ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА
(переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста)
В субботу 1-й седмицы Великого поста Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону.
Великомученик Феодор Тирон (Тирон — т.е. воин-новобранец) жил во времена императора Максимиана Галерия, отличавшегося необузданным нравом. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы римским божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь. Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. За то, что исповедал себя христианином, Феодор был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, ему вновь предложили совершить жертвоприношение. После отказа он был подвергнут жестоким пыткам, но не отступился от веры, и был приговорен к сожжению на костре. Святой Феодор сам бесстрашно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 306 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв продукты, продаваемые на рынках. И тогда святой Феодор, явившись во сне местному архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал на рынках оскверненные продукты, а употребляли в пищу коливо (кутью) - сваренную из домашних запасов пшеницу с медом.
В память об этом чудесном событии на первой неделе Великого поста, в навечерие субботы (пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору Тирону. Его составил преподобный Иоанн Дамаскин. В этот день благословляют и раздают прихожанам коливо.
2 марта (переходящая): 2 марта (17 февраля)- в невисокосный год; 1 марта (17 февраля) - в високосный год
23 марта (переходящая) – Суббота 1-й седмицы Великого поста
Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святы́й му́ченик Фео́дор ра́довашеся;/ огне́м бо всесожже́гся,/ я́ко хлеб сла́дкий Тро́ице принесе́ся./ Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.
Ве́ру Христо́ву, я́ко щит, вну́трь прии́м в се́рдцы твое́м,/ проти́вныя си́лы попра́л еси́ многострада́льче,/ и венце́м Небе́сным венча́лся еси́ ве́чно,// Фео́доре, я́ко непобеди́мый.
О, пресла́вне, великому́чениче Фео́доре Ти́роне. Услы́ши моле́ние на́с ве́рных, велича́ющих тя́ и в смире́нии свое́м взыва́ющих к тебе́ от всея́ души́. От ю́ности показа́вый пла́менную ве́ру во Христа́ Го́спода и ра́ди нея́ жи́знь свою́ положи́вый, пода́ждь и на́м моля́щимся тебе́ душе́вныя си́лы, во е́же блюсти́ во вся́ дни́ чистоту́ пра́выя ве́ры. Запечатле́вый му́ченичеством испове́дание ве́ры в пещи́ о́гненней, бу́ди на́м о́бразом в ре́вности пропове́дывания И́стины Христо́вой. Огради́вый ве́рных от греха́ язы́чества и отсту́пничества, соблюди́ и на́с чи́стыми от ерети́ческих ко́зней и вся́каго диа́вольскаго наважде́ния. О, Преблаже́нне, великому́чениче Фео́доре, свои́м предста́тельством у Престо́ла Всевы́шняго умоли́ Го́спода Бо́га, да пода́ст на́м благода́тныя си́лы, во е́же напра́вити пути́ жи́зни на́шея по Сло́ву Бо́жию во спасе́ние ду́ш на́ших. Я́ко да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость, просла́вим все́х благи́х Исто́чника и Даропода́теля Бо́га, Еди́наго, в Тро́ице Святе́й Сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ФЕОДОРУ ТИРОНУ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Завершилась первая седмица Великого поста — время особо благодатное, когда Церковь предлагает своим верным чадам замечательные средства духовного оздоровления. Первая неделя, если она проводится в соответствии с церковным уставом в молитве, в воздержании, в размышлениях, в первую очередь о себе самом, является совершенно особым средством духовного возрождения человека.
Жизнь наша сегодня чрезвычайно сложна, настолько быстро все вокруг нас меняется — как в плане внешних материальных факторов, так и в сфере культуры и духовной жизни. То, что еще вчера касалось незыблемым, совершенным, то, что являлось примером, сегодня перестает быть таковым. И в этой круговерти жизни современной цивилизации невероятно трудно сохранить свой внутренний мир от соблазнов, искушений и даже разрушения.
И для тех, кто желает идти путем, предлагаемым Церковью, первая седмица Великого поста дает возможность посмотреть на себя, своих близких, родных, на свою работу, на то, что происходит в стране и обществе, с некоторой дистанции. И эта дистанция вызвана не безразличием, но, напротив, помогает увидеть то, что реально происходит.
Первая седмица Великого поста и была для многих из нас временем отстранения от суеты мира — для того чтобы обострилось наше зрение и для того чтобы мы научились не только видеть, но и понимать суть происходящих событий, в первую очередь, чтобы мы могли понимать, что происходит с нами самими.
Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Эти замечательные слова мы тоже должны правильно понять. Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же, нет! Свои прегрешения видим силой своей совести.
Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».
Великий пост дает нам возможность о многом поразмышлять. Он дает нам возможность укрепиться духовно и в первую очередь приносить искреннее покаяние — так часто, как мы желаем это сделать. Собственно говоря, результат действия совести и есть покаяние. Только когда совесть начинает укорять нас, возникает необходимость освободиться от этого гнета, и единственным средством освобождения совести является покаяние.
Люди, которые благочестиво провели первую седмицу Великого поста, — не только те, кто имел возможность ходить в храм каждый день, но и православные верующие, которые из-за работы не могли быть в храме ежедневно даже во время первой седмицы, — обычно в пятницу и субботу исповедуются, с тем, чтобы причаститься Святых Христовых Таин. А когда мы приходим на исповедь, мы должны совестью своею видеть свои прегрешения.
Исповедь не может быть механическим перечислением грехов, многие из которых уже оставлены и совершенно не актуальны. Странно, когда люди пожилые начинают каяться в том, в чем обычно стесняются каяться молодые. Такое впечатление, что от молодости до старости не было ни одной исповеди. Почему-то вспоминаются грехи молодости, а что же грехи сегодняшнего дня, в том числе у пожилых людей? Разве они отсутствуют? Автоматическое, бездумное перечисление грехов не имеет ничего общего с подлинной исповедью. Каяться надо в том, в чем ты считаешь необходимым покаяться, — в грехах, которые совестью твоею обличаются.
Вот тут-то и наступает самое, может быть, сложное — покаяться в том, в чем тебя обличает совесть и даже в том, в чем ты иногда сам себе боишься или стыдишься признаться. Исповедь дает возможность очищения души, разума, чувств. Исповедь дает возможность обрести подлинное освобождение от греха и начать жизнь с чистого листа. И хотя этот чистый лист довольно быстро заполнится грехами, но важно, чтобы каждый раз, приходя к покаянию, мы имели способность и силу подлинно приносить таковое пред крестом и Евангелием и раскрывать пред Богом свою душу, испрашивая прощения грехов.
У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова: «Дверью спасения при потопе была дверь ковчега. А дверью спасения от потопа греха является покаяние». Как при потопе невозможно было спастись, не пройдя через эту дверь ковчега, так и сегодня, побеждаемые грехами, мы не можем войти в ковчег спасения, кроме как через дверь покаяния. И да поможет нам Господь воспользоваться этой дверью, отметая всякие предрассудки и все то, что мешает нам пред крестом и Евангелием принести истинное покаяние Богу в совершаемых грехах. Аминь.