Святая равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена - первая христианская правительница Руси. Святую Ольгу называют «начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле. Именно она своим влиянием постепенно подготавливала тот духовный переворот, который в свое время совершился сначала в сердце ее внука святого князя Владимира, а потом и в сердце всего русского народа. Именно Ольга была первой из русского княжеского дома, кто не усомнился в Евангельской истине и не постыдился поехать в Константинополь, столицу Восточной Римской империи, чтобы от греческих священников лично принять Святое Крещение во имя Христово.
Имя будущей просветительницы Руси впервые называет «Повесть временных лет», рассказывая о женитьбе князя Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга принадлежала к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий. Ее варяжское имя Хельга - в русском произношении – Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Понимание святости предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ назвал Ольгу – Мудрой. Мудрость святой Ольги была общепризнанной и вошла в сказания и легенды. Даже когда она была молодая, молва приписывала ей исключительную разумность, рассудительность и силу слова. Согласно преданию, родовым имением Ольги было село Выбуты, в нескольких километрах от Пскова, вверх по реке Великой. Здесь – у древней переправы, Ольга впервые встретилась с князем Игорем. Житие святой Ольги повествует, что молодой князь охотился в Выбутах, «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв в лодке от берега, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Он помнил «дивную в девицах» Ольгу и хотел жениться только на ней. Так Ольга стала женой князя Игоря, а после его смерти - великой княгиней Российской.
Умер князь Игорь трагически. В 945 году, собрав дань с древлян (племени, живущего недалеко от Киева), он решил эту дань удвоить и с малой дружиной вернулся к древлянам. После отказа древлян платить еще одну дань, произошел конфликт, который кончился убийством Игоря и уничтожением его дружины.
Княгиня Ольга, оставшись вдовой, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, истребив и их князя Мала, и почти все племя. Месть жены за мужа (равно как и мужа за жену) были общепризнанной нормой той эпохи. Мало того, месть за близкого родственника была еще и нравственным подвигом истинного благочестия. И потому Ольга подверглась бы всеобщему осуждению, если бы не выполнила своего долга возмездия за смерть супруга. При этом месть Ольги древлянам была своего рода демонстрацией силы перед лицом всех возможных соперников, и этими решительными действиями Ольга сразу поставила себя на подобающее княгине место, отбив у всех окружающих охоту думать о захвате власти.
Потеря мужа было огромным горем для Ольги, которая осталась с малолетним сыном Святославом - об этом говорят все русские письменные источники. Но по прошествии времени Ольга собралась с силами и показала всему народу, что у власти теперь – сильная и мудрая правительница с твердым характером, заботящаяся о своих людях и об устроении государства.
Святая княгиня Ольга много сделала для государственного и экономического устроения Руси: организовала погосты, то есть места для торговли, своего рода ярмарки, торговые центры («гость» - купец) по всей земле, включая Новгородские области, упорядочила оброки и дани с подвластных племен. Сына Святослава она воспитывала как будущего правителя, беря его с собой во все поездки, которых было немало. Летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения». Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Русь становилась великой державой.
Но главным событием жизни княгини Ольги, благодаря которому она осталась в истории, было Святое Крещение, которое она приняла в Константинополе в 955 или 957 году.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь, где принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
Вернувшись в Киев, святая княгиня Ольга начала свое апостольское служение: распространяла веру, строила храмы, воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы; и многие русские «дивясь о глаголах ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали из уст ее Слово Божие и крестились», - свидетельствует Степенная Книга. Этим она в огромной степени подготовила дело Крещения Руси своим внуком, святым князем Владимиром, поему и названа вместе с ним Равноапостольной.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы».
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 г., и на его месте Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Не слушая матери, он жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду. Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано».
Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? …Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим… Исполни же теперь мою последнюю просьбу: пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело». Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской, и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине.
11 июля 969 года окончилась земная жизнь великой русской княгини Ольги, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Тело ее погребено было по христианскому обычаю.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. Ее внук, святой князь Владимир Святославович, перенес мощи святой Ольги в построенную им церковь Пресвятой Богородицы в Киеве, известную в народе как Десятинная. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел их через оконце, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб. Так по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Святая равноапостольная Ольга канонизирована на Соборе 1547 года.
Исполнилось пророчество святой Ольги о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.
23 октября – Собор Волынских святых
24 июля
3 июля (переходящая) – Собор Псковских святых
Кpила́ми богоpазу́мия впеpи́вши твой ум,/ возлете́ла еси́ пpевы́ше ви́димая тва́pи,/ взыска́вши Бо́га и Твоpца́ вся́ческих,/ и, Того́ обpе́тши, па́ки pожде́ние Кpеще́нием пpия́ла еси́,/ дpе́ва живо́тнаго наслажда́ющися, нетле́нна во ве́ки пpебыва́еши,// О́льго пpисносла́вная.
Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и О́льгу Богому́друю:/ да моли́твами ея́/ пода́ст душа́м на́шим// грехо́в оставле́ние.
Велича́ем тя,/ свята́я равноапо́стольная княги́не О́льго,/ я́ко зарю́ у́треннюю в земли́ на́шей возсия́вшую/ и свет ве́ры Правосла́вныя// наро́ду своему́ предвозвести́вшую.
О, свята́я равноапо́стольная вели́кая княги́не О́льго, первоуго́днице Росси́йская, те́плая о нас пред Бо́гом хода́таице и моли́твеннице! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и мо́лимся с любо́вию: бу́ди нам во всем ко бла́гу помо́щница и споспе́шница и, я́коже во вре́менней жи́зни тща́лася еси́ просвети́ти пра́отцы на́ша све́том святы́я ве́ры и наста́вити я́ твори́ти во́лю Госпо́дню, та́ко и ны́не, в Небе́сней пребыва́еши све́тлости, благоприя́тными твои́ми к Бо́гу моли́твами вспомоществу́й нам в просвеще́нии ума́ и се́рдца на́шего све́том Ева́нгелия Христо́ва, да преспева́ем в ве́ре, благоче́стии и любви́ Христо́ве. В нищете́ и ско́рби су́щия уте́ши, бе́дствующим пода́ждь ру́ку по́мощи, оби́димыя и напа́ствуемыя заступи́, заблу́дшия от пра́выя ве́ры и ересьми́ ослепле́нныя вразуми́ и испроси́ нам у Всеще́драго Бо́га вся блага́я и поле́зная жи́зни вре́менней и ве́чней, да та́ко благоуго́дне зде пожи́вше, сподо́бимся насле́дия благ ве́чных в безконе́чном Ца́рствии Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист святой равноапостольной Великой княгине Российской Ольге
I. Святая благоверная великая княгиня Ольга, память коей совершается ныне, по преданию, была родом из Псковской области. Случайно сделалась она супругой великого князя Киевского Игоря и по смерти его, в 946 г., была правительницею государства, за малолетством сына ее Святослава. В начале управления своего, она, прежде всего, старалась отмстить соседнему племени – древлянам, которые были враждебны русским и особенно возбуждали гнев Ольги тем, что коварно умертвили мужа ее Игоря. Эту месть Ольга исполнила с такою хитростью и жестокостью, которые в те времена были обычным явлением среди язычников, коих сердце не было смягчаемо любовью Христовой. О мести и хитростях Ольги летописец рассказывает, что когда древлянский князь Малк прислал просить руки ее, Ольга обманула послов, заманила их к себе и приказала живых закопать в яму; еще присланных от древлян послов из знаменитых граждан она сожгла в бане, – а других умертвила на могиле мужа, хитростью заманив их для его помина. Самый город древлянский Коростен она взяла другою хитростью: положив вместо дани на жителей по три голубя и по три воробья с каждого двора, велела привязать к этим птицам зажженный трут с серою и пустить на волю: они возвратились с огнем в гнезда и произвели пожар. Овладев таким образом городом, Ольга осудила на смерть старейших граждан, а прочих обложила тяжелою данью. Одаренная великим умом, она не могла не заметить превосходства христианской веры перед языческой. Скоро сердце ее изменилось евангельскою чистотою и христианскою любовью, совершенно чуждою языческой мстительности и совершенно возродилось. По принятии крещения в Константинополе, Ольга сделалась совершенно иною. Вместо мстительности и жестокости, она всюду проявляла смирение и любовь христианскую. Путешествуя по разным областям и городам России, она всюду являлась милосердною и благоприклонною к исполнению справедливых просьб, строила храмы и украшала их; словом заботилась о том, чтобы свет истинного богопознания озарил всю землю русскую. Вот какие благие плоды принесла христианская вера, как самой благоверной великой княгине Ольге, так и ее подданным!
II. Братия христиане! Только в христианской вере великое и притом неоцененное благо.
а) Без твердой веры во Христа мы бы остались чадами гнева Божия, и нас неминуемо ожидало бы вечное осуждение. Но слава и благодарение Господу Богу, воззвавшему нас из тьмы в чудный свет Свой и давшему нам право быть сынами и наследниками Его небесного царствия!
Ведь мы не испытали страшного состояния быть вне света Евангельского, в тьме душевной, в томлениях и мучениях совести, в страхе гнева небесного, без надежды прощения и помилования. Со дня рождения нашего Святая Церковь приняла нас под свой кров, возродила нас купелью крещения в жизнь вечную и соединила нас в Таинстве Святого Причащения со Христом. Посему будем дорожить своею православною христианскою верою, в которой родились, и без света которой не жили.
б) Вера устрояет благоденствие людей. Поразительное доказательство этого представляет дорогое Отечество наше. Сколько благих последствий произвела Православная христианская вера со времени введения ее на Руси? Не она ли возвела Царство Русское на ту степень славы и величия, какими оно пользуется теперь? Не она ли воодушевляла народ в тяжкие годины общественных бедствий? Не она ли учила их терпению и покорности во всех злоключениях? Не она ли утешала и ободряла народ во время ига татарского? Не она ли воодушевляла народ биться за родину и Церковь? Не она ли возбуждала народ к величайшим подвигам и жертвам? Не она ли, наконец, спасла Россию от иноземного порабощения? Да, братия, о своем Отечестве мы можем со всей справедливостью повторить слова святого апостола Павла, что оно верою содеяло правду, победило царствия, получило обетование, заградило уста львов, хотевших поглотить его или его твердых защитников, возмогло от немощи, было крепко в бранях, обращало в бегство полки чуждых (Евр. 11, 33–34).
III. Будем же дорожить святой верою нашею, будем хранить ее, как зеницу ока; не будем изменять ей, не будем колебаться всяким ветром учения, но будем всегда помнить о своем звании христианском, будем стараться не по имени только считаться христианами, но и в самой жизни будем избегать того, что свойственно только язычникам, не просвещенным светом истинного богопознания. Ведь тягчайшему осуждению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен (Евр. 10, 36), говорит святой апостол Павел.
Итак, ради памяти святой благоверной княгини Ольги, молим вас со святым апостолом не вотще благодать Божию прияти (2Кор. 6, 1). Посему будем ценить эту благодать Божию, будем стараться возгревать в себе дух той веры, с которою первые христиане шли на костры и были готовы претерпеть всевозможного рода мучения, но не изменить ей. Ведь от этого зависит все и земное и небесное счастье наше и Отечества нашего. Аминь.