Святой мученик и архидиакон Евпл пострадал в 304 году в правление императоров Диоклитиана (284–305) и Максимиана (284–305), воздвигнувших гонения на христиан. Он был архидиаконом в городе Катаны на острове Сицилия. Усердно исполняя диаконское служение, святой Евпл постоянно проповедовал истинную веру. Он всегда имел с собой Евангелие и читал людям о чудесах Господа Иисуса Христа. Однажды в Катану явился отряд язычников для выявления тайных христиан. На святого Евпла донесли, и он был взят под стражу. После того, как он отказался поклониться языческим идолам, его подвергли жестоким пыткам. Тело мученика строгали железными гребнями, а кости перебили молотом.
Ни тяжкие муки, ни лукавые посулы всяческих земных благ, если он отречется от Христа, не смогли поколебать твердости исповедника. Тогда мучители решили подвергнуть его медленной смерти от голода и жажды. Страдальца заключили в тюрьму и запечатали дверь. Через семь дней, почувствовав нестерпимую жажду, святой стал усердно молиться к Богу, и внезапно в темнице появился водный источник. Когда через некоторое время сюда вошли воины, то увидели, что темница полна воды, которая исчезла по мановению руки мученика. Увидев, что святой жив, градоначальник-язычник повелел отсечь ему уши, а затем и голову. Когда архидиакона повели на казнь, ему на шею повесили Святое Евангелие. Перед казнью он попросил немного времени для молитвы – и укрепленный и радостный, он вновь исповедовал веру во Христа и обличал мучителей за пролитие крови неповинных христиан. Воины, по велению судьи, схватили архидиакона и усекли его мечом. Его останки были благоговейно погребены христианами, при гробнице святого мученика происходило множество исцелений.
Му́ченик Твой, Го́споди, Е́впл / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.
Зако́ны Христо́вы в руку́ обнося́,/ предста́л еси́, вопия́ враго́м, в по́двизе:/ самозва́н есмь страда́льчествовати тверде́йши./ Те́мже, приклони́в ра́достно вы́ю твою́,/ подъя́л еси́ усече́ние мече́м,// сконча́вый тече́ние твое́.
I. Святой, ныне прославляемый мученик Евпл, жил в г. Катане на острове Сицилии во время гонения на христиан при Диоклитиане. Несмотря на опасность быть схваченным и преданным истязаниям, он безбоязненно проповедовал Евангелие, собирал вокруг себя народ и просвещал его объяснением слова Божия. Тогда правитель города потребовал к себе христианского проповедника. Святого Евпла схватили в то время, когда он в одной хижине читал Евангелие; с этою книгою в руке, как уликою, и привели его к правителю Калвизиану.
– Зачем у тебя эта книга в руках? – спросил правитель.
– Я читал ее, когда меня взяли, – отвечал святой Евпл.
Мучитель, закоренелый язычник, стал уговаривать святого Евпла отречься от своего, по его мнению, ложного верования во Христа, но когда увидел, что не поколебать ему своими словами твердого в вере христианина, он велел предать его истязаниям, после которых святой Евпл был отведен в темницу. Здесь томили его голодом и жаждою, и после нескольких новых попыток склонить его к отречению от Христа, осудили исповедника на смертную казнь, на которую повели его, повесив ему на шею Евангелие. Его сопровождало множество народа, среди которого было немало тайных христиан. Придя на место казни, святой Евпл стал читать Евангелие народу и потом, помолясь, радостно преклонил под меч свою голову... Это было в 304 г.
II. Святой архидиакон Евпл служит живым доказательством той истины, что слово Божие весьма полезно читать, ибо оно, сообщая учение о Христе и жизни вечной, побуждает искать спасения и достигать его несмотря на мучения и самую смерть, которой оно учит не страшиться.
а) Слово Божие есть действительно свет души. «Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Псал. 118, 103), - сказал о слове Божием пророк Давид. Поэтому, кто со вниманием и благоговением читает или слушает Священное Писание, тот учится истинам Боговедения у надежного наставника и может получить ясные и правильные понятия о Боге и делах Божиих, о вечной жизни и условиях достижения царствия небесного. Без слова Божия, самые сильные, естественные способности ума никого не вводили в святилище истинной премудрости. Напротив, многие люди, при самых посредственных дарованиях, читая Священное Писание, приобретали такие познания о вещах небесных, о каких умнейшие языческие философы или вовсе не имели понятия, или умствовали слабо и погрешительно. Кого угодно из читающих Священное Писание со вниманием и рассуждением спросите о Боге, о душе, о будущей жизни, и вы услышите правильные и успокоительные ответы, достойные этих высоких предметов. Чему же таковые люди обязаны душеспасительными познаниями своими? Без сомнения, чтению Священного Писания. Из этого рассуждения следует заключить, что Священное Писание просвещает ум, сообщая ему высшие и правильные религиозные познания. И это первая польза, какую мы можем получить от чтения Священного Писания.
б) Слово Божие исправляет наши нравы. Все мы более или менее поползновенны к злу. «Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21), говорит пророк Моисей. Какое же средство изберем мы для поправления наших нравов, для освящения нашей жизни? Не ошибемся, если изберем для этого великого дела Священное Писание. Оно имеет особенную силу действовать на сердце, приводить грешника в себя и подвигать его к покаянию. Об этой силе Священного Писания свидетельствует апостол Павел: «все писание богодухновенно и полезно есть ко обличению, ко исправлению, ко наставлению в праведности» (2Тим. 3, 16). Святая Церковь наша представляет довольно примеров перемены и исправления жизни от слова Божия. Один великий грешник, пришедший в Церковь, услышав чтомые из Священного Писания следующие слова: «измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавство от душ ваших» (Исаия 1, 16), твердо решился переменить жизнь свою из порочной на добродетельную, и, при помощи Божией, действительно, сделался новым, по добродетельному житию, человеком. Следовательно, Священное Писание может исправлять наши нравы и улучшать нашу жизнь.
в) Кроме этого, Священное Писание может утешать нас в горестях и придавать услаждение нашему благополучию.
аа) В горестях слово Божие утешает нас тем, во-первых, что ясно излагает нам душевную пользу, происходящую от скорбей, великодушно переносимых. «Аще наказания терпите, якоже сыновом обретается вам Бог» (Евр. 12, 7), говорит апостол Павел; во-вторых Священное Писание утешает нас примерами, из которых видно, что не только грешники, но и величайшие праведники, как например многострадальный Иов и целомудренный Иосиф и прочие подвергались в жизни величайшим скорбям; в-третьих, слово Божие утешает печальных напоминанием о милосердии Божием и готовности Божией подать нам руку помощи в злополучии. Например, не утешительны ли для скорбящих следующие слова Божии, начертанные в Священном Писании: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя» (Псал. 49, 15)! О, без сомнения, эти слова целебный елей для души преогорчеваемой!
бб) А благополучие нашей жизни Священное Писание возвышает, во-первых, тем, что Бога признает виновником всякого блага, встречающегося нам в жизни; во-вторых тем, что показывает нам надежные способы к поддержанию и к продолжению данного от Бога нам благополучия. Например, слово Божие говорит: «хотяй живот любити, и видети дни благи, да удержит язык свой от зла, да уклонится от зла, и да сотворит благо» (1Петр. 3, 10–11), и еще: «взыскающии Господа не лишатся всякого блага» (Псал. 33, 11).
г) Но главная польза, происходящая от чтения, или слышания слова Божия, состоит в том, что таковое чтение или слышание споспешествует делу великому, душеспасительному, утешающему Бога и ангелов – делу духовному, благодатного возрождения и обновления нашего. Обновление это начинается в купели Святого Крещения. Но начавшееся в купели крещения обновление надобно продлить, развить, возрастить, укрепить, украсить цветами и плодами святости жизни. В этом случае много может помочь нам Священное Писание. Оно, через чтение или слышание, упадая на сердце человека, способно возрождать человека и дело возрождения доводить до возможного высшего совершенства духовной жизни, как свидетельствует о сем апостол Павел, говоря: «все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, чтобы совершен был человек Божий, ко всякому доброму делу приуготовлен» (2Тим. 3, 16, 17).
III. Остается нам возблагодарить Господа Бога Светодавца за дарование нам Священного Писания и, подражая святому архидиакону Евплу и прочим святым, читать его, доколе смерть не сомкнула еще очей наших и не запечатлела уст наших; доколе душа наша еще может принимать лучи света небесного и узреть стезю, ведущую к вечной жизни, к вечному благополучию. Аминь.