После кончины первого христианского благоверного императора Константина Великого престол унаследовал его сын Констанций, который уклонился в ересь Ария, отрицавшего единосущие Сына Божия с Отцом. В утверждение Православия Господь явил в Иерусалиме дивное знамение. В дни Святой Пятидесятницы, 7/20 мая 351 года, в третьем часу утра на небе явилось изображение Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Явление знамения началось над Голгофой, где был распят Господь (Мф. 27:32- 33; Ин. 19:17: 41; Евр.13:12), и достигало горы Елеонской (Ин.8:1; 18: 2), отстоящей от Голгофы на расстоянии 15 стадий. Знамение переливалось всеми цветами радуги и привлекало массы людей, которые выходили из домов и со страхом и удивлением созерцали чудо. Потом многочисленные толпы жителей Иерусалима с трепетом и радостью поспешили ко святому храму Воскресения Господня. О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл (350-387) известил посланием императора Констанция, увещевал его обратиться к вере православной. Историк Древней Церкви Созомен свидетельствует, что через это явление Святого Креста многие иудеи и еллины пришли к истинной вере и, покаявшись, приняли Святое Крещение.
Креста́ Твоего́ о́браз ны́не па́че со́лнца возсия́,/ его́же от горы́ святы́я да́же до ло́бнаго ме́ста просте́рл еси́/ и в нем Твою́, Спа́се, кре́пость уясни́л еси́,/ сим укрепля́я нас,/ и спаса́й вы́ну в ми́ре// моли́твами Богоро́дицы, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
Отве́рзый Небеса́ заключе́нная, на Небеси́ пресве́тлыя лучи́,/ на земли́ возсия́ Пречи́стый Крест:/ те́мже, сия́ние его́ де́йства прие́мше, к незаходи́мому наставля́емся Све́ту/ и во бране́х и́мамы его́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
I. Ныне совершается воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме, бывшего на небе в 351 году. Было оно во дни Святой Пятидесятницы, т.е. между Пасхою и Пятидесятницею, 7-го мая, около 3-го часа дня. Крест был из света и протяжен над Голгофою, горою распятия Христова, до горы Елеонской, откуда вознесся Господь, – около двух верст. Крест был виден всем народонаселением города, и виден довольно продолжительное время дня, и свет его был сильнее света солнечных лучей. Народ толпами спешил в храмы, и все трепетали и молились Господу. Это небесное явление обратило ко Христу многих из иудеев и язычников. Оно предвозвещало тот великий крест, который предстоял на целые двадцать лет после Константина Великого церкви от императоров Констанция арианина и Иулиана отступника.
II. При размышлении о чудесном явлении на небе Креста Господня надлежит нам, братия, не только благодарить Господа за соделанное Им спасение наше, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов.
а) Сын Божий, Владыка неба и земли, Творец вселенной, Существо во всех отношениях бесконечно великое и совершеннейшее, сошел с небес на землю, принял на Себя бренную плоть человеческую, подвергся в ней разным нуждам и огорчениям, и, наконец, умер за нас поноснейшею смертью – распят на кресте, как беззаконник! И все это Он сделал не потому, чтобы имел нужду в нас (как Преблаженный, Он ни в чем не нуждается), и не потому, чтобы мы – люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Он принес ради нашего спасения; но единственно по беспредельной Своей благости и неизреченной любви к роду человеческому. «Так возлюбил Бог мир», говорит евангелист, «что отдал на смерть Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
А мы, любим ли Его, Бога и Спасителя нашего, как должно, всем сердцем и всею душою? Не может ли и к нам относиться то, что Господь сказал некогда об иудеях: «приближаются ко мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их, далеко отстоит от Меня» (Исаии 29:13)?
Кто искренно любит кого-нибудь, тот старается исполнять желания любимого предмета, опасается оскорблять его и всегда помнит, или, по крайней мере, часто воспоминает о нем; а мы исполняем ли заповеди Божии? Не прогневляем ли Господа делами? и помним ли Его, по крайней мере – часто ли вспоминаем о Нем? За любовь Его к нам мы платим холодностью к Нему; за величайшее благодеяние, оказанное нам в искуплении от вечной смерти, воздаем Ему неблагодарностью и оскорблением Его святости своими грехами. Не должен ли Он за это гневаться на нас? Не должны ли мы просить у Него прощения? Пусть же каждый усердно взывает к нему: «Господи, помилуй!»
б) Христос умер за грехи наши, пострадал для очищения их кровью Своею (1Кор. 15:3. Римл. 36:25); а очищая их, Он желал, чтобы мы более не делали их. И подлинно, истинно верующий в Него не грешит произвольно; но «хранит себя» от греха (1Ин. 5:18), ибо грешить – это значило бы «вновь распинать» Сына Божия и осуждать себя на вечное мучение (Евр. 6, 4, 6, 8).
А мы, братия, храним ли себя от грехов, остерегаемся ли их? Многие из нас, по выражению пророка: «пьют беззаконие, яко воду», т.е. предаются греху без страха и ненасытно, да и все мы не боимся грехов и не удаляемся их так, как бы следовало. Иные грехи мы даже не считаем грехами по их маловажности, между тем как всякий грех весьма тяжек, потому что есть преступление закона Божия (1Ин. 3: 4); а другие грехи извиняем слабостью природы нашей, тогда как мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф. 2:10), а не на грехи, и при содействии благодати Божией можем противиться всякому влечению ко греху (2Кор. 12:7). Есть между нами и такие, которые грешат не по слабости природы, а произвольно и с намерением, сами ищут случаев ко греху, и не только сами грешат, но еще соблазняют и развращают других. Скажите, не тяжко ли мы согрешаем все пред Богом? Не имеем ли поэтому великой нужды в Его милосердии? Пусть же каждый взывает к Нему из глубины души своей: «Господи, помилуй!»
в) Иисус Христос умер за грехи наши с той великою целью, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды и наследовали вечную жизнь в царстве небесном (1Петр. 2:24. Евр. 9:15).
А мы, братия, печемся ли исполнить волю Его, ревнуем ли о добродетели, заботимся ли стяжать вечное блаженство? Проследите свою жизнь от юности до настоящего дня, рассмотрите хотя один день ее и скажите: что вы сделали для стяжания блаженства во Царствии Небесном? Какую порочную страсть в себе истребили? Какую добродетель усилили? Сколько добра сделали для ближних? Чем пожертвовали Господу? Увы, едва ли не все мы только ели, пили и веселились; а если и трудились: то более для чрева, нежели для Бога и спасения души своей, более для земли, нежели для неба и вечного в нем блаженства, о котором многие, может быть, и не думают! Видите, какие мы грешники и как нужно нам молить Господа, да простит Он нас за нерадение наше о благоугождении Ему и вечном спасении нашем! Пусть же каждый с искренним покаянием взывает к Нему: «Господи, помилуй!»
III. А ты, Преблагий Господи, вонми гласу моления нашего и буди милостив к нам грешным! Ты некогда молил Отца небесного простить величайших беззаконников, Тебя распинавших: прости же и нас за великие наши прегрешения! «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!.». Аминь.