Преподобный Даниил (409–493) родился в деревне Мерафа близ г. Самосата в Сирии. Его родители Илья и Марфа долгое время не имели детей. Марфа в молитвах дала обет Богу, что, если Он пошлет ей дитя, она отдаст ребенка на служение в монастырь. Через некоторое время у нее родился сын. До пяти лет мальчику не давали имени, считая, что тот, кто был дарован Богом, должен и имя получить чудесным образом. Для наречения имени родители привели ребенка в находящийся неподалеку монастырь. Настоятель взял книгу, лежащую в алтаре, и наугад раскрыл ее на словах пророка Даниила. Так отрок получил имя. Родители хотели оставить ребенка в этой обители, но настоятель возразил, что тот должен сам принять решение об уходе в монастырь, когда вырастет. В двенадцать лет Даниил бежал из дома и пришел в одну из близлежащих обителей с просьбой постричь его в монахи. Настоятель долго отговаривал отрока, но, видя твердость его намерений, выполнил просьбу. Узнав о том, где находится их сын, родители обрадовались и присутствовали при его постриге.
Однажды игумен отправился в Антиохию по делам и взял Даниила с собой. На обратном пути они посетили преподобного Симеона Столпника, который благословил юного монаха и предрек, что и тот понесет подвиг столпничества. Позднее Даниил посетил преподобного Симеона еще раз и провел у его столпа две недели. Получив в видении указание, он отправился в Константинополь и нашел пристанище в церкви архистратига Михаила. Ему рассказали, что неподалеку находится заброшенное святилище, где обитают бесы и вредят проплывающим мимо кораблям. Преподобный Даниил затворился там, оставив только маленькое окошко, постом и молитвой противостоял бесам, а те пытались устрашить его, являясь в виде призраков с мечами или грозя утопить его. Через несколько ночей преподобному удалось одолеть бесов, и они покинули святилище, вырвавшись из окна в виде стаи летучих мышей.
Слухи о подвижнике распространились по городу, и недоброжелатели из окрестных селений пожаловались на него Константинопольскому патриарху Анатолию, утверждая, что Даниил – еретик. Побеседовав с монахом, патриарх убедился, что перед ним вовсе не еретик, а святой. Даниил исцелил святителя Анатолия от тяжелого недуга, а затем вернулся в затвор, где прожил девять лет.
Однажды во сне ему явился преподобный Симеон, призывая на подвиг столпничества. На следующий день Сергий, один из учеников Симеона, принес куколь преподобного и вручил его Даниилу. Сергий навсегда остался с преподобным Даниилом, став его учеником.
По просьбе святого он выбрал в пустыне место для столпа, которое ему было указано по знамению. Ученики святого построили столп высотой в два человеческих роста. В 461 году Даниил взошел на него. За 32 года, которые преподобный Даниил провел на столпе, им было совершено множество чудес: он исцелил сына бывшего префекта Константинополя Кира, избавил от глухоты и немоты детей, изгнал беса из блудницы, которую еретики подговорили оклеветать святого, лечил прокаженных и хромых. Святой, несмотря на язвы на ногах, являл чудеса долготерпения: во время сильного ненастья ученики нашли его, покрытого коркой льда. С большим трудом они смогли отогреть его, и лишь после долгих уговоров преподобный согласился, чтобы на столпе был сооружен железный навес.
Отношения Даниила с церковной и светской властью первое время были напряженными: владелец земли, где был поставлен столп, требовал, чтобы Константинопольский патриарх святитель Геннадий I разрешил ему силой свести Даниила со столпа, а столп разрушить, но потом раскаялся и сам стал помогать святому.
Когда слава о преподобном широко распространилась, многие вельможи и члены императорской семьи считали за честь украшать столп или старались убедить святого поставить новый столп на их землях. В благодарность за исцеление жены от бесплодия император Лев I приказал заложить основание нового столпа для святого, построил рядом с ним монастырь и часовню, куда поместил мощи преподобного Симеона. Император всегда советовался с Даниилом и просил быть посредником в переговорах; из благоговения никогда не приближался к столпу верхом. По желанию императора патриарх Геннадий должен был рукоположить Даниила во пресвитера, однако преподобный отказался спустить для патриарха лестницу. Тогда Геннадий совершил таинство под столпом, провозгласил, что Даниил теперь рукоположен, и только тогда сумел взойти на столп, чтобы причаститься вместе со святым.
Авторитет преподобного Даниила был настолько велик, что в период смуты в империи (475- 476) его поддержкой стремились заручиться и будущий император Зинон, и его соперник монофизит, узурпатор Василиск. Святой не стал благословлять Василиска, возглавил православную оппозицию и вместе с патриархом Акакием заставил Василиска отказаться от ереси. По просьбе патриарха преподобный был вынужден покинуть столп и пройти через весь город ко дворцу, где пребывал узурпатор. Святого, неспособного ходить из-за язв на ногах, несли благочестивые христиане. Во время каждой остановки Даниил совершал исцеления и произносил проповеди. Он предсказал возвращение на трон императора Зинона, его смерть и воцарение нового, праведного правителя Анастасия I.
Преподобный Даниил знал время своей кончины, а также предвидел сложности, которые вызовет снятие его тела со столпа, и поручил организацию своих похорон одной знатной женщине, исцеленной им от бесплодия. Она заказала для преподобного каменный гроб и построила вокруг столпа спиральный подъем, по которому можно было бы спустить тело. Даниил отказался от каменного гроба и попросил положить его в землю вместе с мощами других святых. За семь дней до кончины преподобный Даниил произнес последнюю проповедь. Его погребение сопровождалось знамениями.
Патриарх Евфимий I, клир и чиновники простились со святым, поднявшись по спиральному подъему на столп, тело завернули в плащ, привязали к деревянному щиту и поставили вертикально, так что в течение нескольких часов все могли его видеть. Над телом кружили два голубя, и в воздухе были видны три креста. При спуске тела священниками и патриархом произошла давка, т. к. многие хотели прикоснуться к телу святого, но чудесным образом никто не пострадал.
В настоящее время часть мощей Даниила Столпника находится в Греции: череп - в Большом Метеорском монастыре (Метеоры), некоторые частицы – в Великой Лавре (Афон) и монастыре Агия-Лавра (близ Калавриты).
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Выпуск № 44 (222), 20.12.2020).
См. также: "Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Преподобному Даниилу Столпнику
Тропарь, глас 1
Терпе́ния столп был еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову в страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и Безпло́тных жи́тельству,/ сый в телеси́, Дании́ле, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Я́коже звезда́ многосве́тлая ты возше́д, блаже́нне, на столп,/ мир просвети́л еси́ преподо́бными де́лы твои́ми,/ и тьму пре́лести отгна́л еси́, о́тче./ Те́мже мо́лим тя:// и ны́не облиста́й в сердца́х раб твои́х незаходя́щий свет ра́зума.
Молитва
О, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Дании́ле, ублажа́ем ве́лия по́двиги жития́ твоего́, — ско́рби лю́тыя, боле́зни, искуше́ния, им же победоно́сец преди́вный показа́лся еси́. Велича́ем дарова́ния благода́ти Госпо́дней, тобо́ю многоче́стне и многообра́зне явле́нныя боля́щим и скорбя́щим, гре́шным и заблу́дшим во спасе́ние их. Помина́ем тебе́ наста́вника прему́драго, и́же глаго́ла лю́дем словеса́ учи́тельная от сло́ва Госпо́дня, ду́ши умиля́ющия и умы́ и сердца́ к Бо́гу обраща́ющия. Мо́лимся тебе́: не забу́ди, о, преблаже́нне о́тче, ве́ры на́шея к тебе́ и наде́жды упова́ния на́шего на тебе́, пред свято́ю ико́ною твое́ю при́сно предстоя́щих и те́пле моля́щихся. Сподо́би нас, у́мно взира́ющих на сконча́ние жи́тельства твоего́, подража́ти ве́ре и любви́ твое́й. Помина́й нас, недосто́йных, во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу, я́ко свяще́нник Бо́жий, предстоя́ Престо́лу Вседержи́телеву. Мо́лим тя, вели́кий моле́бниче и чудотво́рче святы́й, бу́ди нам всегда́ уте́шитель, цели́тель, помо́щник и засту́пник, и покрови́тель, и наста́вник ве́рен. Не премолчи́, вопия́ за ны ко Го́споду, да с терпе́нием тече́м на предлежа́щий по́двиг спасе́ния душ на́ших, взира́юще на тебе́, святы́й учи́телю наш, и благоче́стно и пра́ведно, в едине́нии ду́ха, в единомы́слии ве́ры и любве́ поживе́м в ны́нешнем ве́це; в бу́дущем же да сподо́бимся сла́вити благода́ть и человеколю́бие Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ДАНИИЛУ СТОЛПНИКУ
Протоиерей Григорий Дьяченко
Преподобный Даниил Столпник
(Путь к истинному величию и славе состоит не в высоком звании и чинах, не в учености, не в богатстве, а в одной христианской добродетели)
I. Преподобный Даниил, память коего совершается ныне…, был испрошен у Бога пламенною молитвою своей матери… был дарован ей, как чудное свидетельство отзыва Божиего на молитву, сопровождаемую верою, – был ей как бы воздаянием не просто «сторицею», но Божественною, беспредельною «сторицею» за ее терпение и безропотность в страдании, за ее твердую веру в милосердие Божие, не истощившуюся и не поколебавшуюся среди долгого и тяжелого испытания...
