Главная \ Приходская стенгазета \ 20 июня. Начало Петрова поста

20 июня. Начало Петрова поста

← Предыдущая Следующая →
20 июня. Начало Петрова поста

(продолжительность Петрова поста в 2022 году: с 20 июня по 11 июля)

Петров пост начинается в понедельник через неделю после двунадесятого праздника – Дня Святой Троицы и продолжатся до 12 июля. Продолжительность Петрова поста (от 8 дней до 6 недель) зависит от даты празднования Пасхи и, соответственно, Дня Святой Троицы. Ежегодный пост после праздника Святой Троицы выражает благодарность Богу от Церкви, принявшей в день Пятидесятницы дары Святого Духа, установлен перед церковным празднованием памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Петров пост, установленный в честь Святых апостолов, которые воздержанием и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия и воспитывали своим примером учеников в деле спасительного служения, также именуют Апостольским.

Петров пост – нестрогий, в его продолжение (кроме среды и пятницы) разрешается вкушение рыбы. Последний день поста – 11 июля. Разговление совершается после праздничного богослужения 12 июля - в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Изречения Святых Отцов о посте

Святитель Василий Великий: «Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте».

«Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова войти в рай».

«Пост – оружие для ополчения против демонов».

Святитель Иоанн Златоуст: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело».

«Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети болящих, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерд, кроток, добр, тих, долготерпелив, жалостлив, незлопамятен, благоговеен, неспорлив, истинен, богочестив, чтобы Бог и пост твой принял, и плоды покаяния даровал тебе получить в изобилии».

«Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию».

«Какая польза в посте, когда душа исполнена лукавства, когда обвиняете других, когда осуждаете их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаете для того, чтобы показать себя?»

«Если ты постишься для Бога – избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние как милостивый и человеколюбивый».

«Ведь невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились уврачевать себя постом».

«Сила молитвы всегда велика, но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною».

«Обратись к жизни праведных и найдешь, что они прославились больше всего через пост».

«Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву...».

«Чего только не исцеляет пост. Какого душевного недуга не уничтожает. Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства, так как этот художник получил силу лечения свыше... Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду...– целомудренные помыслы; не золото, но добрые нравы; не серебро, но чистоту членов; не драгоценные камни, но благочестивые мысли; не блестящие одежды, но безгрешные чувства. Дает в награду блудницам – целомудрие, пьяницам – трезвость, скупым – щедрость, сребролюбцам – любовь к бедным, братоненавистникам – братолюбие и гостеприимство, малодушным – великодушие. И что важнее всего, животворя, он приближает к Богу».

Авва Дорофей: «Если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что он совершает добродетель, такой постится неразумно, и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим; и оказывается, что он не только положил один камень и снял два из добродетелей, но и находится в опасности разрушить всю стену через осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника, но думает, что через воздержание приобретет целомудрие, а посредством этого придет в смирение, как говорят отцы: «Путь к смирению есть труды телесные, совершаемые разумно».

Преподобный Силуан Афонский: «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой».

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Первая заповедь, данная Богом человечеству, – заповедь о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения».

«Пост есть начальное орудие всех добродетелей».

«Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва».

«Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его. В очищенный словесный храм она вводит Бога».

«Все угодники Божии удостаиваются Божественных откровений, когда они постом отталкивают себя от вещества, а чистой молитвой, освобожденным умом, не засоренным никакой мечтой, не развлекаемым никакой постороннею мыслью, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и неведомому Богу».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас, прежде всего, Господь Бог наш?»

Преподобный Феодор Студит: «Хорош пост, если при нем сохраняется настроение духа – мирное, кроткое, благостынное, благопослушное, смиренное, сострадательное и всякое другое доброе расположение. Но диавол всячески ухитряется вложить в постящихся противное тому, явить их дерзкими, гневливыми, яростными, надутыми и сделать, чтобы от поста было для них больше вреда, чем пользы..».

Святитель Афанасий Великий: «Пост болезни врачует, мокроты иссушает, лукавые помыслы удаляет, бесов прогоняет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом».

Преподобный Ефрем Сирин: «Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку».

Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков): «Пост бывает двояким: внешним – воздержание от скоромной пищи, и второй – внутренний – воздержание всех чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой неразрывно связаны друг с другом. Некоторые понимают только пост внешний. Например, приходит такой человек в общество, начинаются разговоры, осуждение ближних – он принимает в них деятельное участие. Но вот наступает время ужина – гостю предлагают скушать котлетку, кусочек поросеночка – он решительно заявляет, что не ест скоромного.

– Ну, полно, – уговаривают хозяева, – скушайте, ведь не то, что в уста, а то, что из уст.

– Нет, я насчет этого строг. И не понимает такой человек, что он уже нарушил внутренний пост, похитив много у ближнего. Вот почему так важно трезвение».

Преподобный Антоний Оптинский (Путилов): «Святая Церковь гласит: «Пост есть не пищи удаление, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление». И кто так постится, того пост приятен бывает Богу».