни, после смерти супруги, отец Михаил принял постриг с именем Митрофан и поселился в Золотниковском Успенском монастыре, недалеко от Суздаля.
Инок Митрофан отличался глубоким смирением, о его строгой богоугодной жизни стало известно в монашеской среде, и через три года братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшие настоятеля, попросили священноначалие поставить его игуменом к ним в обитель.
Здесь за десять лет настоятельства в полной мере раскрылись таланты духовного наставника и администратора игумена Митрофана. Позднее Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную преподобным Макарием Желтоводским в XV веке в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания.
Деятельность настоятеля привлекла внимание не только Патриарха Иоакима, но и царя Федора Алексеевича, который нередко посещал эту обитель и беседовал с игуменом Митрофаном. Когда на Московском Соборе 1682 года в числе мер по борьбе с расколом было принято решение увеличить число епархий, игумен Митрофан был возведен в сан епископа и назначен на новую Воронежскую кафедру, которую ему довелось возглавлять в течение двадцати лет.
Святитель Митрофан внес огромный вклад в дело духовного просвещения и укрепления Православия на землях Воронежского края и всей России. Особую страницу в его биографии составляют отношения с царем Петром Великим. Владыка содействовал преобразованиям царя, необходимость которых он хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно, так как многие считали создание флота делом бесполезным. Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины. Высокий патриотизм святого епископа соединялся в его душе с твердой верой, со строгостью православных убеждений, ради которых владыка не боялся навлечь на себя царский гнев.
Святитель Митрофан Воронежский был известен всей России не только своей подвижнической жизнью, но и делами милосердия. В своем архиерейском доме он принимал неимущих, убогих, сирот; щедро раздавал пожертвования нуждающимся; его часто можно было видеть у постели больного и напутствующим умирающего. Послушать его проповеди приезжали богомольцы из других городов.
Скончался владыка в глубокой старости († 23 ноября/6 декабря 1703). Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Он был похоронен с большими почестями в Благовещенском соборе Воронежа, царь Петр лично помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».
Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана свято чтима была в Воронеже со времени его кончины. Преемники его, воронежские преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды. Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его – совершать о нем молитвы.
Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.
С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах, происходивших у могилы епископа Митрофана - святитель исцелял больных, являлся страждущим, даруя им помощь и милость. В 1826 году архиепископ Воронежский Антоний почти сразу же по прибытии на Воронежскую кафедру начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана.
В 1831 году, когда во время ремонта Благовещенского соборного храма вскрыли пол, был обнаружен поврежденный сверху склеп, в котором в истлевшем гробу покоилось нетленное «в нерушимой целости», тело святителя Митрофана. Об этом немедленно доложили императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода. Для освидетельствования святых мощей была назначена специальная комиссия, принявшая решение: «.. тело Воронежского епископа Митрофана, в схиме Макария, признать за мощи, несомненно, святые», а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными.
На торжества, посвященные открытию и обретению святых мощей святителя Митрофана, со всех концов России в Воронеж приехали более шестидесяти тысяч верующих. В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келье. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Он не сразу понял, что значат эти слова. Но, думая о своем намерении облачить владыку в архиерейское облачение, он открыл хранилище, где оно находилось, и обнаружил там схимническое одеяние, принесенное незадолго до этого неизвестной монахиней, которая, вручая его, сказала, что оно скоро понадобится. Увидев эту схиму, епископ Антоний вспомнил завещание святителя Митрофана. Епископ Антоний понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагали на его мощи архиерейского облачения, а оставили их в схиме, свидетельствуя тем самым о своем крайнем смирении и глубокой духовной связи со своим покровителем - преподобным Макарием Унженским.
Решением Святейшего Синода от 7 августа 1832 года святитель Митрофан был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.
После канонизации первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, по ходатайству архиепископа Антония в 1836 году был учрежден мужской Благовещенский Митрофанов монастырь, который до 1918 года имел статус первоклассного, кафедрального необщежительного монастыря. Здания монастыря были снесены полностью в 1950-е годы.
Строительство нового Благовещенского кафедрального собора, расположенного в центре Воронежа, осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира.
Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж: «Сегодня был заложен камень в основание воссоздаваемого Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. И вот, когда мы закладываем камни или освящаем воссозданные храмы, невольно задаешься вопросом: зачем было разрушать наши святыни, нашу историю, наше прошлое? В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить... Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь… Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов…».
18 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора.
В Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа ныне пребывают святые мощи святителя Митрофана и дарят великое утешение и помощь всем с верою к ним притекающим.
Святителю Митрофану Воронежскому, чудотворцу, молятся о помощи в различных житейских затруднениях, о даровании христианского милосердия, о добром нраве властей и правителей, о помощи детям.
20 августа – Обре́тение мощей
6 декабря - Преставление
17 сентября – Второе обре́тение и перенесение мощей. Собор Воронежских святых
6 июля – Собор Владимирских святых
20 июня – Собор святых Ивановской митрополии
5 февраля – Собор Костромских святых
23 сентября – Собор Липецких святых
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ сло́вом и житие́м, па́стве твое́й, о́тче смиренному́дре Митрофа́не, был еси́./ Те́мже и во све́тлостех святы́х,/ со́лнца светле́йше возсия́л еси́,/ венце́м нетле́ния и сла́вы украша́емь,/ моли́ Христа́ Бо́га,// стране́ на́шей и гра́ду твоему́ в ми́ре спасти́ся.
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́в,/ святи́тельскою оде́ялся еси́ оде́ждою, я́ко вене́ц свяще́нства,/ и ны́не, всех Влады́це предстоя́,// моли́, всеблаже́нне Митрофа́не, умири́ти и спасти́ ду́ши на́ша.
О, святи́телю о́тче Митрофа́не, се мы гре́шнии, нетле́нием честны́х моще́й твои́х и мно́гими благодея́ньми, чуде́сно соде́янными и содева́емыми тобо́ю, уве́рившеся, испове́дуем, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га на́шего, и всесмире́нно ко твоему́ благосе́рдию припа́дающе, тебе́ мо́лимся си́це: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, да низпосле́т всем чту́щим святу́ю па́мять твою́ и усе́рдно к тебе́ прибега́ющим бога́тыя ми́лости Своя́; да утверди́т во святе́й Свое́й Правосла́вной Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и благоче́стия, дух ве́дения и любве́, дух ми́ра и ра́дости о Ду́се Свя́те, да вся ча́да ея́, чи́ста су́ща от мирски́х искуше́ний и плотски́х по́хотей и зла́го де́йствия злых духо́в, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́, и усе́рдно о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ свои́х да потща́тся. Па́стырем ея́ да даст Госпо́дь святу́ю ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующия просвети́ти, неве́дущия наста́вити, сомня́щияся вразуми́ти, отпа́дшия от Правосла́вныя Це́ркве к ней возврати́ти, ве́рующия в ве́ре соблюсти́, гре́шныя на покая́ние подви́гнути, ка́ющияся уте́шити и во исправле́нии жи́зни утверди́ти, и та́ко вся лю́ди ко угото́ванному ве́чному Ца́рству святы́х Его́ привести́. Умоли́ Го́спода, уго́дниче Христо́в: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зенный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Всем же в держа́ве лю́дем да да́рует благи́й Бог наш мир, тишину́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х, па́че же ко исполне́нию за́поведей Его́ тща́ние неле́ностное; и да изба́вит ца́рствующия гра́ды, град сей и вся ины́я гра́ды и ве́си, от гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла. Ей, святи́телю Бо́жий, да устро́иши моли́твами твои́ми вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим; да и мы просла́вим в душа́х и телесе́х на́ших Го́спода и Бо́га на́шего, Иису́са Христа́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Велича́ем тя, святи́телю о́тче наш Митрофа́не, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего.