Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/24 июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы

24 июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы

← Предыдущая Следующая →
24 июня. Апостолов Варфоломея и Варнавы

Святой апостол Варфоломей – одно и то же лицо с Нафанаилом , о котором упоминается в Евангелии святого Иоанна Богослова (Ин.1:45 и дал. Ин.21:2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда Господь призвал Филиппа, он исполнился высокой радости, и сердце его стремилось разделить эту радость с другими. Тогда он пошел к знакомому своему Нафанаилу. «Мы нашли Того, – с радостным лицом спешил он передать величайшую новость Нафанаилу, – нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: это – Иисус, сын Иосифа, из Назарета». Но Нафанаил усомнился: странными показались ему слова Филиппа. Назарет был город в Галилее, и в Галилее жило много язычников, с которыми природные евреи, населявшие Галилею, были в постоянных близких отношениях. За это они находились в презрении у прочих иудеев, и Нафанаил разделял это общее предубеждение против галилеян. Знаком он был и с книжной мудростью иудеев, знал, что Вождь, Который упасет Израиля, произойдет из земли Иудейской (см.: Мих.5:2). «Разве из Назарета может выйти что доброе?» – возразил он Филиппу. «Пойди сам посмотри», – ответил Филипп. Он был уверен, что Нафанаил, как только увидит Господа и услышит Божественные слова Его, сразу уверует, что Он – обетованный в Ветхом Завете Мессия. Нафанаил пошел. «Вот настоящий израильтянин, в котором нет страстей», – сказал Христос, увидев приближающегося к Нему Нафанаила. «Почему Ты меня знаешь?» – удивился Нафанаил. «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя». Должно быть, что-нибудь особенное для Нафанаила случилось под смоковницей: один только намек на это обстоятельство поразил его. «Учитель! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев!» – в умилении воскликнул он. «Ты веришь тому, что Я сказал тебе: “Я видел тебя под смоковницей”, – увидишь больше этого, – продолжал Христос и торжественно сказал: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих – то восходящих, то нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1:45–51). Нафанаил с этого времени крепко уверовал во Христа и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов он под именем Варфоломея был также причислен Господом к их лику (Лк.6:14; Мк.3:18).

Когда, через 12 лет по Вознесении Господа на небо, настало время разойтись апостолам из Иерусалима для проповедания имени Христова, и святой Варфоломей отправился со словом благовестия. Некоторое время он проповедовал один, потом соединился со святым апостолом Филиппом и с ним подвизался в трудах апостольских. Им помогала и святая Мариамия, сестра святого Филиппа. Местом их совместных апостольских трудов были Лидия, Мизия и Фригия – области Малой Азии. Встретились они там со святым Иоанном Богословом, и он на непродолжительное время к ним присоединился. Расстался он с ними в Иерополе Фригийском после того, как они вместе силой молитвы умертвили ехидну, которую в Иерополе почитали богиней. Видя, что чудесами и проповедью святые благовестники многих обращают ко Христу, жрецы стали просить градоначальника предать их смерти. Тот осудил их на распятие. Распяли сначала свчтого Филиппа, потом и святого Варфоломея. Тогда произошло страшное чудо: разверзлась земля, и градоначальник, все жрецы и множество язычников исчезли в ее недрах. Это чудо поразило оставшихся в живых, и они, чтобы не постигло их большее наказание, бросились снимать распятых. Святого Варфоломея сняли, а святого Филиппа снять не могли, и он скончался на кресте. Святой Варфоломей с честью похоронил тело апостола Филиппа. Страшное чудо многих обратило ко Христу, и святой Варфоломей крестил всех уверовавших. Поставив в Иерополе епископом Стахия, которого со святым Филиппом он исцелил и у которого они имели приют, и утвердив новосозданную Церковь, святой Варфоломей отправился в Индию. Там он довольно долго трудился в благовестии Христовом, устроил Церковь и перевел на местный язык Евангелие святого апостола Матфея, которое всегда носил с собой. Уходя из Индии, святой Варфоломей оставил тамошним христианам оба Евангелия: и переведенное на индийский язык, и писанное на языке еврейском.

Из Индии свчтой Варфоломей перешел в великую Армению. Как только показывался святой апостол в каком селении, нечистые духи, обитающие в идолах, не вынося присутствия его, оставляли страну. Также и бесноватые исцелялись при одном только присутствии святого Варфоломея. Многие стали обращаться ко Христу. Дочь царя Полония была одержима злым духом. «И отсюда гонишь ты нас, Варфоломей!» – громко кричал устами ее нечистый дух. Тогда Полоний велел отыскать святого Варфоломея, и когда святой апостол вошел в комнату бесноватой царевны, злой дух немедленно оставил ее, и она стала здорова. Думая отблагодарить святого Варфоломея по-царски, Полоний послал ему на верблюдах множество золота, серебра и всяких драгоценных вещей. Но святой апостол отослал все назад. «Не этих вещей ищу и не эти вещи я приобретаю, я ищу душ человеческих, и если приобрету я их и введу их на небеса, явлюсь тогда великим купцом пред Господом», – сказал Варфоломей царю. Полоний умилился этими словами и уверовал во Христа. Святой Варфоломей крестил его со всем семейством, многими вельможами и множеством народа. Целых 10 городов по примеру царя приняли веру Христову.

Жрецы не могли перенести такого поражения язычества одним человеком. Тяжело им было смотреть, как разрушаются идолы, пустеют их капища, прекращаются жертвоприношения, и еще тяжелее становилось им при мысли, что они скоро, пожалуй, совсем лишатся пропитания. Сильно озлоблены были они на святого Варфоломея и начали подговаривать царского брата Астиага, чтобы отомстить за бесчестие, нанесенное богам, и погубить Варфоломея. Астиаг послушался злокозненного совета и, выбрав удобное время, увел в оковах святого Варфоломея в город Албаку, на западном берегу Каспийского моря, нынешний город Баку. Всячески мучил Астиаг святого апостола, а потом распял его на кресте вниз головой. Но святой Варфоломей, испытывая ужасные мучения, радовался, что страдает за Христа, и на кресте не переставал поучать христиан и увещевать язычников. Астиаг совсем обезумел от гнева и в ослеплении измыслил новое ужасное мучение апостолу, приказал с него живого содрать кожу. И исполнились тогда слова Господа, сказанные некогда святому Варфоломею. Он, будучи учеником Христовым, носил пурпурную одежду, и Христос однажды, указав на нее, сказал святому Варфоломею, что он впоследствии разорвет одежду тела своего… Началось новое страшное мучение святого апостола. Святой Варфоломей оставался твердым, продолжал учить народ и прославлять Бога. Страшно становилось за самого страдальца. Холодный пот выступал у Астиага, и он приказал отрезать страдальцу вместе с кожей и голову. В таких ужасных муках скончался святой Варфоломей. Смерть его последовала 11 июня, и в этот день Святая Церковь совершает празднование в честь него.

Верующие сняли со креста честное тело апостола, положили вместе с главой и кожей в оловянный ковчег и предали погребению в том же городе Албаке. Болящие всякими недугами получали исцеления от мощей святого апостола, и многие неверные, пораженные чудесами исцелений, обращались ко Христу. В начале VI века император Анастасий построил в Месопотамии город Дары. Вот явился ему святой Варфоломей и сказал, что он сам будет хранить этот город. Тогда Анастасий перенес туда мощи святого апостола. Но здесь они оставались недолго. Во второй половине VI века персы завоевали Месопотамию, и некоторые христиане, спасаясь от грозных завоевателей, неверующих во Христа, взяли мощи святого Варфоломея и удалились к берегам Черного моря. Но и здесь настигли их враги, отняли у них честные мощи и бросили их в оловянном ковчеге в море, чтобы потопить их. Вместе бросили мощи святых мучеников: Папиана, Лукиана, Григория и Анания, каждого – в отдельном ковчеге. Тогда по воле Божией совершилось дивное чудо: ковчеги с мощами не погрузились в море, а спокойно поплыли по нему. Они проплыли все Черное море, проплыли через Босфорский пролив, плыли Мраморным морем, переправились Дарданельским проливом, проплыли Эгейское и Ионическое моря, достигли острова Сицилии и, оставив налево Сиракузы и обернувшись к западу, приблизились к острову Лопару. Здесь ковчег с мощами святого Варфоломея пристал к берегу, а ковчеги с мощами святых мучеников поплыли снова по морю и пристали к берегу в разных местах. Между тем епископу острова Лопара, Агафону, было откровение от Бога о мощах святого апостола. В сопровождении всего клира и множества народа он вышел на морской берег и увидел ковчег с честными мощами святого Варфоломея. Все были в великом изумлении, возрадовались и славили Бога. Ковчег торжественно внесли в церковь, и от мощей истекло миро, которым исцелялись самые неизлечимые болезни. Много лет мощи святого Варфоломея находились на острове Лопаре. В первой половине IX века островом Лопаром овладели арабы. Тогда Сикард, правитель города Венеида, в Италии, недалеко от Рима, давно слышавший о чудесах от мощей святого Варфоломея, подвигнутый теплой верой к нему, поручил искусным пловцам привезти с Лопара честные мощи апостола. Сикард думал, что не следует оставлять их в стране, которой владеют неверные, потому что неверные не станут относиться к ним с честью. Благочестивое желание Сикарда было исполнено, – пловцы, посланные им в Лопар, благополучно возвратились с мощами святого Варфоломея. Сикард с епископом Венеида и множеством народа с радостью встретили драгоценное сокровище. С торжеством и великою честью внесены были честные мощи в Венеид и поставлены в соборном храме. Тогда же установлено было ежегодное празднование в память перенесения мощей святого апостола Варфоломея с острова Лопара в Венеид. Празднование это и до сих пор совершается Церковью 25 августа. В Венеиде от честных мощей святого Варфоломея совершалось много чудесных исцелений. Здесь честные мощи оставались до X века, когда они перенесены были в Рим. В Риме они находятся и до сих пор.

Кроме 11 июня, когда празднуется в честь преставления святого апостола Варфоломея, и 25 августа, дня празднования перенесения честных мощей апостола в Венеид, празднование святому Варфоломею совершается еще 22 апреля вместе со святыми апостолами Лукой и Климентом.

https://azbyka.ru/days/storage/images/icons-of-saints/2745/p1cn9lra5blne51g11bvjis176k3.jpg

Святой апостол Варнава родился на о. Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время в Иерусалиме землю с домом и обширным садом. Они позаботились дать своему сыну хорошее образование. Еще с детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда он пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с юношей Савлом, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими душевными способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу Божию было угодно вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая Его божественное лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Святое Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь, увидеть совершаемые им чудеса. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой своей, уверовал в Него и сделался Его учеником.

С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, был свидетелем многих чудес Его и удостоился быть призванным на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда, незадолго перед страданиями Христа, большая часть учеников из семидесяти оставили Христа, то святой апостол Варнава остался в числе нескольких, оставшихся верными Христу от семидесяти.

