Согласно преданию, Влахернская икона Божией Матери находилась сначала в Антиохии, потом в Иерусалиме. Супруга греческого императора Феодосия II (408—450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436—437 годах, приобрела эту икону и отослала ее в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Икона была поставлена Пульхерией в Влахернском храме и получила наименование Влахернской. Тогда же в честь нее установлено было совершать еженедельное моление по средам и основан монастырь.
Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Сохранилось предание, что Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их к Своему образу во Влахернский храм и даровала им исцеление. Влахернская икона получила и другое название «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Многие другие слепцы, омывая свои глаза водой из источника, находящегося здесь же при Влахернском храме, также получали исцеление от слепоты.
Проистекающие от этой иконы чудеса были причиной особенного почитания ее со стороны греческих императоров, которые даже ввели в обычай брать ее с собой в походы, чтобы быть под защитой и покровительством Богоматери во время военных опасностей.
Влахернская икона Божией Матери считалась покровительницей города Константинополя. В 626 году, при осаде столицы аварами, именно с этой иконой Патриарх Сергий (610-631) обходил с молебнами стены Константинополя, и враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахернского монастыря в императорский дворец, где она и оставалась до понедельника Светлой седмицы.
В VIII столетии, когда в Константинополе возникла иконоборческая ересь и по приказу императоров-иконоборцев начались гонения на иконопочитателей и истребление святых икон, явилась опасность утратить и драгоценную икону Одигитрии. Поэтому благочестивые люди тайно взяли ночью из Влахернской церкви эту икону, отнесли в обитель (Пантократора (Вседержителя) и скрыли ее в церковной стене, наглухо заложив камнями. Там икона Богоматери пребывала около ста лет, до восстановления иконопочитания. По особому указанию Божию ревнители православия отыскали Влахернскую икону в стене обители Пантократора и с великим торжеством перенесли и поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.
В эпоху крестовых походов, когда Константинополем завладели крестоносцы, венециане перенесли эту икону снова в обитель Пантократора. Но на этот раз она оставалась там недолго и вскоре была возвращена во Влахернскую обитель, когда крестоносцы были изгнаны из Константинополя. В XIV веке эту икону видели в монастыре Одигитрии в Царьграде русские путешественники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима.
По взятии Царьграда турками (в 1453 году), когда началась тяжкая для греческих христиан эпоха мусульманского владычества, икона Одигитрии исчезла из Константинополя неизвестно куда. Говорят, что она была взята из Влахернского храма и для большей безопасности отправлена на Афон.
Спустя два столетия после падения Царьграда Влахернская икона Божией Матери в 1654 году перенесена с Афона в Россию - в дар царю Алексею Михайловичу. Икона была с торжеством встречена патриархом Никоном в Москве, на Лобном месте, и поставлена в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла, где находится и поныне. Когда царь Алексей Михайлович выразил сомнение относительно этой чудотворной иконы, то в том же 1654 году 10 декабря протосингелл Иерусалимского престола Гавриил, принося благодарность царю за присланную ему из России милостыню, удостоверил особой грамотой подлинность этой иконы и объяснил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницей Константинополя и которую имел царь Ираклий при себе в походе».
Во время нашествия французов в 1812 году и занятия ими Москвы, когда Успенский собор кощунственно был превращен в стоянку вражеских войск, многие святыни подверглись поруганию и повреждению. В том числе была несколько повреждена и святая икона Одигитрии: после изгнания французов из Москвы она найдена была без доски, в которой прежде находилась. Тогда она была снова врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.
Вместе с чудотворной Влахернской иконой в 1654 году была доставлена в Россию и точная копия с нее, которая находилась потом в подмосковном имении, местечке Строганове, в 9 верстах от Москвы, почему и это местечко получило название Влахернского.
Наименование Одигитрии имеют многие иконы Богоматери, например, Владимирская, Смоленская, Страстная и Феодоровская, но точных списков с иконы Одигитрии Влахернской имеется немного. Один такой список находится в московском Высокопетровском монастыре, в соборной церкви митрополита Петра, по левую сторону от царских врат; другие — в подмосковных сельцах Ново-Спасское и Кузьминское, и затем еще в селе Деденево, близ города Дмитрова Московской губернии, в Спасо-Влахернском монастыре. Все эти иконы прославились многими чудесными знамениями.
(Использован источник: Е.Н.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон)
Влахернская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия. Уникальность Влахернской иконы состоит в том, что она выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано по дереву, покрыто левкасом и расписано темперой изображение Богородицы с Младенцем. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая».