Преподобный Лука Елладский был родом из греческого селения Кастории. Сын бедных земледельцев, преподобный с детства много трудился, работал в поле, пас овец. Он был в полном послушании у родителей и очень воздержан в пище. Часто он раздавал нищим всю свою еду и одежду, за что терпел упреки от родителей. Однажды он отдал нищим почти все семена, которые должен был посеять на своем поле, но Господь вознаградил его за милостыню: урожай был собран больше прежних. Еще юношей он много и усердно молился. Его мать не однажды видела его стоящим во время молитвы не на земле, а на воздухе.
После смерти отца он тайно от матери ушел в Афины, где принял в монастыре постриг в иноческий чин. Но по молитве матери, которая очень тосковала о нем, Господь чудесным образом вернул его в отчий дом. Там он прожил всего четыре месяца и, утешив свою мать, уже с ее благословения удалился в уединенное место на Иоаннову гору, где была церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, в которой он и подвизался в непрестанной молитве и посте. Там он принял монашеское пострижение от старцев-паломников. После этого святой Лука усугубил свои подвиги, за что Господь удостоил его дара прозрения.
После семилетнего пребывания на Иоанновой горе преподобный из-за нашествия болгарских войск удалился в Коринф. Услышав о подвигах некоего столпника в Патрах, он отправился к нему и 10 лет служил подвижнику со смирением и покорностью. Затем святой снова возвратился на родину и опять стал подвизаться на Иоанновой горе.
Стекавшиеся туда во множестве люди нарушали его безмолвие, и преподобный Лука с благословения старца Феофилакта со своим учеником удалился в еще более пустынное место Калавие, откуда через три года из-за нашествия арабов переселился на пустынный и безводный остров Ампиль. Последним местом его подвигов стал Стирий (Сотерие). Здесь к преподобному собралась братия, и возник небольшой монастырь, церковь которого была освящена во имя святой великомученицы Варвары. Пребывая в обители, преподобный творил многие чудеса, исцеляя болезни душевные и телесные. Предвидя свою кончину, святой затворился в келлии и три месяца готовился к исходу. На вопрос, где его похоронить, преподобный ответил: «Бросьте тело мое на съедение зверям». Когда же братия просила его изменить завещание, он велел похоронить тело на том же месте, где он лежит. Со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» – преподобный Лука почил о Господе 7 февраля 946 года. Впоследствии на месте его погребения была воздвигнута церковь, а от его святых мощей истекало миро и происходили многие исцеления.
См. также: "Житие преподобного отца нашего Луки Ефесского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Избра́вый тя́ Бо́г пре́жде созда́ния во Свое́ благоуго́дие, и́миже ве́дяще судьба́ми, при́сно от утро́бы освяща́ет и Своего́ раба́ показа́ тя́, исправля́я твоя́ стопы́, Луко́, я́ко Человеколю́бец. Ему́ ны́не, ра́дуяся, предстои́ши.
I. Святой преподобный Лука, память коего совершается ныне, родился в Елладе от бедных земледельцев, пас овец и обрабатывал землю. Еще в юности он отличался необыкновенным благочестием: был скромен, молчалив, вкушал мало пищи; любил помогать бедным, часто отдавал им пищу, взятую из дома для себя, и сам оставался голодным. По смерти отца, тайно от матери, ушел в монастырь. Мать сильно скорбела о сыне и молилась Богу о возвращении его. И что же? Настоятелю обители, где подвизался Лука, в сонном видении не один раз являлась женщина и с укором говорила: «за что же ты обижаешь меня, бедную вдову? Возврати мне, взятого тобою, моего единственного сына, утеху моей старости, иначе я не перестану вопиять к Богу». Сон повторился на другую и на третью ночь. Тогда игумен понял, – что это сновидение есть внушение Божие, призвал к себе Луку и начал говорить ему: «как ты смел обмануть нас? Ты уверял, что у тебя нет родителей, а между тем мать твоя уже третью ночь укоряет меня? Возвратись, не медля к матери». Лука молча поклонился игумену, простился с братиею, и отправился к матери. Велика была радость матери! Она возблагодарила Бога, а потом горячо обняла сына. Лука пробыл у матери четыре месяца и, пожелав снова удалиться, начал просить позволения у матери. Мать благословила его и отпустила.
II. Вникните, братие, в этот рассказ. Вы замечаете, что поступок юного Луки, сам по себе благочестивый, святой и богоугодный, не привлек к нему благословения Божия. Это оттого, что он оскорбил свою мать своеволием, не оценил ее любви и попечений, отказался жить для ее спокойствия и утешения и поразил ее нечаянно разлукою. А поэтому, дети, не начинайте никакого дела, а когда вырастете, не избирайте никакого звания, без совета, согласия и благословения родителей.
Что же сказать теперь о грехе непочтения к родителям?
а) Дети, почтительные к родителям благоденствуют и долгоденствуют, согласно Божию обетованию, потому что, не предаваясь своеволию, а исполняя добрые правила, данные родителями, они сохраняют в целости и здравии как тело, так и душу. Их повсюду сопровождает благословение родительское, которое переходит на самое их потомство, ибо, как замечает Премудрый, благословение отчее утверждает домы чад (Сир. III, 9). Припомним при сем благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета. Действие этого благословения и теперь, после нескольких тысячелетий, продолжается в потомках Иафета – европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы.
б) Но горе детям непочтительным к родителям! Слово Божие угрожает им великими несчастиями. Проклят безчестяй отца своего, или матерь свою (Второз. XXVII, 16). Злословящему отца или матерь угаснет светильник, зеницы же очес его узрят тьму (Прит. XX, 20). Клятва матерня искореняет до основания домы непочтительных чад (Сир. III, 8).
По закону Моисееву на сына буйного и непокорного родители имели право жаловаться перед старейшинами града, и сии, удостоверясь в справедливости жалобы, осуждали его на побиение камнями, которое совершаемо было торжественно всеми присутствовавшими в народном собрании (Второз. XXI:18–21, ХХVII:16).
в) Приведем здесь несколько примеров наказания Божия, постигшего детей, непочтительных к родителям.
Хам, дерзко оскорбивший своего праведного отца, Ноя, дозволив себе насмеяться над ним, подверг все свое потомство гневу Божию и рабскому состоянию.
У Иуды, сына Иакова, был сын Ир, злой сердцем и непокорный, и за это, как говорит Священное Писание, уби его Бог (Быт. 38, 1).
У первосвященника израильского Илии было два сына, но так как они были злы, непокорны и не богобоязненны, то Господь и поразил их еще в крепости сил и здоровья: они были убиты на войне, о чем Илии было предсказано заранее.
У царя и пророка Давида был непочтительный сын Авессалом, который восстал против отца своего и царя, чтобы завладеть его престолом. Но за это он не только не успел в своих злых замыслах, но по попущению Божию и лишился жизни (2 Цар. И5,18).
III. Да удержат нас эти примеры от страшных последствий гнева Божия за непочтение родителей!