После вознесения Спасителя на небо и сошествия Святого Духа на апостолов, когда верующие жили в братстве, все делая общим достоянием, в числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов был и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован апостолами Варнавой, что значит сын утешения (Деян.4:36). Полагают, что это имя он получил потому, что был наделен особенным даром утешать скорбящих. В то же время святой Варнава ревностно проповедовал слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры (Деян.11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге своем Савле, который был упорным врагом Христа и гнал верующих. Вскоре после этого Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Спустя три года после своего обращения апостол Павел прибыл в Иерусалим. Но ученики Господни боялись его и сторонились, не веря, что он христианин. Тогда святой Варнава представил его апостолам, рассказав им о его чудесном призвании и обращении. Когда после того святые апостолы отправили Варнаву к новообращенным христианам в Антиохию Сирийскую для утверждения их в вере, он там некоторое время подвизался с успехом один, а потом для большего распространения веры Христовой призвал туда к себе апостола Павла. Целый год они трудились вместе в благовествовании Святого Евангелия, и с каждым днем умножалось число верующих в Антиохии. По случаю начавшегося голода в Иерусалиме, антиохийские христиане собрали помощь иерусалимским христианам и с нею послали святых апостолов Варнаву и Павла. Исполнив возложенное на них поручение, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном-Марком, племянником Варнавы, пошли в Антиохию, где пребывали в посте, молитве и проповедании слова Божия. Когда они вскоре, по повелению Духа Святого, отправились проповедовать имя Христово в других странах, то Марк оставил их и возвратился назад. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, Кипр, были с проповедью слова Божия в Саламине, возвещали учение Христово на о. Пафе, затем прошли Писидию и Иконию и возвратились в Антиохию. Всюду, где бы ни были апостолы, они сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали Церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего апостольского путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии и потом, в 51 году, был вместе с Павлом в Иерусалиме на Апостольском Соборе, на котором решали, следует ли новообращенных из язычников принуждать к соблюдению закона Моисеева. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении. Варнаве вместе с Павлом было поручено передать христианам Сирии и Киликии Соборное Послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения закона Моисеева. Вскоре после этого апостолы Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где они проповедовали слово Божие, и узнать, как они живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собой Иоанна-Марка, а Павел, помня, что он уже однажды оставил их, не желал брать его с собою. Поэтому они расстались: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а святой Варнава с Марком отправился на о. Кипр, где провел довольно времени в распространении веры Христовой. По преданию, после этого святой Варнава первым из апостолов отправился в Италию проповедовать там слово Божие, был в Риме, основал Церковь в городе Медиолане (Милане) и был поставлен в епископы Медиоланской Церкви. Затем, вернувшись на свою родину, о. Кипр, продолжал там распространять слово Божие.

На 76-м году жизни святой Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра, Саламине, восстановила против него живших там иудеев, которые и решились убить его. Святой Варнава, предвидя свою кончину, созвал верующих, преподал им последнее наставление и простился с ними. При этом он поручил племяннику своему апостолу Марку рассказать обо всем святому апостолу Павлу и завещал положить с собой в гроб Святое Евангелие от Матфея, которое некогда переписал сам и с которым никогда не разлучался. После этого святой апостол Варнава, приобщившись Святых Таин Христовых, явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе неверным иудеям. Озлобленные иудеи бросились на святого апостола, вывели его за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели предать тело сожжению. Но тело святого Варнавы осталось цело и невредимо и было похоронено апостолом Марком. Вместе с убиением святого Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и место, где был похоронен апостол, забылось. Впоследствии, когда вера Христова распространилась уже по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли то место, где пребывали эти святые останки.

В 488 году, 11 июня, кипрский архиепископ Анфиск обрел мощи святого Варнавы и на персях их Евангелие от Матфея, списанное Варнавой. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он испросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди святого Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения святых мощей при содействии императора был сооружен храм, и с тех пор память святого апостола ежегодно совершается 11 июня Православной Церковью, так же как и Римской. Наш русский паломник, игумен Даниил, в XII веке видел на Кипре мощи святого апостола Варнавы.

С именем святого апостола Варнавы сохранилось одно послание, написанное к христианам неизвестно какой Церкви. Содержание послания вполне соответствует тем убеждениям, которые Варнава приводил в своей деятельности. Как в Антиохии и на Апостольском Соборе он восставал против обязательного для христиан исполнения обрядов закона Моисеева, так и в послании он доказывает, что с пришествием в мир Спасителя Ветхий Завет должен уступить место Новому Завету, – что после страдания Иисуса Христа иудейские жертвы потеряли свое значение и предохраняет уверовавших во Христа от увлечения иудейством. В нравственной части послания святой Варнава излагает два пути: путь света, т. е. добродетельный, и путь тьмы, т. е. порочный, и увещевает христиан идти путем света.

(Источник: Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых)

Дни памяти апостола Варфоломея

24 июня
13 июля – Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов
7 сентября – Перенесение мощей
5 мая

Дни памяти апостола Варнавы

24 июня
17 января – Собор 70-ти апостолов

Апостолам Варфоломею (Нафанаилу) и Варнаве (Иосии)

Тропарь, глас 3

Язы́к огнедохнове́н в си́ле Ду́ха прие́мше,/ во пло́ти прише́дшее Сло́во пропове́дасте всю́ду,/ Его́же ра́ди ов во главу́ усече́н,/ ов же ка́мением побие́н,/ и есте́ апо́стольскому ли́ку украше́ние,/ Варфоломе́е и Варна́во,/ те́мже па́мять ва́шу почита́ем и про́сим:// моли́те Христа́ Бо́га пода́ти нам грехо́в оставле́ние.

Кондак апостолу Варфоломею (Нафанаилу), глас 4

Яви́лся еси́ вели́кое со́лнце вселе́нней/ уче́ний сия́ньми и чуде́с стра́шных, световодя́ почита́ющия тя,// Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.

Кондак апостолу Варнаве (Иосии), глас 3

Госпо́день был еси́ всеи́стинный служи́тель,/ апо́столов же яви́лся еси́ седми́десятих пе́рвый,/ озари́л еси́ и с Па́влом про́поведь твою́,/ всем возвеща́яй Христа́ Спа́са,// сего́ ра́ди песнопе́нии Боже́ственную па́мять твою́, Варна́во, соверша́ем.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О, пресла́вный апо́столе Христо́в Варфоломе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́я же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист святому апостолу Варфоломею

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой апостол Варнава
(О дружбе)

I. Святой апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Святой Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с святым апостолом Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики первого в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий (Галат. 1, 13, 14). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Святой Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к Евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усердного проповедника Евангелия.

II. По поводу святой дружбы апостола Варнавы с апостолом Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка.

а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни» (Сир. 6, 14–16). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе - верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому, как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся.

б) Вот что такое дружба, и, однако, примеры дружбы, истинной, а не призрачной, – что держится до первой лишь размолвки – так редки.

От чего это? – Не от чего, как от упадка в нас веры и благочестия. Ибо, согласитесь, – какой можно ожидать верности от человека, для которого нет ничего святого на земле? Какого ждать уважения к святости дружбы от того, кто не привык никого и ничего уважать на свете и кто стоит только на своих лишь личных интересах, – каково между тем большинство людей в наше время? Дружба – это высшая степень любви. А среди нас и обычная-то любовь, всем от Христа заповеданная, насколько имеет места! Что же удивительного, если товарищество и ныне между нами процветает и – еще как! – а дружбы нет, и не видно и не слышно. Правда, зваться друзьями, и ныне многие зовутся; но это или «застольные друзья», которые когда тебе счастливится, то они второй ты, а – падешь, они же «против тебя, и спешат», по слову мудрого, «скрыться от лица твоего» (Сир. 6, 10 и д.), или – друзья только на худое.

То друзья – не друзья, а враги. «Искренний друг, говорит святой Максим, тот, кто в скорби, нужде и несчастии и во время искушения ближнего терпит с нами оные, как собственные, неизменно и великодушно».

в) Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой уже найден и есть у кого!«Друга ищи, а найдешь, – береги», заповедь наших дедов. «Не покидай старого друга», говорит премудрый Сирах. (Сир. 9 гл.). «Своего друга и друга отца твоего не оставляй», учит Премудрый (Притч. 27, 10). Впрочем, надо заметить и то: если кому откроется надобность в разрыве дружбы, то надобно всегда это устроить так, чтобы разрыв последовал, на сколько возможно, без ссоры, без оскорблений, по дружески же. Почему знать: может быть, твой друг лучше измениться пожелает, чем потерять твою дружбу? – Прекрасное на этот раз наставление дает нам, братия, преподобный Максим: «не будь скор на отвержение духовной любви. Кого вчера почитал за духовного брата и за добродетельного, не считай сегодня порочным и злым. Но, долготерпя любовию, вспомни вчерашние добрые твои о нем суждения и отложи от души сегодняшнюю ненависть»

III. Всячески же, – есть ли у кого друзья по сердцу, или нет, будем, братия, помнить, что у каждого из нас есть «Друг на небе», Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь наш Иисус Христос. «Вы друзи Мои есте» (Его собственные слова), – «аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Иоан. 15, 14).

Кстати: вот и указатель вам, с кем можно, а с кем нет, заводить дружбу. Кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением заповедей Его, с тем дружись. А кто не имеет к тому влечения и расположения, тот не может быть твоим другом. Аминь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена