Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)

22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)

← Предыдущая Следующая →
22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)

Святым мощам всегда присуща
чудодействующая благодать Святаго Духа
(прп. Ефрем Сирин)

Честное тело Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца († 345; память 6 декабря), по преставлении его было положено в Мирах (ныне неболышое селение в Турции), где он завершил свое земное поприще. Вскоре его мощи были прославлены от Господа благодатным истечением целебного мира. Почти семь с половиной веков мощи Святителя Николая хранились под спудом в Сионском храме.

В царствование императора Алексея I Комнина (1081–1118) и при Патриархе Николае III Грамматике (1083–1111) Византийская империя оказалась в состоянии упадка. Опустошительные набеги турок на греческие владения в Малой Азии угрожали не только жизни местного населения, которое жестоко истреблялось, но и самим христианским святыням. Еще в 792 году халиф Гарун Аль-Рашид отправился в Миры с целью осквернить гробницу Святителя Николая. Но это ему не удалось (была взломана другая гробница, находившаяся рядом). Едва святотатцы отплыли от берега, как на море поднялась сильная буря, потопившая почти все суда, на которых они прибыли в Миры. Осквернение святынь возмущало христиан. Единственным выходом в этом скорбном положении было перенесение мощей Святителя в безопасное место.

В 1034 году турки овладели Ликийской областью и городом Миры, вследствие чего опасность поругания мощей Святителя Николая Чудотворца возросла. В 1087 году Святитель Николай явился во сне одному благочестивому пресвитеру в городе Бари (юг Италии, Апулийский полуостров) и открыл ему волю Божию, чтобы его святые мощи были перенесены из Мир в Бари. Пресвитер рассказал об этом клиру и прихожанам, после чего был снаряжен корабль, который отправился в путь под видом торгового судна.

Прибыв в Миры, 47 жителей города Бари скрыли истинные цели своего приезда. Прибегнув к хитрости, они проникли в храм, где покоилось тело Чудотворца, охранявшееся четырьмя монахами. Посланцы города Бари под руководством двух пресвитеров вскрыли мраморный саркофаг, который был наполовину заполнен благоуханным святым миром, и с благоговением перенесли честные мощи на свой корабль. С плачем и скорбью провожали мирликийские христиане уплывавшие в далекую Италию мощи Святителя Николая. Во время обратного пути барийцы еще раз убедились, сколь великой святыней были мощи. Остановившись на ночлег в ликийском городе Патара, они три дня не могли сдвинуться с места, пока пять человек, похитивших частицы святых мощей, не возвратили их.

9 мая 1087 года путешественники благополучно достигли родного города, которому отныне предназначалось хранить великую святыню. Жители Бари с зажженными светильниками и радостными песнопениями встретили святые мощи; они были положены на время в храме во имя святого пророка Иоанна Предтечи (по другим сведениям – во имя святителя Григория Великого).

В первые же дни после этого более ста больных – хромых и сухоруких, слепых и глухих, немых и одержимых злыми духами – исцелились от одного прикосновения к гробнице с мощами Святителя Николая. Через некоторое время мощи его были перенесены в Бенедиктинский монастырь, где покоились в храме во имя святого мученика Евстафия до тех пор, пока в 1089 году жители города Бари не соорудили для них подземную часовню (крипту). Папа Римский Урбан II (1088–1099) собственноручно положил мощи Святителя Николая в мраморный саркофаг.

Это вторичное перенесение мощей также произошло 9 мая. С тех пор вошло в обычай ежегодно отмечать этот памятный день. В середине ХII века над упомянутой криптой был сооружен большой трехнефный храм, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца.

В те времена Апулия находилась в юрисдикции Константинопольских Патриархов. Такое положение существовало до 1196 года, когда норманы завоевали греческие владения в Италии. Таким образом, гробница с мощами Святителя Николая оказалась у римокатоликов. В 1953 году во время капитального ремонта храма по благословению папы Римского Пия XII была открыта гробница (саркофаг) с мощами Святителя Николая. В ней оказалась чудодейственная вода, которую местные монахи-доминиканцы называют манной, уподобляя ее манне ветхозаветной (Исх. 16:33). Эта манна чудесным образом постоянно возобновляется в гробнице Святителя.

Русской Православной Церковью празднование в честь перенесения мощей 9 мая было установлено вскоре после 1087 года при митрополите Киевском Иоанне II (1077–1089). В то же время появилась русская редакция повествования о перенесении мощей Святителя Николая и была составлена торжественная служба в честь этого праздника (по одним сведениям, ее написал Григорий Черноризец – инок Киево-Печерской обители, по другим, – Ефрем, епископ Переяславский).

В честь Святителя Николая Чудотворца на Руси были построены многочисленные храмы и монастыри. В каждом православном храме непременно имеются иконы Святителя – чтимые и чудотворные образы, свидетельствующие о благодатном предстательстве Святителя Николая, явленном им на Русской земле.

На средства русских богомольцев в 1860 году в Мирах на месте разрушенного Сионского храма, где некогда покоились мощи Святителя Николая, был выстроен новый храм в его честь. 9 мая 1913 года в Бари было начато строительство русского храма во имя Святителя Николая и странноприимного дома для православных паломников.

В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в базилике Святого Николая в Бари под престолом алтаря крипты. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца.

Дни памяти

22 мая – Перенесение мощей святителя и чудотворца из Мир Ликийских в Бар
11 августа – Рождество
5 октября – Собор Тульских святых
19 декабря - Преставление

Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
(на перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари)

Тропарь, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Кондак, глас 3

Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу

О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих! Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, гу́бящих е́; и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами, от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́ и напра́сныя сме́рти; и я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й в темни́це сидя́щих и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чнаго, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Акафист святителю Николаю Чудотворцу

Протоиерей Григорий Дьяченко
О перенесении мощей святителя и чудотворца Николая (9-го мая)

I. «Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество…».

Так воспевает Святая Церковь в день, посвященный воспоминанию торжественного перенесения «честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая» из города Мир Ликийских (в Малой Азии), где святитель окончил дни своей жизни, в Апулийский город Бар (в южной Италии).

Это священно-торжественное событие происходило 9-го мая 1087 года при следующих достопамятных обстоятельствах. В конце одиннадцатого столетия, в царствование греческого императора Алексея Комнина, в пределы Малой Азии вторглись неверные сарацины, овладели Дикийскою областью и разрушили главный ее город Миры. В Мирах почивали тогда нетленные останки угодника Божия, святителя Николая, хранившиеся под спудом неприкосновенно в течение 744 лет. Через несколько лет после разорения варварами города Мир святитель Николай в ночном видении явился одному проживавшему в городе Баре пресвитеру и внушил ему перенести свои мощи из Мир Ликийских в этот город. Вставши поутру, пресвитер сообщил о бывшем ему видении клиру и всему народу. Все с радостью приняли внушение почитаемого святителя и тотчас порешили выбрать несколько знатнейших граждан и вместе со священнослужителями отправить их в город Миры для перенесения оттуда мощей святого чудотворца.

Посланные сели на корабль и благополучно прибыли в Ликийские Миры. Здесь, по указанию некоторых иноков, они действительно в одной церкви нашли в земле неврежденную раку святителя, наполненную благоухающим миром, истекшим от нетленных останков угодника. Священники с подобающим благоговением подняли на свои руки раку со святыми мощами и, перенесши их на корабль, отплыли на родину.

