В наиболее драматические моменты истории православный народ России, осознав свою греховность, обращается к заступничеству Божией Матери. И Пресвятая Богородица, взявшая под Свой Покров нашу страну, охраняет ее. Не зря Россию называют Домом Пресвятой Богородицы, где явлено великое множество Ее Святых Икон.
Воистину беспримерно почитание Казанской иконы Божией Матери, с которой русское воинство побеждало неприятеля в Отечественных войнах.
Впервые этот образ Божией Матери был явлен 8/21 июля 1579 года в городе Казани.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему. История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Матери Божией, оказанных Ею как нашему народу в целом, так и отдельным людям.
Народ русский с самых древних времен отличался простотой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу нашему Иисусу Христу. И в этой простой, но твердой вере и искренней любви кроется причина особенного благоволения и милости Матери Божией к Русской Земле. Хотя целые страны считают Ее своей Покровительницей, в нашем Отечестве имя Пресвятой Богородицы всегда было окружено большим почитанием, нежели где-либо еще. И на наше Отечество более, чем на какую бы то ни было другую землю, излила Богоматерь Свои милости и Свою благодать. Посмотрите, во всяком крупном русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные образы. Всемилостивая Заступница восхотела дать людям как бы небесный залог Своей любви к ним – честные Свои иконы. И нет, кажется, уголка во всем христианском мире, где не было бы особо чтимого образа Царицы Небесной. И никакие иконы угодников Божиих не прославлены столькими чудотворениями, сколькими прославились иконы Богоматери.
В числе наиболее чтимых и прославленных икон Ее находится и икона, именуемая Казанской, в честь которой и установлен настоящий праздник. Историю этой чудотворной иконы вы в большинстве своем, наверное, знаете, а если кто не знает, то я кратко передам повествование о чудесном ее явлении.
Во второй половине шестнадцатого века была присоединена к России обширная область казанских татар. Вместе с тем положено было начало распространению здесь христианской веры; однако магометанство упорно боролось с Православием. Если первое время проповедь Евангелия имела большой успех, то затем, при недостатке проповедников, сильных духом и словом, благовестие христианское в новопокоренном крае стало заметно ослабевать. К тому же в 1579 году Казань пострадала от пожара, и это обстоятельство послужило для неверных оружием нападения на христиан: они указывали на пожар как на знак гнева Божия на них. И для того, чтобы укрепить веру среди колеблющихся и утешить православных, Господь явил им Свое человеколюбие, по выражению летописца, «оттуда же, откуда испустил праведный гнев Свой на них за согрешения их».
Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. И вот, дочери этого стрельца, девятилетней отроковице Матроне, явилась во сне Богоматерь и сказала, что на самом пепелище их дома, в земле находится Ее икона, и повелела объявить об этом архиепископу. Девочка сказала о чудесном сне своей матери, но та не обратила на рассказ ее никакого внимания. Тогда во второй раз явилась Матроне Богоматерь и опять сказала то же. И снова мать не придала словам дочери значения. Наконец, видение последовало в третий раз. Девочка увидела икону Богоматери, от которой исходили огненные лучи. В то же время был слышен грозный голос, который говорил: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь».
Очнувшись от страшного этого видения, Матрона стала громко звать мать свою и умолять ее немедленно пойти к архиепископу. На этот раз мать послушалась своей дочери. Они отправились вместе к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил их словам. Тогда мать сама стала копать землю в указанном Царицей Небесной месте. К ней присоединились и другие люди, но сколько ни копали они, иконы найти не могли. Тогда лопату взяла сама отроковица Матрона и, начав копать землю, обрела драгоценный образ, от которого исходил чудесный свет. Весть об этом дивном явлении облетела весь город, и все жители собрались и со слезами умиления молились Пресвятой Богородице: «Владычице, спаси нас!»
C самого момента явления иконы стала очевидным образом проявляться и чудотворная ее сила. При перенесении ее в городской собор исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение трех лет. А в соборе прозрел от нее другой слепец, Никита, и с тех пор начали изливаться от нее токи чудес, причем в особенности много исцелений подавалось людям, страдающим глазами. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская Земля.
