Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн пострадали за Христа в 983 году в Киеве. Языческое имя святого Феодора было Тур (скандинавское Тор), или Утор (скандинавское Оттар). Точное происхождение святых мучеников неизвестно. Возможно, что они назывались варягами не по происхождению, а по воинскому званию, как полагает архиепископ Филарет Гумилевский (слово «варанг» в вендском наречии означает «меч», «мечник»). Тогда святой Феодор был поморским славянином, служившим в войске киевских князей.
Святой Феодор долгое время был на военной службе в Византии и там принял святое Крещение. Вернувшись в языческий тогда Киев, он сохранил веру в истинного Бога и научил ей своего сына Иоанна. «В 983 году, – сообщает преподобный Нестор Летописец, – великий князь Владимир ходил на ятвягов и взял землю их». После возвращения в Киев Владимир, будучи ревностным язычником, решил принести жертвы языческим богам. Старцы и бояре посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу по жребию. Жребий пал на святого Иоанна. Посланные, придя к святому Феодору, сказали: «Дай сына богам, выбрали его себе боги, чтобы мы принесли его в жертву». В таких условиях святые Феодор и Иоанн не могли более скрывать свою веру. Святой Феодор исповедал себя христианином и обличил бездушие языческих богов: «У вас – не боги, а дерево, ныне целое, а завтра истлевшее... Бог Един, Которому служат и поклоняются греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам».
Посланные передали слова святого Феодора народу, и разъяренная толпа язычников окружила дом, где жили святые. Они стали угрожать святому Феодору и его благочестивому сыну Иоанну. Однако святые исповедники не испугались. Они поднялись на возвышенную крытую галерею дома, которая строилась на столбах и называлась сенями, и оттуда смотрели на бесновавшуюся толпу. «Если боги ваши действительно боги, – говорил святой Феодор, – пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмет сына, а вы к чему хлопочете за них?». Язычники, зная, что святой Феодор – мужественный воин, боялись вступить с ним в открытую борьбу. Поэтому они подсекли столбы, на которых стояли сени, и когда строение рухнуло, напали на святых Феодора и Иоанна и убили их. Где погребли святых мучеников, неизвестно. В летописи говорится: «Мощи же их неизвестны, где погребены, понеже погани (т. е. язычники) беша».
После Крещения Руси святой равноапостольный князь Владимир построил на месте мученической кончины святых Феодора и Иоанна знаменитую Десятинную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почитание святых мучеников совершалось уже во времена преподобного Нестора (†1114; память 27 октября).
Страстоте́рпцы Госпо́дни,/ Фео́доре со Иоа́нном о́троком, сла́внии!/ Блаже́нна земля́ Ру́сская, напи́вшаяся кровьми́ ва́шими,/ и ра́дуется оте́чество на́ше,/ в не́мже вы пе́рвии, и́долы посрами́вше,/ Христа́ со дерзнове́нием испове́дасте/ и за Него́ пострада́сте./ Того́, я́ко Бла́га, моли́те,/ до сконча́ния ве́ка в стране́ на́шей Це́рковь Правосла́вную непоколеби́му утверди́ти// и всех ру́сских люде́й во и́стинней ве́ре и благоче́стии сохрани́ти.
Свети́льницы све́тлии я́вльшеся,/ Боже́ственнии му́ченицы,/ тварь всю све́тлостию чуде́с озаря́ете,/ неду́ги разреша́юще,/ и глубо́кую тьму всегда́ отгоня́юще,// Христу́ Бо́гу моля́щеся непреста́нно о всех нас.
Велича́ем вас,/ страстоте́рпцы святи́и,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
I. Вслед за празднованием в честь первой русской княгини-христианки Ольги, Русская Церковь воспоминает и страдание христианских «первомучеников русских» Феодора и сына его Иоанна. Князь Владимир, впоследствии просветитель русских Святым Крещением, одержал победу над ятвягами. Киевляне, в благодарность за эту победу богам своим, решились принести им в жертву человека и для этого избрали отрока Иоанна, сына Феодора, – который с отцом своим исповедовал христианскую веру. Так как Феодор не отдавал сына на безбожное заколение, и заперся в своем доме, который стоял на столбах, то рассвирепевшие язычники подрубили столбы: здание пало и раздавило невинных рабов Христовых. Святая кровь их, как семя, посеянное на ниве, возрастила обильный плод; в непродолжительном времени и сам князь Владимир и все русские приняли христианство.
II. Братия христиане! Святые первомученики земли Русской Феодор и Иоанн имели крепкую веру и были христианами не по имени только, но и по жизни. Спросим себя: имеем ли мы веру, подобную им? – даже еще менее: имеем ли вообще веру?
а) Мы веруем, что единородный Сын Божий – Бог пришел на землю для нашего спасения. Мы веруем правильно; но в самом ли деле веруем? – Ежели мы этому веруем в самом деле, то наше сердце должно радостно восторгаться к Сыну Божию. Как радуются голодные, совершенно обносившиеся и брошенные без призрения дети, когда является к ним их богатый отец! Не тысячекратно ли более нам должно радоваться пришествию к нам на землю единородного Сына Божия, когда, по слову Божию, мы имеем всякий питающий нас хлеб только от Него (Иоан. 6, 35), когда без Него мы наги, – срамны (Апок. 16, 15), и бродим, как заблудшие овцы без пастыря (Мф. 9, 36). Наше сердце непременно должно исполняться величайшей радостью! Итак, ежели кто-нибудь из нас остается в своем сердце холоден, нерадостен и бесчувствен, то того вера - не вера, а больше или меньше неверие.
б) Мы веруем, что Сын Божий – Бог, приняв наше человеческое естество, сделался Сыном человеческим, следственно нашим братом. – Наша вера правильна; но в самом ли деле мы этому веруем? Ежели мы этому, в самом деле, веруем, то всякий раз, когда где-нибудь слышим или вспоминаем об этом событии, нам естественно должно чувствовать живейшую любовь и благодарность к Сыну Божию. Святой апостол ясно сказывает, что цель, для которой Бог благоволил соделать Своего Сына Сыном человеческим, есть та, чтобы нас – сынов человеческих – усыновить Себе: «посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, да всыновление восприимем», говорит святой апостол (Гал. 4, 4–5). Итак, ежели кто-нибудь из нас, при вере, не чувствует самой живой любви и благодарности к великому Усыновителю: то того вера не есть вера действительная, а больше или меньше неверие; тому только думается, что он верует, но в нем нет веры действительной!
в) Учение Сына Божия заключает в себе как прямой, верный, единственный для нас путь к вечному блаженству, так и то, как нам можно избавиться от вечной погибели. – Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы веруем? Ежели этому, в самом деле, веруем, то учение Иисуса Христа почитаем для себя несравненно важнее, драгоценнее, любезнее и приятнее всего, что в здешней жизни носит на себе имя важного, драгоценного, любезного и приятного, и посему Христово учение составляет для нас самый важный предмет нашего знания и всегдашнее, непременное правило нашей жизни: ибо только по этому учению мы можем спастись. Но ежели учение Сына Божия для кого-либо из нас не очень важно и любезно, ежели кто-нибудь слушает его не охотнее всего, знает его содержание недостаточно и сбивчиво, старается ознакомиться с ним неревностно, и ежели оно не составляет существенного правила для его жизни; то вера того из нас не есть вера действительная, а больше или меньше неверие: тому только думается, что он верует, а в нем нет веры действительной!
г) Мы веруем, что Сын Божий на земле пострадал за нас, т.е. был предан, поруган, мучим, распят на кресте и умер для того, чтобы очистить нас от греха, избавить от вечных мук за грехи и даровать нам вечное блаженство. – Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы этому веруем? Ежели мы, в самом деле, этому веруем, то, с одной стороны - все наше сердце должно быть привязано к пострадавшему за нас Господу живейшею любовью, которой не может погасить в нас ничто: ни небесное, ни земное, ни подземное. Так чувствовал это истинно верующий апостол Павел: «известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия» (Римл. 8, 38–39). С другой стороны - нам должно крайне ненавидеть наши грехи, истреблять наши греховные склонности и навыки и всемерно убегать всего того, что доныне влекло нас ко греху, и делало грех для нас любезным. Так и поступали все истинно веровавшие в Сына Божия. Святой апостол утверждал: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат. 5, 24). Итак, ежели кто-нибудь из нас не старается умерщвлять в себе все грехи и истреблять греховные склонности, то того вера не есть вера истинная, а больше или меньше – неверие.
д) Мы веруем, что пострадавший за нас Сын Божий воскрес и вознесся на небо, дабы там ходатайствовать о нас у Бога Отца и дабы мы, помня, где Христос, «вышних искали, и горняя мудрствовали, а не земная» (Кол. 3, 1–2). – Наша вера правильна. Но в самом ли деле мы этому веруем? Ежели мы этому веруем в самом деле, то не можем прилепляться сердцем к земному, не можем страстно искать ни земных сокровищ, ни земных радостей и удовольствий и никакого земного преимущества пред другими. Потому что «идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше», говорит Господь (Мф. 6, 21). Посему, ежели кто-нибудь из нас еще страстно домогается чего-либо земного: чести, славы, отличий, каких-нибудь радостей, богатства и т. п.; то вера того не есть вера действительная, а больше или меньше – неверие: тому только думается, что он верует, а в нем нет веры действительной.
III. Итак, всякий испытай свою веру сам. Кто найдет, что у него нет веры истинной, тот пусть знает, что он, хотя бы был в мире весьма почтен, силен, богат и ни в чем не имел недостатка, в самом деле презрен, слаб, беден и несчастен, потому что Христос совершенно ясно и определенно сказал: «иже не имет веры, осужден будет» (Марк. 16, 16). Посему всякий, не имеющий истинной веры, пусть немедленно употребит всевозможные способы приобрести веру действительную!