Навстречу драгоценной святыне вышли почти все жители города Бара в предшествии священнослужителей со светильниками в руках и духовными песнопениями. Сначала честные мощи святителя были положены в находящейся недалеко от моря церкви св. Иоанна Предтечи. Спустя недолгое время, испытав чудодейственную силу святых мощей в многочисленных исцелениях, благодарные жители города Бара соорудили во имя святителя Николая великолепный каменный храм и в нем устроили серебряную позлащенную раку. И вот в третий год по перенесении их из Мир, святые мощи чудотворца собором архиереев и священников торжественно были перенесены из церкви Иоанна Предтечи в новоустроенный храм в честь великого угодника и святителя Николая. По воле самого святителя, возвещенной одному иноку в видении, честные мощи его были положены под престолом в алтаре этого храма, где они почивают и доселе, источая чудодейственную силу в исцелении болезней с верою и благоговением молитвенно призывающих имя великого святителя Христова, чудотворца Николая.

Не один только град Барский радуется ныне перенесению святых и многоцелебных мощей чудотворца Николая, нет, с ним торжествует и вся вселенная.

Воспоминаемое ныне событие в высшей степени отрадно и назидательно для всякого православно верующего христианина.

II. а) Отчего святой Николай своими мощами не пожелал остаться в Мирах по завладении этим городом сарацинами? Оттого, что там в лице сарацин поселилось нечестие, всякий порок и нечистота. А в месте нечистом как оставаться чистому и святому?

Кое общение свету ко тьме? и Христу, и всему Христову кое общение с велиаром? Поэтому ни дух его не мог витать около того места, ни чистейшее и благоуханное тело его не могло там остаться.

Часто грешник упивается грехом, как вином, с жадностью творит грех, не знает себе сытости в греховных чувственных удовольствиях. Он ни в храм не ходит, ни дома как должно не молится, – не говоря уже о том, что в его себялюбивом сердце нет места христианской любви к ближним; он с утра до вечера весь в суете, весь во грехе. Но знает ли он, чего лишает себя через это? Благодать Духа Святого в нем погашается и бездействует, ангел хранитель отступает и плачет, святой, имя которого он носит, перестает быть ходатаем за него. «Что ты стоишь здесь и плачешь?» – говорил некогда святитель Христов Нифонт юноше, который стоял при вратах одного дома и плакал. «Я, – ответил юноша, – ангел, посланный Господом на сохранение человека, который пребывает уже несколько дней в сем нечестивом доме, стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику, плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния». Такова сила греха! Он из человека облагодатствованного делает какой-то зловонный труп, от которого бежит все святое. Да оно так и есть. «Кто чрез свою худую жизнь, – говорил некогда ангел Божий великому старцу св. Пахомию, – сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы ни стоять, ни пройти около не можем». Вот что делает из христианина грех. Братие! Ужели кому-нибудь из нас не ужасно быть в таком разобщении с Богом и святыми? И ужели еще будем оставаться во грехах, нами любимых? Ужели не позаботимся, не употребим всех усилий освободиться от них? Да не будет сего с нами.

б) Но святой Николай, оставивши и духом, и телом своим город Миры, тем внушает нам бегать не только греха, даже самых мест беззакония, самых людей нечестивых и развратных.

Сколько христианину может быть вреда от знакомств неосмотрительных, от посещения мест соблазнительных! Подобные общества и лица – это яд, губящий душу, это сети, уловляющие ее на грех. И сколько от них погибло людей, даже твердо стоявших на пути добродетели. А между тем многие только и ищут этого. Бывать там, где праздность, шум и веселие – это пища их, самое первое утешение для них. Посмотрите, с какою радостью, поспешностью иной идет на зрелище, пусть оно будет самое нехристианское, самое для нравственности оскорбительное; пусть это будет даже в Великий пост или под праздник, когда все истинные сыны Святой Церкви идут в храм Божий для участия в молитвах Церкви. Что же он не спросит себя: что он оттуда вынесет, что приобретет для души своей, для спасения которой он живет? Но он об этом и не думает, ему бы только убить время, усладить зрение, слух. А греховно то или нет, вредно для души или нет, этих вопросов он не касается. Где же здесь вера? может ли быть при этом истинное благочестие? Поступать так не значит ли делать похожее на то, как если бы кто во время пожара, вместо того чтобы спасать себя и свое семейство от огня, стал бы, напротив, бросаться в огонь?

Говорим это потому, что ныне стремление к светским разного рода развлечениям усиливается более и более. Ныне ищут удовольствий не в среде своего семейства, но непременно вне его. И вот, быть может, где одна из причин неустройств семейной жизни раздоров между мужем и женой, нехристианского воспитания детей, растраты состояния, расстройства материального и нравственного, преждевременной потери здоровья. Прежде не знали столько развлечений и жили благочестиво. Но, так или иначе, только все должны помнить одно: «Со беззаконными беззаконен будеши и с нечестивым развратишися». Если бы этими вредными для нашей души оказались самые близкие родные, то и таких нужно удаляться.

в) Мы сказали: удаляться, а к кому же пристать? с кем сближаться? А вот обратимся опять к святому Николаю. Святитель Николай нашел место, где будут опочивать его мощи, – из города Мир, где поселились беззаконные сарацины, он велел перенести их в город Бар – почему? Потому что там господствовала христианская вера.

Итак, в кругу людей, исповедующих Христову веру, нашел святитель упокоение своему нетленному телу. Будем, братие, и мы искать общения с людьми благочестивыми.

Испытывали ли вы сладость этого общения? Человек благочестивый, религиозно настроенный – это аромат, от которого веет благоуханием Святого Духа, – с таким человеком не скучно быть целые часы, – все бы слушал и наслаждался беседою его, от него не хочется уйти, с ним хотелось бы жить и не разлучаться. Мало ныне таких людей, – тем дороже они, если кому придется найти их. А есть, и ныне есть они. Не нужно их искать на высотах, – они иногда скрываются и в неизвестности, занимают самую низкую долю, – самого простого звания. Так, другой цветок растет в долине, никем не примечаемый, многими попираемый, а какое от него благоухание! Не на недостаток таких людей нужно жаловаться, а на не охоту сближаться с ними, на явное нерасположение к ним.

Любите, братие, благочестие, уважайте подвижников благочестия, ищите их беседы, просите их советов – и вы получите великую пользу для своей души.

III. Православный христианин, чаще обращайся с теплою молитвою к прославляемому всею вселенною святителю Николаю, взывай к нему вместе с материю нашею Церковью: «Спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае, разгоняя от нас тьму искушений и бед».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

(Первосвятительское слово 22 мая 2013 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, по окончании богослужения в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря)

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше высокопреподобие, отец игумен Варфоломей, наместник этой святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святителя и чудотворца Николая. Этот весенний праздник в честь святителя установлен по поводу переноса его мощей из малоазийского города Миры Ликийские в итальянский горд Бари. Это произошло тогда, когда велика была угроза уничтожения святынь в Малой Азии. До конца не ясна вся история, связанная с перенесением мощей. Об этой истории пишут целые книги и исследования. Некоторые даже считают, что перенос мощей произошел при непосредственном участии русского государства. Существует много гипотез, и нам не следует сейчас на них останавливаться и их разбирать. Но совершенно очевидно, что если бы мощи оставались в Малой Азии (в то время там было неспокойно, христиане потеряли всякую власть и всякий контроль над политической ситуацией), любыми последствиями это могло бы обернуться для целостности святых мощей. Они оказались на Западе, в итальянском городе Бари.

И сегодня тысячи и тысячи паломников из России посещают град Барский для того, чтобы поклониться святым мощам святителя Николая, которые источают драгоценное ароматное миро. Эти кости источают дивную целебную и ароматную влагу, состав которой не может быть раскрыт никакими научными способами и средствами. Раз в году это святое миро собирается с костей святителя Николая и затем разбавляется водой, и в маленьких сосудиках распространяется среди верующих людей.