При воспоминании истории настоящего праздника обращает на себя внимание, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что явление Божией Матери было не кому иному, а только невинной и чистой по душе девятилетней отроковице, которая и сподобилась собственноручно откопать в земле указанную чудотворную икону Ее. Это приводит нас к тому рассуждению, что только чистые душой близки к Божественной святыне и что Богоматерь особенно благоволит к чистым душам. Господь еще через пророка Исаию говорил: Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис.1:16). Ясно, чего требует Господь через Пророка Своего. Он повелевает каждому измывать скверны своего сердца и приобретать чистоту души. А разве есть какая-либо нечистота в нашей душе? Разве греховные скверны имеют место в нашем сердце? Да, имеют. Всякий грех получает свое начало в нашей душе, и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни (Быт.6:5). Изнутри, от сердца человеческого исходят помышления злая (Мф.15:19).
Поэтому-то апостол Павел и говорит: очистим себе от всякия скверны – не только плоти, но и духа (2 Кор.7:1). Что же это за нечистота души и что же это за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца – это худые, богопротивные мысли. Мерзость Господеви помысл неправедный (Притч.15:26), – говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивые желания и сладострастные похотения. Поэтому-то Бог в Законе Своем повелевает нам не желать ни жены искреннего своего, ни дома его, ни села его, ни раба его, ни скота его, ниже всех, елика суть ближняго твоего (Втор.5:21). И святая Церковь научает нас молиться: Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых.
Нечистота души и скверна сердца суть чрезмерные заботы житейские, удаляться которых заповедует Спаситель. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… потому что всего этого ищут язычники (Мф.6:25, 32).
Нечистота души и скверна сердца суть тайные, по большей части нами не примечаемые, грехолюбивые мысли и желания. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя… аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика (Пс.18:13–14).
Нечистота души и скверна сердца суть все суетные, мирские помыслы. Поэтому мы молимся Господу: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных. При такой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал никаких явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Таковы были фарисеи, которых обличал Господь, говоря: внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Мф.23:28). Ибо Бог не на лица зрит, но испытует сердца и утробы. Поэтому должно всемерно избегать всех обольщений и соблазнов, от которых порождаются в душе нечистые мысли и желания и возбуждаются страсти. Поэтому, если соблазны так пагубно, искушающе действуют, то необходимо отвращать очи, еже не видети суеты (Пс.118:37), и ограждать чувства, чтобы отразить все приражения и козни лукавого.
Пресвятая Богородица, как мы уже сказали, особенно благоволит к душам непорочным, будучи Сама светлейшей солнца. Ее веселят души чистые, поэтому нужно всемерно заботиться об очищении души от всякой греховной скверны и утверждении противоположных страстям добродетелей. Ведь и Господь радуется чистоте сердца и удостаивает зреть Себя преимущественно чистым сердцем: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8). Если же прелесть и суета или гордая, или тщеславная мысль, или корыстолюбивое желание, или сладострастное похотение уже прокрались в душу, то необходимо немедленно воспротивиться им, подавить и умертвить их здравым рассуждением и сердечною молитвой ко Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистой Деве Марии. А если случится не устоять против обольщения и пасть, если душа омрачится скверною греха, тогда нужно омывать скверну и очищать душу слезами покаяния. К слезам же покаяния должно присоединять и теплую молитву. Аминь.
8/21.07.1960 г.
21 июля
4 ноября
Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем/ пред пречистым Твоим образом со слезами/ и невозвратно надежду имущих на Тя,/ избавления всех зол,/ всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние:/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская»
I. Когда и как явилась в Казани святая икона Пресвятой Богородицы, явление коей Святая Церковь ныне светло празднует?
В XVI столетии, именно в 1579 году, при царе Иоанне Грозном Пресвятая Богородица три раза являлась в сновидении одной девице г. Казани и повелевала возвестить духовенству и светским начальникам того города, чтобы они взяли икону Ея из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, девица, копая землю, скоро нашла святую икону Богоматери, как будто только что написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса, при виде коих множество татар обращались к православной вере и утверждались в вере. Извещенные об обретении иконы архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме. На месте явления иконы вскоре построен был монастырь Богородицкий и 8-го июля, в день обретения иконы, установлен праздник.
Явление чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани было весьма благотворно и спасительно. В Казани, до завоевания ее московским царем Иоанном Грозным, все жившие там татары блуждали во мраке ложной веры магометанской. Когда Казань была взята нашим царем Иоанном Грозным, жители ее мало-по-малу стали принимать христианство. Но вновь крещеные татары были еще не тверды в новой для них вере и могли легко отпасть от Христовой веры и возвратиться в магометанство. Господь же наш Иисус Христос «не хощет смерти грешника» (Иезек. ХХХIII, 2), «но хощет всем спастися и в разум истинный приити» (1Тим. II, 4). О том же и Владычица наша Пресвятая Богородица неусыпно печется. Чтобы не допустить вновь просвещенных святым крещением казанских татар до совращения в прежнюю их магометову веру, Она, наша усердная Заступница, и благоволила явить в сие время в Казани Свой образ и на всех с молитвою и верою притекающих к Ея иконе излить чудеса, через которые маловерные и новопросвещенные могли бы воочию убедиться в правоте святой православные веры Христовой.
II. История праздника Казанской иконы Божией Матери напоминает нам, братия, о той важной и отрадной истине, что Сама Богоматерь является охранительницею и поборницею истинного учения православной церкви.
История церкви представляет много случаев такого охранения Богоматерью православной веры. Представим из них два.
а) В 3 м веке, когда христианство, находясь в борьбе с язычеством, должно было бороться вместе с разными лжеучениями, святой Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, желая точнее познать таинство веры, молил Бога об откровении ему Божественной истины; – и в одну ночь, когда он бодрствовал, размышляя о вере, ему явился старец, в величественном одеянии, обнаруживавший в себе великую добродетель. Познавши в нем мужа Божественного, посланного к нему от Бога для разрешения его недоумений, святой Григорий с восхищением и радостью смотрел на него; но старец дал ему знак обратить взор на другую сторону, и святой Григорий, по указанию его, увидел дивное явление в образе благолепной Жены, превосходящей всякий человеческий образ, на, которую, при разливающемся необыкновенном свете, от изумления и страха, он не мог смотреть. Явившиеся были Матерь Божия и святой евангелист Иоанн. Матерь Божия просила Иоанна открыть святому Григорию тайну благочестия, и святой Иоанн, преподав ему в кратких и определенных словах нужное наставление, скрылся от очей, его. Святой же Григорий, немедленно записав слышанное, согласно с ним стал проповедовать в церкви, и Божественное наставление, как великое некое наследие, оставил своим преемникам в рукописи.
Жизнеописатель сего святого Григория чудотворца, святой Григорий Нисский свидетельствует, что живущий в той стране народ постоянно научался согласно с сим наставлением, и не был заражен никакою ересью и заблуждением. Наставление это есть то самое, которое постоянно исповедует православная церковь, и которое лежит в основании всего христианского вероучения. Это учение о таинстве Святой Троицы.
б) С прекращением жестоких гонений язычников на христиан, христианству не меньшая предлежала опасность от богоотступника Юлиана, мечтавшего восстановить упадавшее язычество. Многие верующие терпели от богоотступника, и наконец, перед походом своим в Персию, он грозил святому Василию Великому, епископу Кесарии Каппадокийской, разрушить Кесарию до основания за ревность ее жителей к истинной вере, и в самой Персии, принося жертвы идолам, клялся всенародно, что истребит всех христиан, если счастливо кончит войну свою. Услышав об этом, святой Василий Великий, оставшись однажды один в церкви, стал пред иконою Божией Матери, на которой начертан был и лик святого мученика Меркурия, и молился о низложении отступника и безбожного мучителя, – и здесь же от этой самой иконы получил откровение о погибели гонителя. Всем известно, что богоотступник поражен был неизвестно кем пущенною стрелою и умер от истечения крови.
III. Да утвердят же эти события, записанные в достоверных источниках церкви, колеблющихся в православной вере, и да побудят их, молитвами усердной Заступницы рода человеческого, нелицемерно всею крепостью души искать своего спасения в ограде православной церкви, которая есть столп и утверждение истины и верный корабль, приводящий христиан к вечному спасению. Аминь.