Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

← Предыдущая Следующая →
21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Слово Божие говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Под именем неба естественно разуметь духов (Кол. 1:16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов.

Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом.

Ангелы — суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:13-14).

Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления, поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками. Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных Духов. Порядок, гармония — это красота совершенства, премудрость и истина Божия. В Царствии Небесном нет однообразия и застоя — там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.

Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба (2 Кор. 12:2), там видевшего различие чинов святых Ангелов, и объяснившего сие Дионисию, как своему ученику, разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии — в каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую.

Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю — Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»).

Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы, как видел пророк Исаия: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:2-3). Серафимы — огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17), престол Его пламень огненный (Дан. 1:9), потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: пламенеющий.

После Серафимов пред Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочи́тые Херувимы, сияющие всегда светом Богопознания, ведением таин и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, ибо чрез Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.

Затем пред Всевышним предстоят богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник) почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9:5). Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.

В средней иерархии, как уже было сказано выше, также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти.

Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.

Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т. е. носят немощи немощных. Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.

Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Борющимся со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.

В низшей иерархии также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и язы́ков.

Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия и открывают таинства благочестивой веры.

Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла. Ангелы приставлены для хранения каждого христианина: поддерживают нас от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас, если мы даже и согрешили, ибо они всегда готовы помочь нам, если только мы сами пожелаем.

Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство.

Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (Втор. 32:8).

Но и все высшие небесные чины называются общим именем — Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования — Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы — однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение...» (Евр.1:14).

Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества.

Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами (Втор. 32:8), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли (Апок. 7:1; 14:18), имеют влияние на частные дела людей (Быт. 32:1-2), ободряют, сохраняют (Дан. 6:22), выводят из темницы (Деян. 5:19-20; 12:7-9), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют (Апок. 8:3). Ангелы приходят на служение человекам (Евр. 1:14), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед (Быт. 16: 7-12). О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании — Быт. 18:2-22; 28:12; Нав. 5: 13-14; Лк. 1:11, 26, 28; Мф. 2:13; Деян. 5:19; 10:31; 12:7.

Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога. Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства Ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле».

(Григорий Двоеслов.«Толкование на Четвероевангелие»).

Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняющее ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милось, яко безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. На иконах Архангелы изображаются в виде юношей, в соответствии с родом их служения.

1121 42 Архангел Михаил - предводитель воинства Небесных сил. Церковное именование «Архистратиг» означает старший воин, вождь. Архистратиг Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) — в другой. Как верный служитель Божий, низринувший с Неба возгордившегося денницу, Архистратиг Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, т.е. духа злобы. В левой руке держит как победитель зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест, символизирующий победу Животворящего Креста над дьяволом. Либо держит в руках пламенный меч и щит. Иногда Архангел Михаил изображается как сопроводитель душ умерших на Страшный суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей. Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному во рве со львами. Церковь почитает Архангела Михаила как победителя супостатов, борца против зла, ересей и всякого беззакония среди людей, избавителя от всяких бед и скорбей, защитника православных христиан от видимых и невидимых врагов и духов злобы (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Откр.12:7-9; Лк.10:18; Иуд.1:9). Архангел Михаил стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила.

1121 43 Архангел Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества, один из архангелов, раскрывающий смысл пророчеств (Дан.8:16-26; 9:21-27) и возвещающий ход событий: он предвозвестил о рождении Иоанна Крестителя (Лк.1:9-20) и благовествовал Пресвятой Деве о воплощении от Нее Спасителя мира - Иисуса Христа (Лк.1:26-38). Архангел Гавриил изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Архангел Гавриил возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил, и мы спасены. На иконах святой Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зерцалом из ясписа – в левой. Изображается с зерцалом, так как Архангел Гавриил - вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечою в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.

1121 44 Архангел Рафаил – помощь, врачевание Божие, утешитель скорбящих, целитель человеческих недугов. В «Книге Товита» описывается, как Архангел Рафаил, в виде юноши, сопутствовал праведному Товии, защищал его от нечаянных напастей в пути, освободил от злого духа Асмодея Сарру, дочь Рагуилову, дал ее в жены Товии, сыну Товитову, снял бельма у Товита. Имя Архангела Рафаила означает «Исцеление Божие», посему, кто желает сподобиться его небесной помощи, тому надобно самому быть милостивым к бедствующим. «…Делайте добро и зло не постигнет вас…» (Тов.12:6-8,14,15,18). Святая Церковь изображает Архангела Рафаила держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с целительными снадобьями.

1121 45Архангел Уриил - огонь или свет Божий, просветитель невежд, душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву. Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3 Езд. 4:1—50; 5). Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. Изображается святой Архангел Уриил с мечем в деснице, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся долу. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истины, для них же полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Люди, преданные наукам – это ваш Архангел. Не забывайте по примеру его быть служителями не только истины, но и огня Божественной любви. «Разум кичит, одна любовь созидает» (1Кор.8:11).

1121 46 Архангел Селафиил - молитвенник Божий о спасении и здравии людей, всегда поддерживающий и укрепляющий (3Езд.5:16). Святой Архангел Селафиил явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам, о чем повествуется в книге Бытия (Быт.21:14-19). Святая Церковь называет Архангела Селафиила Верховным служителем молитвы. Изображается святой Архангел Селафиил в молитвенном положении с очами, потупленными долу, с руками, молитвенно сложенными на груди, как бывает у человека умиленно молящегося. Будем и мы всегда обращать свое сердце к Богу подобно Архангелу Селафиилу.

1121 47Архангел Иегудиил – славящий Бога, покровитель подвизающихся и монашествующих, споспешник и наставник в работе, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги и труды. На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким. Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любви во имя Его (Евр.6:10) . Святой Архангел Иегудиил есть тот Ангел, которого Бог послал предшествовать Израильскому народу при покорении Ханаанской земли (Исх.23:20-21,23-24). Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой – бич из трех веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

1121 48 Архангел Варахиил – податель людям благословений Божиих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии. Архангел Варахиил, по верованию Церкви, один из трех Ангелов, явившихся Аврааму у дуба Мамре и предсказавший Аврааму и Сарре рождение Исаака, он подтвердил обетование спасения, данное Богом в раю всему роду человеческому в лице Адама. Нужно с благодарностью принимать земные благословения и земное счастье, посылаемые Богом через Архангела Варахиила на добрые дела, но не нужно забываться в счастье, а пользоваться им так, чтобы получить благословение и блага небесные. В противном случае Господь не пошлет и Архангел не принесет благословения. Архангел Варахиил изображается со множеством цветов в недрах его одежды, как предвестие блаженства в Царствии Небесном.

1121 49 Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, милосердие Божие. В Третьей книге Ездры он вместе с Архангелом Уриилом приходил к пророку и отвечал на его вопросы о конце света. «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3Езд.4:35-37), т. е. будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (Откр.7,4). Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:30-31). И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Архангела Иеремиила изображают на иконах держащим весы в правой руке.

Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, чтобы они согревали наши холодные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас о чем, когда и как молиться, чтобы возносили прошения наши к престолу благодати.

Ангелы служат нам во всех наших нуждах, душевных и телесных. Нужно ли кому избавиться от врагов, нападающих на нас, Ангелы Господни ополчаются «окрест боящихся Его» (Пс.33:8). Желает ли кто освободиться от болезней и других скорбей, - Господь посылает Ангела, исцеляющего и спасающего. Нужно ли удалить кого от несчастья, греха и соблазна – Ангел является освободителем и спасителем. На скрижалях Священной истории мы видим многочисленные примеры, в которых Ангелы представляются благодетелями рода человеческого, помощниками, наставниками и руководителями.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как огонь возжигается от огня, свет - от света, так и духовное соприкосновение к нам ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в нашем духе возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога.

Чистая и пламенная молитва всегда может служить для души, охраняя ее от всяких враждебных сил. И если ангельская молитва и молитва человеческая соединятся, то, без сомнения, на том месте заискрится Божественный свет, который укажет путь, - хоть и узкий, но видимый более отчетливо, - для восхождения в Царствие Творца и Создателя как ангельских, так и человеческих душ.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена