Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. При Крещении назван Иоакимом. В 1713 году он был определен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 11 лет Иоаким, по его словам, «возлюбил монашество» и собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. Только в 1723 году он приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Несмотря на это, он тайно от родителей поступил в Киево-Межигорский монастырь, где вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей.
27 октября 1725 года был пострижен в рясофор с именем Иларион; в 1727 году переведен в Киево-Братский Богоявленский монастырь, где 21 ноября пострижен в мантию с именем Иоасаф; 6 января 1728 года рукоположен во иеродиакона. По окончании академического курса святитель Иоасаф был оставлен преподавателем. В 1733 году он также был и экклесиархом Киево-Братского монастыря. Наконец, 8 ноября 1734 года в Киевском Златоверхом монастыре архиепископом Рафаилом он был рукоположен во иеромонаха и 23 ноября переведён в кафедральный Софийский собор. Вскоре он стал членом Киевской духовной консистории. В 1737 году, 24 июня, он был назначен игуменом Лубенского Мгарского СпасоПреображенского монастыря, который в его управление значительно устроился.
В 1744 году, 14 сентября, указом императрицы Елизаветы Петровны митрополитом Рафаилом возведен в сан архимандрита и в ноябре вызван в Москву; с 29 января 1745 года был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры.
Указом императрицы от 15 марта 1748 года он был назначен епископом Белгородским и Обоянским и 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга был хиротонисан. В августе того же года епископ Иоасаф прибыл на кафедру. Церковное хозяйство в обширной Белгородской епархии находилось в полуразрушенном состоянии. Для более эффективного управления епархией святитель реорганизовал ее административные органы. Одновременно Иоасаф занимался благоустройством кафедрального Свято-Троицкого собора в Белгороде и архиерейского дома.
Бóльшую часть времени святителя Иоасафа занимали поездки по епархии. По преданию, подтверждаемому материалами архива Курской духовной консистории, он осмотрел все церкви епархии. Старался сделать свои посещения необременительными для приходов, совершал богослужения в храмах. Предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян, часто простаивал целую ночь на молитве. Результаты инспекций были зафиксированы в записках святителя. Так, он отмечал отсутствие крестов над куполами церквей и иконостасов в храмах, ветхость антиминсов, балдахинов над престолами и жертвенниками.
Сфера деятельности епископа Иоасафа не ограничивалась церковным администрированием. Заботясь о духовном просвещении паствы, он рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам (заставлять их повторять текст до тех пор, пока они не запомнят слова), произносить проповеди с обличением распространенных суеверий (наговоров, заломов колоса, гаданий, чтения «заговорных волшебных тетрадей» и т. д.). Требовал искоренения языческих обычаев: не разрешал постройку качелей на Светлой седмице и в день апостолов Петра и Павла, отмечание праздника березы в Троицкую неделю, купалы и вечерницы, совершавшиеся в день Рождества Иоанна Предтечи. Иоасаф обличал пороки и применял меры архипастырского воздействия к нарушителям норм церковной жизни.
Большое внимание уделял Харьковскому коллегиуму, регулярно присутствовал на диспутах и экзаменах, знакомился с учениками, лучших из них брал к себе в келейники. Заботился о материальном положении коллегиума. В частности, по просьбе святителя, отправленной ко всем протоиереям Белгородской епархии, коллегиуму были выделены подводы для подвоза строительных материалов, необходимых для перестройки его зданий.
Сохранилось предание, что Иоасаф перед большими праздниками посылал келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги; иногда и сам святитель, переодевшись, ночью отправлялся помогать бедным. В 1754 года Белгородский епископ собирался в очередной раз осмотреть епархию. По преданию, накануне отъезда из Белгорода он увидел во сне церковь и в ней на куче мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма! Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный сновидением, святитель Иоасаф стал обращать особое внимание на иконы Божией Матери при осмотре каждой церкви. Однажды он вошел в небольшой храм, расположенный в предместье Замостье г. Изюма. В притворе владыка обнаружил икону Божией Матери, используемую в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению Иоасафа образ был помещен в киот за левым клиросом. В течение трех дней пребывания в Изюме архиерей ежедневно приходил молиться перед обретенной святыней. Впоследствии этот образ Божией Матери стал называться Песчанским.
29 мая 1754 года святитель Иоасаф отслужил последнюю литургию в Белгородском СвятоТроицком соборе. После службы владыка обратился к прихожанам, сказав, что больше не увидит города, просил прощения у всех и сам всех простил и благословил. Отъезжая на родину для свидания с престарелыми родителями, Иоасаф распорядился о постройке у юго-западной стены собора каменного склепа для погребения. Общение святителя с родными имело для них большое значение, племянник святителя Наркисс Квитка впоследствии стал архимандритом. Побывав у родителей, Иоасаф посетил Мгарский монастырь и отправился в Белгородскую епархию. В последних числах сентября болезнь, обострившаяся в дороге, заставила его остановиться в слободе Грайворон, где располагался архиерейский дом. К больному святителю приехали мать, брат и сестра. Святитель Иоасаф болел около двух месяцев, был окружен заботой родственников. Перед кончиной соборовался, исповедался и причастился.
Святитель преставился ко Господу 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни. Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разливом рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе. По инициативе его брата, полковника А. А. Горленко, распоряжением Синода от 8 июля 1755 года над склепом была освящена придельная церковь. Торжества канонизации и открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского состоялись 4 (17) сентября 1911 года.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 102, 16.09.2018).
23 декабря
19 июля – Собор Радонежских святых
1 августа – Собор Курских святых
17 сентября – Обре́тение мощей
Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.
Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.
О вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче и ди́вный чудотво́рче! При́зри ми́лостивно на ны неду́гующыя. Ве́мы, уго́дниче Христо́в, ве́мы, и усты́ и се́рдцем испове́дуем, я́ко по дело́м на́шым беды́ постиго́ша нас. С разбо́йником благоразу́мным испове́дуем Го́сподеви, я́ко досто́йнная по дело́м на́шым восприе́млем и зла́я сия́ я́коже раби́ неключи́мии те́рпим. Си́ми бо вре́менными муче́ньми Госпо́дь милосе́рдый сокруша́ет горды́ню и жестоковы́йное се́рдце на́ше, да ве́чныя избежи́м ка́зни, гре́шником угото́ванная: сея́хом бо се́мена жития́ своево́льнаго, и жнем те́рния скорбе́й. Оба́че, не́мощнии су́ще, но в покая́ние те́плое прише́дше, о сем моли́тися дерза́ем, да гнев Госпо́день на ми́лость к нам преложи́тся, и тебе́, святи́телю Бо́жий и чудотво́рче, усе́рдно про́сим: проли́й те́плую моли́тву твою́ ко Христу́ Го́споду на́шему, ему́же днесь предстои́ши и мо́лишися о почита́ющих тя с любо́вию и смире́нным на твое́ предста́тельство упова́нием. Се бо в житии́ твое́м, святи́телю Христо́в, ни еди́наго же скорбя́ща и ми́лости твоея́ прося́ща, грехи́ же своя́ испове́дающа, николи́же презре́л еси́. Умоли́ пра́веднаго судию́, да преложи́т гнев пра́вды своея́ на ми́лование на́ше. Благода́тию Его́ тебе́ да́нною, святи́телю милосе́рдый, уврачу́й на́ша не́мощи, боле́зней лю́тых тече́ния уста́ви, сме́рти отити́ повели́, и на покая́ние си́лу нам да́руй. Ста́рость поддержи́, младе́нцы воспита́й, ю́ность уцелому́дри, супру́жества в чистоте́ и смире́нии утверди́, нам же всем послуша́ние трудолю́бное и ми́рное жи́тельство моли́твою твое́ю да́руй, да терпе́нием тече́м на предлежа́щий нам по́двиг жития́ сего́ вре́менного, взира́юще на нача́льника ве́ры и соверши́теля Го́спода Иису́са. Ему́же сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, вели́кий Святи́телю наш и чудотво́рче преди́вный Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче к тебе́ припа́дающих! Ми́лостивно при́зри на нас недосто́йных, со слеза́ми умиле́ния зде моля́щихся и благодаре́ние тебе́ по си́ле принося́щих. Благодари́м тя, уго́дниче Христо́в, я́ко услы́шал еси́ моле́ния нас недосто́йных и проси́мая нам оби́льно дарова́л еси́. Ве́мы и усты́ испове́дуем, я́ко вои́стину Христу́ те́плый о нас еси́ моли́твенник и, по да́нной ти благода́ти и да́ру, во спасе́ние всем нам потре́бная да́руеши: боля́щыя исцеля́еши, стра́ждущыя утеша́еши, мир и отра́ду ско́рбным сердца́м излива́еши, пла́чущыя ра́доватися твори́ти, печа́льныя ликова́ти содева́еши: роди́телем ча́да воздравля́еши, супру́гом подру́жия от одра́ сме́ртнаго возставля́еши, вражду́ющия умиротворя́еши, зави́стливыя твори́ши ми́лостивы, и вся́кия непра́вды кара́еши, я́коже и в житии́ твое́м пра́вды и милосе́рдия му́жественный ревни́тель был еси́. Благодари́м тя, Святи́телю, за вели́кая твоя́ и нам явле́нная благодея́ния, и смире́нно мо́лимся тебе́ мы недосто́йнии: предста́тельствуй за нас у престо́ла Христо́ва, и помози́ нам па́мять при́сную твои́х благодея́ний и щедро́т на нас излия́нных храни́ти, да во смире́нии се́рдца про́чее соверши́м житие́, и Небе́сное да насле́дуем селе́ние Боже́ственное, моли́твами твои́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.