Святитель Николай сотворил великие чудеса при жизни, и после смерти он творит эти чудеса. Чудо — это не фокус, и чудо — это не есть действие, противоположное законам бытия. Но нередко, чтобы совершилось чудо, законы приостанавливаются силой Божественной благодати. И по молитвам святителя Николая это происходит очень часто. И именно потому в стране нашей так почитается этот угодник Божий, что обращаем мы к нему свои молитвы и в ответ получаем просимое — иногда совершенно неожиданное, необъяснимое, не могущее быть оправданными ни обстоятельствами, ни логикой жизни, ни самими законами бытия. И вот тогда мы свидетельствуем, что в нашей жизни произошло чудо.

Мы называем святителя Николая правилом веры. Именно с этих слов начинается тропарь всем святителям, то есть святым, которые пребывали в епископском сане. И к святителю Николаю эти слова особо относятся, потому что он был правилом веры. Правило — это некая норма. И для того чтобы понять, почему святителя Николая мы называем нормой веры, нужно обратить внимание вот на что.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Религиозное чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому, как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.

Но тогда возникает вопрос: а почему же так много людей неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? И ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам — в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают его реализовывать вне всякой веры.

И мы знаем, во что выливается проявление религиозного чувства вне религиозной веры. Это поклонение кумирам, будь то политические деятели, или звезды музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди поклоняются кумирам, эксплуатируя свое религиозное чувство, они впадают в экстаз. Посмотрите на эти огромные, собирающие десятки тысяч людей, так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что эти люди, достигшие экстаза, боготворят источник этого настроения — того или иного актера или ту или иную личность.

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось вне религиозной веры посредством поклонения различным истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали бога, называли его богом и поклонялись ему, расточая свое религиозное чувство. Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы же знаем людей с прожженной совестью, когда всякая нравственная основа разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому что они не имели его от рождения, а потому что рукотворно, сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.

А почему же мы называем святителя Николая правилом веры? А потому что он действительно содержал некую норму веры — норму, определенную не людьми, а Самим Богом. Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа передал эту норму веры апостолам, Своим ближайшим ученикам. А те — своим ученикам, которых позже стали называть епископами. И те преемственно передавали эту норму веры из поколения в поколение.

Вот эту веру мы и называем православной. Она была защищена на Вселенских Соборах, участником первого из которых был святитель Николай. Несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал бы разрушить всякую правую веру, она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих людей. Как ни одна организация в мире, Церковь, которой была вручена эта норма веры, страдала на протяжении двух тысяч лет. И само существование Церкви, то что мы сегодня, в XXI веке, собираемся с вами, чтобы прославить правило веры и образ кротости святителя Николая в этой возрожденной из руин величественной обители — разве это не является свидетельством того самого чуда, с которого мы начали сейчас нашу беседу? Это ведь тоже вопреки всяким законам логики, вопреки возможностям человеческого разума и человеческой психики, когда возрождается то, что было полностью уничтожено и растоптано. Разве в этом возрождении не имеем чуда веры!?

И Православная Церковь хранит это правило веры. Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять и, действительно, проявляет по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом, вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет тому назад, живешь ты сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не определяла ложных проявлений религиозного чувства, чтобы эта свобода, которую каждый человек имеет, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.

Мы молимся святителю и Чудотворцу Николаю, который есть правило веры, о том, чтобы по его молитвам Господь не переставал приклонять милость к нам, чадам исторической Руси — России, Украины, Белоруссии, других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения. Чтобы Господь укреплял народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, в способности, если нужно, идти против течения, чтобы, сохраняя веру, сохранять самою возможность жить с Богом.

Верим, что святитель и Чудотворец Николай, столь сильный своим предстательством пред Господом, поможет нам, слабым, недостойным людям, сохраняя свое религиозное чувство, реализовывать его в правой вере, в той самой вере, образом которой он был.

Его молитвами пусть хранит Господь землю нашу, обитель сию и всех, кто с верой прибегает к великому имени святителя и чудотворца Николая. Аминь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2989804.html

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена