Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/22 июля. Святителя Феодора, епископа Едесского (IX)

22 июля. Святителя Феодора, епископа Едесского (IX)

← Предыдущая Следующая →
22 июля. Святителя Феодора, епископа Едесского (IX)

Святитель Феодор, епископ Едесский, жил в конце VIII–первой половине IX века. Он родился в сирийском городе Едессе (ныне Урфа, в Турции) в семье благочестивых христиан Симеона и Марии. Его рождение было испрошено молитвами у Господа, поэтому родители и назвали сына Феодором в честь святого великомученика Феодора Тирона, что значит «дар Божий». Богобоязненные Симеон и Мария воспитали сына в духе любви Христовой и церковного благочестия. Обучение грамоте сначала было безуспешно, но святой отрок, глубоко веря во всемогущество Божие, обратился к Господу с молитвой о помощи. Господь не оставил Своего избранника, и в скором времени святой Феодор превзошел в учении своих сверстников. Благочестивый Феодор обратил на себя внимание местного епископа, который поставил его чтецом.

В двадцатилетнем возрасте лишившись родителей, святой Феодор половину своего имения отдал сестре (впоследствии ее сын епископ Амасийский Василий написал Житие святого Феодора), а другую часть раздал нищим и ушел в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню и обойдя все святые места, он принял монашеский постриг в обители преподобного Саввы Освященного, где подвизался тридцать шесть лет (из них двадцать четыре года – в затворе).

Когда на родине святого Феодора в Едессе скончался епископ, Патриарх Антиохийский по совету Иерусалимского Патриарха призвал святого к себе. Нелегко было святому Феодору покидать свой затвор. По пути в Едессу он хотел возвратиться вспять, но Божественный голос возвестил ему, что не следует закапывать свой талант, подобно ленивому рабу (Мф.25:18), и противиться воле Божией.

Во время епископской хиротонии произошло дивное чудо: белоснежный голубь долго парил над куполом храма, а затем опустился на голову поставляемого. Вступив на епископскую кафедру, святитель Феодор отдал своему служению все силы и дарования. Он много потрудился для искоренения ересей, смущавших тогда едесских христиан. Еретики угрожали святителю смертью, но, несмотря на это, он неустанно охранял чистоту Православного учения. Духовным утешением святителю Феодору было общение с подвизавшимся в монастыре во имя святого великомученика Георгия преподобным столпником Феодосием. По благословению старца святитель предпринял путешествие в Багдад к халифу Мавию с просьбой оградить едесских христиан от притеснений. Халиф в то время был болен, и святитель Феодор исцелил его, после чего халиф уверовал во Христа и крестился с именем Иоанн. Позже он принял мученическую смерть от своих подданных. После мученической кончины святой халиф явился в видении святителю Феодору и старцу Феодосию.

Вернувшись к своей пастве, святитель Феодор продолжал наставлять христиан на путь спасения. Он был образцом для верных в слове, в жизни, в любви. Когда скончался преподобный Феодосий, проживший более ста лет, святитель Феодор предал его тело земле. Через три года после кончины преподобного Феодосия святителю вновь явился святой халиф-мученик Иоанн и сказал: «Иди, Христос зовет тебя!». Уразумев скорую кончину, святитель Феодор устроил дела Едесской кафедры, благословил паству и отправился в Иерусалим. Последние дни земной жизни он провел в своей прежней келлии в Лавре преподобного Саввы. Там он мирно скончался 9 июля 848 года.

Из творений святителя Феодора сохранились так называемые 100 глав деятельных, то есть правил аскетической жизни, написанные им для братии Лавры. На русском языке они были изданы в 1825 году. Житие святителя Феодора Едесского было излюбленным чтением на Руси в XVI-ХVII вв. и сохранилось во многих рукописях.

См. также: "Житие святого отца нашего Феодора, епископа Едесского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Святителю Феодору, епископу Едесскому

Тропарь, глас 4

Апо́столом подража́тель/ и боже́ственных уче́ний столп бысть,/ тем ко Христу́ притече́,/ моле́нием, блаже́нне, Моа́вия царя́ све́том Креще́ния просвеще́на показа́, Фео́доре,/ и испове́дания ра́ди кровь свою́ излия́л есть,/ исхода́тайствен тому́ яви́ся вене́ц от Христа́ Царя́,// Его́же моли́ спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Я́ко со́лнце, осиява́я све́тлым житие́м, Фео́доре, я́ве,/ вавило́нскому царю́ яви́ся чудесы́/ и сего́ уго́дника Христу́, святи́телю, показа́,/ с ни́мже ны́не Тро́ице предстоя́,// нас помина́й, све́тло торжеству́ющих па́мять твою́, му́дре.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой Феодор, епископ Едесский
(Нужно молиться ко премудрости Наставнику и смысла Подателю, чтобы Он просветил наш ум и вразумил наше сердце к познанию истины и добра)

I. Когда Феодор, бывший впоследствии епископом Едесским, память коего совершается ныне, пришел в отроческий возраст и был отдан в школу учиться грамоте, то оказался тупым и беспамятным, а потому был малоуспешным. За это наказывали его родители и учители и оскорбляли сверстники. Бездарному отроку пришла, наконец, благая мысль просить у Бога разумения, и он начал часто ходить в церковь и усердно молиться Богу о даровании ему памяти и разума. Однажды в воскресный день Феодор перед литургиею вошел в алтарь и скрылся под самым престолом. Архиерей начал совершать литургию, а отрок Феодор, молясь, заснул. Ему приснилось, что какой-то светоносный отрок питал его медом, вручил ему жезл и благословил его. Пробудившись, Феодор вышел из под престола и, по требованию архиерея, рассказал о своей бездарности, о своей молитве и о сновидении. Архиерей понял, что молитва отрока услышана, что ему сообщено ангелом Божиим дарование и предназначено Богом быть пастырем церкви, – и велел принять Феодора в клир. С этого времени дарования отрока начали быстро развиваться, и он успел в науках так хорошо, что превосходил не только сверстников, но и старших себя. Он приобрел познания богословские и философские, и впоследствии, как было ему предсказано, возведен в сан епископа. При жизни он славен был ревностным и успешным проповедованием христианства и благочестием, а по смерти прославлен от Бога чудесами.

II. Не всякому даются от роду одинаковые дарования: у иного они сильнее и быстрее, у другого медленнее и тупее; но всякий может и должен молить премудрости Наставника и смысла Подателя, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию истины и добра.

Вот, по указанию слова Божия, «побуждения к исканию истины и ведения».

а) Они делают человека мудрым: лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Послушайте наставления, и будьте мудры и не отступайте от него (Притч. VIII, 10–11, 33).

б) Познания содействуют спасению человека: исследуйте писания (Иоан. V, 39), (сказал Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению писаний) (Лук. XXIV, 45).И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоан. VIII, 32). – Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя, пишет святой апостол Павел Тимофею (1Тим. IV, 16).

в) Нерадение в изучении истины сопровождается печальными последствиями: уклоняющийся от учения впадет в беды, говорит Премудрый (Притч. 17, 16).

г) Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби: сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери (Притч. X, 1).Родил кто глупого, – себе на горе, и отец глупого не порадуется. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей (XVII, 21, 25).

д) Всякий христианин должен помнить, что мудрость и знание истины имеют своим источником Самого Бога и потому ниспосылаются от Него, как высшие и драгоценнейшие дары тем, которые достойны их: «у Него премудрость и сила; Его совет и разум», читаем в книге Иова (XII, 13). «Он есть руководитель в мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы и слова наши и всякое разумение и искусство делания», говорит Премудрый (Премудр. Солом. VII, 15–16) и продолжает так: «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (VII, 17–21, 25–26). «Всякая премудрость от Господа, и с Ним пребывает во век, говорит премудрый сын Сирахов. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и бездну и премудрость кто исследует? Источник премудрости – слово Бога всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди. Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? Один есть премудрый, весьма страшный, седящий на престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел, и измерил ее, и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению» (Сирах. I, 1–10; 14).

е) Желающие достигнуть истинного ведения должны просить его себе у Бога, по примеру Соломона, который читал следующую молитву о даровании ему премудрости: «Боже отцев и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею, устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих; ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный, и слабый в разумении суда и законов. Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. С Тобою премудрость, которая знает дела Твои, и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим. Ниспошли ее от святых небес, и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтоб я знал, что благоугодно пред Тобою. Ибо она все знает и разумеет, и мудро будет руководить меня в делах моих и сохранит меня в своей славе. Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? Помышления смертных нетверды и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа? Итак, исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе» (Премудр. Солом. IX, 1–6, 9–11; 13–18).

ж) Но, братие мои, для того, чтобы можно было человеку надеяться на дарование ему божественной помощи в деле приобретения истинного ведения, он должен стараться быть достойным того по своей благочестивой жизни. «В лукавую душу – запомните это, благочестивые слушатели – не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований» (Премудр. Солом. I, 3–5). – Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе. Ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость (Сирах. I, 18, 26–27).

III. Молитвами святого Феодора, епископа Едесского, получившего премудрость от Бога, да дарует нам Господь Свою помощь в деле познания Его спасительных заповедей.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена