Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии.
Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284–305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.
Племянник мученика, святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: "Идолопоклонник, твои боги – ничто!" Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу.
Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: "Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу". Мученики отвечали: "Погибни ты со своею честью и богатством!" Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: "Мы христиане!" Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
См. также: "Святые мученики Фотий и Аникита" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Боже́ственныя, ве́рнии, и хра́брыя/ ублажи́м супру́ги Христо́вы сла́вныя,/ и похва́лим, я́ко тве́рдыя пропове́дники благоче́стию/ и су́ща рачи́тели, Фо́тия и Аники́ту,// и пе́сньми и хвала́ми венча́ем.
I. Святые, ныне прославляемые в церковных песнопениях и чтениях, мученики Аникита и Фотий вместе с многими другими христианами пострадали при императоре Диоклитиане, в IV веке, в Никомидии. Диоклитиан приказал поставить на городской площади орудия казней, чтобы устрашить христиан. Но вот в это время пришел к царю Аникита муж знатный и смело исповедал себя христианином, называя языческих идолов тварью, укоряя идолопоклонников и говоря при сем: «царь, не страшны нам приготовленные тобою для христиан казни и мучения. Мы ни во что вменяем их». Разгневанный царь приказал мучить Аникиту и затем бросить на съедение зверям. Но выпущенный на него страшный лев сделался так кроток, что ласкался к нему. Святой Аникита благодарил Бога и просил силы превозмочь мучителя. Молитва его была услышана. В это время вдруг сделалось сильное землетрясение, так что упало капище идола Геркулеса и часть городской стены, и от этого погибло много язычников. Тогда царь приказал отсечь мечом голову святому; но лишь палач занес меч, как сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и в то же время жечь тело огнем, но колесо остановилось, и огонь погас. Бросили мученика в котел с кипящим оловом, но олово остыло, и мученик остался невредим. Тогда один из родственников Аникиты, Фотий, видя, как Господь хранит Своего раба, подошел к Аниките и приветствовал его; затем, обратившись к царю, сказал: «идолопоклонник, твои боги – ничто!» Царь приказал отсечь голову Фотию, но когда палач поднял меч, чтобы поразить его, меч поразил до смерти самого палача. Наконец, Диоклитиан велел сделать большую печь, чтобы сжечь в ней всех христиан с женами и детьми. Христиане, не дожидаясь, когда бросят их в печь мучители, сами шли в нее, со словами: «мы христиане!» Первыми вошли святые Аникита и Фотий, а за ними вошло множество христиан, и все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия оказались совершенно неповрежденными.
II. Эти мученики воспоминаются при Таинстве Елеосвящения, а святой Аникита сверх того - в молитве при водоосвящении.
Святая Церковь делает это без сомнения с той целью, чтобы, призвав в своих молитвах имена святых мучеников, в жизни коих проявлялось великое всемогущество Божие, тем самым побудить нас с верою и надеждою просить у Бога благ телесных и душевных.
Да, нельзя не получить великой пользы для нашей нравственной жизни, и в особенности для успехов молитвы от размышления о всемогуществе Божием, ежели человек внимательно посмотрит на дела Божии, – ибо куда он обратит внимание, Бог везде проявляет Себя всемогуществом совершенно беспредельным, весьма благодетельным и крайне назидательным.
а) Смотрите на нашу землю – какое зрелище чудес Божиих! Исчислите разновидные и разнокачественные роды дерев, трав, цветов, хлеба, плодов! Могут ли все человеческие силы, даже соединясь вместе, произвести хотя одно деревцо, один плод, один цветок, одну травинку в поле, один листок на дереве! Может ли вся человеческая мудрость узнать, как такое малое хлебное зерно, бросаемое на возделанную землю, растворяется на земле, вырастает, образует колос и дает множество новых зерен! Исчислите все породы животных на земле, в воде, в воздухе! Исчислите все породы зверей, птиц, рыб, насекомых! И кто дал всем им столь многоразличные свойства и стол удивительные, столь умные естественные побуждения?
Посмотрите на необозримые моря. Кто создал их? Кто положил оплот бурному наводнению от них, и сказал: «волнуйся только до этого берега – не дальше?» Кто источает реки и источники. Кто составляет дождевые облака, приносит их к нам и увлажает ими наши поля? Кто орошает благодетельным дождем одну полосу земли и лишает этой живительной влаги растения на другом месте, где именно люди забыли милость, истину и правду и где не милостью, а гневом Божиим нужно бывает нередко пробуждать их окаменелые сердца от опасного духовного сна?
Посмотрите на звездное небо. Какое изумляющее дело! Кто может исчислить все множество звезд и измерить чрезвычайную величину и отдаленность их от нашей земли? Кто может понять все законы их стройного движения во вселенной и их взаимные отношения.
б) Когда посмотрим на все это, и потом обращаемся своею мыслью к Тому, Кто все это создал, все это хранит, всем этим управляет: тогда никто из нас не может остаться без крайнего восхищения; тогда мысль о всемогуществе Божием проникает все наши душевные силы и всякому из нас говорит:
Пади во прах пред всемогущим Создателем вселенной и молись Ему, Непостижимому, с глубочайшим благоговением! и говоря со святым пророком: «кто Бог велий, яко Бог наш?» поклоняйся Его бесконечной силе и Его величию!
Восчувствуй свое ничтожество, и учись смирению! Что ты в сравнении со Всемогущим? Как недальновиден и жалок твой разум! Более ли ты песчинки в неизмеримой вселенной! И как ты иногда можешь гордиться своим земным величием, пышностью своего жилища, красотою своей одежды и проницательностью своего разума!
При всей твоей ничтожности восчувствуй и свое величие, свое достоинство! Тот, Кто создал это небо, это солнце, эти звезды, эту землю со всеми ее произведениями, есть твой Отец – Отец, Который любит тебя так нежно, как даже самая нежная мать не может любить свое лучшее дитя, и Который печется о твоем спасении так заботливо, как будто бы без тебя Он не может быть блаженным. Ты божественного рода, ты создан для высших дел, для чистейших радостей! Тебе должно непрестанно и всемерно приближаться к Богу; Бог – источник твоего блаженства! Не мысли, не говори и не делай ничего, что может удалять тебя от Всемогущего.
Старайся всеми силами исполнить волю Всемогущего. Исполнение Его воли да будет для тебя самым первым, самым важным и самым любезным делом! В природе все повинуется слову Всемогущего; ни небо, ни земля не отступают от Его законов ни на волос. Повинуйся слову твоего Создателя с детской покорностью и всегда с радостью делай верно все, что Он повелевает тебе. Иначе трепещи! Твой Бог есть Господь Всемогущий, Он, как говорит Христос, «может погубить в геенне и твою душу и твое тело» (Матф. 10, 28).
Человек, любящий Бога! Иди предписанною тебе от Господа дорогою, и не бойся ничего. Бог, Которого ты любишь, есть Бог всемогущий. Тебя тревожат твои различные природные злые склонности? Против тебя идет весь мир? Против тебя вооружились злые люди со всем их лукавством, со всею сатанинскою злобою, со всею адскою ненавистью, с ненасытною жадностью твоей крови и твоей гибели? На тебя восстает весь ад? – Не бойся! «Аще Бог по нас, кто на ны», говорит тебе апостол (Рим. 8, 31).
Если при своей борьбе почувствуешь недостаток в свете ума, в бодрости духа или в крепости сил, то смело молись Всемогущему, и будь уверен, что получишь от Него все нужное тебе, потому что Бог, «Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како не и с Ним вся нам дарствует», говорит тебе святой апостол (Рим. 8, 32). Не бойся!»
Так всякому человеку говорит мысль о Божием всемогуществе, и человек, ежели он внимателен, проникается надеждою на Бога до последних глубин своей души.
III. Итак, мысль о всемогуществе Божием крайне поучительна и благодетельна. Чаще возобновляйте в себе эту мысль: чаще представляйте себе, что наш Бог есть Бог всемогущий; что Он может совершить все, о чем вы просите в теплой молитве, если это не будет противно вашему спасению и славе Божией, что этот всемогущий Бог есть истинный и самый нежный наш Отец, и что, посему, Он никогда не против нас, но всегда за нас, если только мы не поставляем Его против нас нашими грехами.