И в дитя свое, вместе с питанием от своей груди, как бы перелила мать Даниила свою любовь и веру в Бога, которые с детства возвысили его среди сверстников и возросли в нем до величия произвольного подвига, которым прославился он среди современников и оставил поражающее воспоминание о себе на все времена…
II. Мы видели, что преподобный Даниил достиг великой и истинной славы не только у Бога, прославившего его даром чудотворений, но и людей, оказывавших ему великое уважение и любовь. Чем же он приобрел такую славу? Благочестивою и добродетельною жизнью; для Бога нет ничего дороже и выше добродетели. Ею и мы можем приобрести себе честь и славу не только от людей, но и от Самого Бога.
Суд Божий далеко не одинаков с суждением людским; «у Бога и первии будут последнии, и последнии первии». Люди полагают величие и славу или в высоком звании, или в обширном образовании ума, или в обильном богатстве и других мирских достоинствах. Но все эти качества и доблести без добродетели никогда и никому не доставят истинного величия и славы.
Все личные достоинства и преимущества тогда только бывают достойны уважения, когда носящие их лица украшаются внутренними сердечными доблестями, добросовестным исполнением своих обязанностей и добрыми делами.
а) Но какая честь носить высокое звание, если нет величия в душе и правоты в действиях? К чему послужит блеск чинов и отличий, если он затмевается бесчинными поступками и постыдными делами? Доставит ли честь и славу почетное место, если оно бесчестится недобросовестностью лица, которое занимает его? Нет, не звание и чины возвышают человека, а человек облагораживает собою звание и чины. Случается, что и не добрым людям, но высокопоставленным оказывают уважение; но что это за уважение? Оно делается или из приличия, или страха ради; а в душе питают к ним не только холодность, но нередко и презрение; заочно высказывают сущую, часто очень нелестную для них правду.
б) Много было и есть людей ученых, даровитых от природы. Но далеко ли они ушли с своею стихийною мудростью? Отчего многие из них не оставили по себе доброй памяти? Оттого что жили только одним умом, а не сердцем; оттого что кажущуюся мудрость свою и ученость показывали на одних словах, а не в добрых делах; а высокоумие и хитрословесие без добрых дел все равно, что цветущее дерево без плода. Вся сущность христианского благоразумия состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор. 2, 4). «От дел твоих покажи премудрость твою!» И высокие умы нередко помрачали блеск своих великих дарований великими пороками. Что ж после этого толку в уме, хотя и светлом, но не освященном светильником веры и благочестия? Какая польза от современных наук, если они не научают главной науке – жить как должно, – по-христиански? К чему послужит умение говорить красно и бойко, если мы не будем уметь понимать, сколько возможно, премудрость Божию? Справедливо сказал апостол Павел, что одно «телесное обучение мало полезно, а благочестие на все полезно», – «и для жизни настоящей и будущей» (И Тим. 4, 8).
в) Еще более ошибаются те люди, которые полагают величие и славу в богатстве. Правда, что богатым оказывают почести и уважение, приносят даже дань раболепного унижения; но дело в том, что вся эта мнимая честь воздается не им собственно, а богатству, которым они обладают, – не лицу, а вещи неодушевленной. Лишись они богатства – и вся слава их тотчас же исчезнет, как дым. Никто, конечно, не будет спорить, что чрез богатство можно все приобрести: и честь, и славу, и уважение, и любовь не только от людей, но и от Самого Бога, но тогда только можем приобрести все это, когда будем употреблять его на дела богоугодные, на благотворение бедным и страждущим. Значит не в богатстве честь, а в употреблении его на дела благие; не в золоте слава, а в добродетели золото. «Слава и честь только одним делающим благое», говорит слово Божие (Рим. 2, 10).
III. После этого нам, христиане, остается убедиться в том, что истинный и прямой путь к величию и славе – в одной добродетели. Богаты ли мы или бедны, велики ли или малы в положении гражданском, учены или нет, – для Бога все равно, были бы мы только честны и добродетельны; это для Него выше всех мирских достоинств. Доказательством может служить преподобный Даниил столпник и все святые угодники Божии, которых за их святую жизнь и при жизни почитали все разумные и добрые люди и тем более после их смерти почитает и прославляет их святая церковь. Проходят века, тысячелетия, а слава их не только не уменьшается, но еще более возрастает. Так сам мир признает величие добродетели, которой и мы при помощи Божией будем стараться следовать.