Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 года.
Его благочестивые родители Иоанн и Марина, жившие в селе Язвище-Покровское (близ г. Волоколамска), отдали семилетнего отрока в обучение старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года даровитый отрок изучил все Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.
В 20 лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Саввина монастыря, к старцу Варсонофию, а затем по его благословению – в Боровский монастырь, к преподобному Пафнутию, который постриг юношу в иночество с именем Иосиф.
Около 18 лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника, с усердием выполняя суровые подвиги монашеских послушаний. По преставлении преподобного Пафнутия († 1 мая 1477) игуменом Боровского монастыря был назначен преподобный Иосиф. Движимый ревностью о спасении, преподобный ввел в монастыре общежительный устав. Это вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф, покинув обитель, обошел многие русские монастыри и, как простой послушник, поступил в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь. Там он еще более утвердился в желании основать общежительную обитель. Когда в Кирилло-Белозерском монастыре узнали, что преподобный носит сан игумена, он удалился в волоколамские пределы, где при слиянии рек Струги и Сестры, в глухом лесу, на месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.
Свой личный подвиг в строгом воздержании, неослабном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал «Устав».
Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие из них вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.
Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих. Он решительно разоблачал еретиков и написал «Сказание о новоявившейся ереси» и 11 Слов, в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о втором пришествии Спасителя. Собранные впоследствии вместе и дополненные еще 5-ю Словами, эти сочинения получили название «Просветитель» и до сих пор служат руководством в Православном богословии.
См. также: "Память преподобного Иосифа Волоколамского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Преподобный Иосиф Волоцкий - уникальнейшая личность в мировой истории. След, который он оставил в памяти потомков, и спустя несколько столетий не изглаживается из памяти поколений. Его почитают как святого Православной Церкви, уважают как выдающегося организатора монастырской деятельности, переиздаются его сочинения, ставится в пример опыт его служения Церкви и обществу как человека, во многом опережавшего своё время. Митрополит Питирим (Нечаев) так отзывался о преподобном Иосифе:
"Это был человек исключительных природных дарований, очень волевой и очень сильный по воздействию на окружающих. Он носил на теле вериги в 20 с лишним килограммов, его физическая сила поражала даже крестьян, которые приходили к нему.
В обители было полное отрицание имущества. Каждый монах мог иметь всё для работы, для необходимого служения, но не мог иметь ничего своего. Молитва и труд были основными составляющими их делания. Это было первое, главное направление.
Второе, тоже главное направление - это высокая культура. Менее чем за сто лет в обители было собрано более чем 1000 рукописей - по тем временам это небывалая цифра. Монахи упражнялись в каллиграфии, переписывали книги. Сам Иосиф Преподобный был великолепным каллиграфом. Это была богатейшая библиотека, которая в середине XIX века была передана в Московскую духовную академию.
Иосиф Преподобный был глубоким богословом-полемистом - не замкнутым в келье теоретиком, а борцом за чистоту Православия. Значение его для русского государства столь же велико, как значение преподобного Сергия Радонежского. Он защитил Россию от того религиозного распада, которому подверглась в религиозных войнах Европа. Он был очень начитан, его высказывания, поучения были собраны в книгу "Просветитель". Когда читаешь этот труд, поражаешься его эрудиции.
Знаменитый Дионисий, живописец, который расписывал кремлёвские соборы, находился под прямым влиянием преподобного Иосифа. Дионисий расписывал вторую, каменную церковь монастыря.
Третьим направлением было социальное служение. Помимо того, что Преподобный заботился о детях и стариках, он помогал развитию сельского хозяйства вокруг, снабжал крестьян скотом, инвентарём, посевным фондом, учил травополью. Когда наступали голодные годы, монастырь не только сам кормил до 700 человек в день - это в те безлюдные времена! - он ещё и регулировал рыночные цены на хлеб. Преподобный требовал христианского отношения владетелей к своим подданным.
Эти три направления нам принадлежат по праву, и мы их должны возродить".
В декабре 2009 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступила просьба определить небесного покровителя православного предпринимательства. Просьба исходила от представителей Экспертного совета «Экономика и этика», который действует при Патриархе и объединяет известных бизнесменов, учёных, государственных деятелей.
Святейший Патриарх Кирилл счёл наиболее уместным, что покровителем предпринимателей должен быть преподобный Иосиф Волоцкий, так как он всемерно расширял хозяйственную деятельность своей обители исключительно для того, чтобы иметь возможность осуществлять просветительское и социальное служение, вести благотворительную деятельность, совершать дела милосердия и оказывать материальную поддержку всем нуждающимся. По мнению Патриарха, это выдающийся пример для обеспеченных людей на все времена.
Таким образом, просить помощи преподобного Иосифа Волоцкого в благополучном ведении бизнеса можно и нужно, но при этом в случае успеха необходимо настроить себя на посильную жертву и проявить деятельное милосердие к тем, кто нуждается в нашей материальной поддержке.
31 октября – Обре́тение мощей
22 сентября
3 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
16 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в красоту́,/ ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника,/ вси ве́рнии соше́дшеся восхва́лим,/ кро́тости учи́теля, и ересе́й посрами́теля,/ прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звезду́,/ моля́щася Го́споду,// поми́ловатися душа́м на́шим.
Жития́ треволне́ния и мяте́ж мирски́й,/ и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в,/ пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне,/ мона́хов собра́тель, и моле́бник ве́рен,/ чистоты́ рачи́тель.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
О, преблаже́нне и присносла́вне о́тче наш Ио́сифе! Ве́дуще твое́ ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние и к твоему́ тве́рдому заступле́нию прибега́юще, в сокруше́нии се́рдца мо́лим тя: озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и моли́твами твои́ми помози́ нам бу́рное мо́ре жития́ сего́ преити́ безмяте́жно и приста́нища спасе́ния небла́зненно дости́гнути: порабоще́ни бо су́ще су́етными, и грехолюби́ви, и не́мощни е́же от обыше́дших нас зол возни́кнути, к кому́ прибе́гнем, а́ще не к тебе́, яви́вшему неоскудева́емое бога́тство ми́лости в земне́м житии́ твое́м? Ве́руем же, я́ко и по отше́ствии твое́м множа́йшее стяжа́л еси́ дарова́ние милосе́рдовати бе́дствующим. Те́мже у́бо, припа́дающе ны́не к цельбоно́сней ико́не твое́й, умиле́нно про́сим тя, свя́тче Бо́жий: сам искуше́н быв, помози́ и нам, искуша́емым; посто́м и бде́нием попра́вый си́лу де́монскую, и нас от нападе́ний вра́жиих защити́; препита́вый гла́дом погиба́ющих, и нам испроси́ у Го́спода изоби́лие плодо́в земны́х и вся я́же ко спасе́нию потре́бная; посрами́вый ерети́ческая мудрова́ния, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов, и смуще́ний моли́твами твои́ми огради́: да то́жде му́дрствуем вси, еди́нем се́рдцем сла́вяще Святу́ю, Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вся ве́ки. Ами́нь.