Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами, жил на рубеже XIX–XX веков. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь.
Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. Из-за интриг и ложных обвинений со стороны недругов святитель оказался отправлен на покой и изгнан. Переселившись в Грецию, занимал здесь место простого проповедника в провинции Эвбея, позднее основал женский монастырь на острове Эгина.
Почил епископ-старец в 1920 году и был причислен к лику святых Элладской Православной Церковью в 1961 году.
По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.
Преподо́бнически пожи́в, я́ко му́дрый иера́рх,/ просла́вил еси́ Го́спода/ доброде́тельным житие́м, Некта́рие преподо́бне./ Те́мже, Уте́шителя просла́влен си́лою,/ Боже́ственными мощми́ твои́ми,/ де́моны отго́ниши и боля́щия исцеля́еши,// ве́рою приходя́щия ти.
Боже́ственный гро́м, труба́ духо́вная, ве́ры насади́телю и отсека́телю ересе́й, Тро́ицы уго́дниче, вели́кий святи́телю Некта́рие, со А́нгелы предстоя́ при́сно, моли́ непреста́нно о все́х на́с.
О, пресла́вная главо́, святи́телю отче Некта́рие, архиере́ю Бо́жий! Ты во времена́ нечестиваго отступле́ния, мир плени́вшаго, благоче́стием просия́л еси́, главу́ прего́рдаго денни́цы, уязвля́ющаго нас, сокруши́л еси́ и верный служитель Христа Бога показался еси, Иже дарова́ ти благодать я́звы теле́сныя исцеляти и недуги душевныя врачева́ти. Темже, яко имаши дерзновение ко Господу, моли Его, да помилует нас по велицей Своей милости, прелести бесовския избавит, болезней свободит и Царствия Небеснаго сподобит со всеми святыми, идеже вкупе с тобою сподобимся прославляти и́мя Пресвятыя Троицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу
Ниже приводятся выдержки из писем святого, составленные монастырем Параклиту в Оропосе (Аттика).
«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…»
«Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…».
«К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым».
«Цель нашей жизни в том, чтобы стать совершенными и святыми, явиться чадами Бога и наследниками Царствия Небесного. Будем бдительны: как бы ради нынешней жизни не лишиться будущей, как бы от житейских забот и хлопот не вознерадеть о цели нашей жизни».
«Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели».
«Украсьте ваши светильники добродетелями. Подвизайтесь отсечь душевные страсти. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните его в чистоте, чтобы снисшел и обитал в вас Господь, чтобы Он исполнил вас Святого Духа с божественными дарами».
«Будьте внимательны и к незначительным своим падениям. Если по невнимательности с вами приключится какой-то грех, не отчаивайтесь, но тут же возьмите себя в руки и припадите к Богу, Который имеет силу поднять вас».
«Внутри мы имеем глубоко укоренившиеся немощи, страсти, изъяны, многие из которых являются наследственными. Все это не обрывается ни одним резким движением, ни беспокойством и тяжелым переживанием, но терпением и настойчивостью, когда я жду с выдержанностью, заботой и вниманием».
«Бдите и молитесь, чтобы не впасть вам во искушение. Не отчаивайтесь, если постоянно впадаете в старые грехи. Многие из них и по сути своей являются крепкими, и от приобретенного навыка. Однако по прошествии времени и через усердие побеждаются. Пусть ничто не лишает вас надежды».
«Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти, и можно было с ними бороться, и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью. Искушения приносят смиренномудрие. Бог знает, сколько каждый из нас может выдержать и попускает искушения по мере наших сил. Но и мы должны заботиться о том, чтобы быть бдительными и внимательными и сами себя не ввели бы во искушение».
«Доверьтесь Богу Благому, Крепкому, Живому... Помните, что после искушения следует духовная радость, и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь».
«Я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы она справедливой и ни была. Такое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. Следите за эгоизмом, который прячется под личиной правоты. Следите и за неуместным сожалением, которое рождается после справедливого обличения. Чрезмерное огорчение – это искушение. Единственное истинное огорчение – это то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией».
«Позаботьтесь оберегать сердце, чтобы защитить радость Святого Духа и не позволить лукавому вливать в нас свой яд. Будьте внимательны, чтобы рай, который внутри вас, не превратился в ад».
«Являясь образом Божиим, человек вожделеет Бога, горячо стремится и жаждет вознестись к Нему. Через молитву и песнопения он ликует. Дух его радуется, сердце взыграет, и насколько больше он молится, настолько и душа его совлекается мирских похотей и наполняется небесными благами. И насколько он расстается с земным и с усладами этой жизни, настолько более наслаждается небесным ликованием. Опыт наш доказывает нам, что это истина».
«Бог благоприемлет те молитвы, которые преподносятся должным образом, то есть с чувством несовершенства и нашего недостоинства. Но чтобы существовало такое чувство, требуется совершеннейшее самоотречение от нашей дурной самости и подчинение заповедям Божиим, требуется смирение и непрестанный духовный труд».
«Доверьте Господу все заботы ваши: Он промышляет о вас. Не малодушествуйте и не тревожьтесь. Тот, Кто исследует скрытые глубины человеческой души, знает и о ваших желаниях и имеет силу их исполнить… Вы же просите Бога и не теряйте смелость. Не думайте, что… у вас есть право жаловаться, когда молитвы ваши бывают не услышаны. Бог исполнит ваши пожелания тем способом, о котором вы не ведаете. Итак, успокойтесь и воззовите к Богу».
«Достигайте любви. Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и все множество благ и добродетелей. Любите, чтобы быть и вам любимыми. Дайте Богу все ваше сердце, чтобы вам пребывать в любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).
«Вы обязаны сохранять большую осторожность в ваших отношениях с другими и уважать друг друга как священные лики. Никогда не смотрите на тело или красоту его, но наблюдайте за душой. Будьте внимательны к чувству любви, потому что если сердце не теплится от чистой молитвы, любовь рискует быть плотской и неестественной, рискует помрачить ум и сжечь сердце».
«Христиане должны, согласно заповеди Божией, стать святыми и совершенными. Совершенство и святость начертываются сначала глубоко в душе христианина, а уже потом отпечатываются и в пожеланиях его, в речах его, в делах его. Таким образом, благодать Божия, которая существует в душе, изливается и на весь внешний характер».
«Тот, кто выверяет каждое слово, тот и выверяет каждое дело. Тот, кто исследует слова, которые собирается сказать, исследует и дела, которые намеревается совершить, и никогда не перейдет границ хорошего и добродетельного поведения».
«Благодатные речи христианина характеризуются деликатностью и вежливостью. Это то, что рождает любовь, приносит мир и радость. Напротив, грубость порождает ненависть, вражду, скорбь, желание побеждать [в спорах], беспорядки и войны».
«Итак, да будем всегда вежливы. Никогда да не изойдет из уст наших дурное слово, слово, которое не будет исполнено соли благодати Божией, но всегда [да будут у нас] речи благодатные, речи благие, речи, которые засвидетельствуют вежливость во Христе и развитость души».
«Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение».
«У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством».
Святитель Нектарий Эгинский
Перевела с греческого Монахиня Дионисия (Вихрова)
Использован источник https://pravoslavie.ru/35732.html