Приблизительно в конце IV века в одном из египетских монастырей подвизался святой Пафнутий. Однажды ему пришла мысль пойти вглубь пустыни, чтобы найти там людей Божиих и получить от них благословение. Через четыре дня пути запасы пищи у него кончились, и святой упал от истощения. Явившийся ангел укрепил его и 14 дней вел по пустыне. Все это время святой Пафнутий оставался без пищи.
Вдруг он увидел человека, страшного видом, нагого и покрытого шерстью, как животное. Из одежды незнакомец носил только опоясание, сделанное из ветвей деревьев. Человек был похож на труп, так его плоть была истощена аскезой, а белые как снег волосы спускались до земли. Пафнутий испугался его вида и спрятался. Незнакомец же обратился к нему, назвав по имени. Когда они обменялись святым целованием, отшельник рассказал Пафнутию историю своей жизни.
Он был сыном персидского царя. Родители вымаливали его у Бога в течение долгих лет. После рождения сына царь получил откровение от Господа крестить мальчика с именем Онуфрий и тотчас отнести в египетский монастырь, чтобы посвятить Богу. Лань, питавшая младенца по дороге, кормила его молоком и в монастыре, пока ему не исполнилось 3 года.
В прекрасной общине ребенок рос в страхе Божием и любви ко всем заповедям. Он без конца слышал, как превозносят отшельников, которые, соперничая с пророком Илией и святым Иоанном Крестителем, живут в пустыне ради одного Бога и всецело стремятся к будущему блаженству, а не к человеческому утешению. Тогда Онуфрий возгорелся неутолимым желанием им подражать.
Ночью он покинул монастырь. На дороге святому явился ангел-хранитель, окруженный блистающим светом, и пообещал помогать ему до самой смерти. Ангел довел монаха до пещеры, где жил старый отшельник Ермий. Он в течение нескольких дней учил Онуфрия пустынному житию, а потом отвел к месту его будущих подвигов. Там росла пальма и бил источник чистой воды. Впоследствии старец приходил к Онуфрию раз в год вплоть до своей блаженной кончины.
В этом месте святой Онуфрий 60 лет без устали вел духовную брань против природы, плотской немощи и бесов. Он терпел зной, ночной и зимний холод, голод и болезни, чтобы получить блага, обещанные Богом тем, кто Его возлюбил. И Господь никогда не оставлял святого без Своей помощи. Когда одежда отшельника совсем превратилась в лохмотья, по воле Божией все его тело покрылось волосяным покровом, который защищал Онуфрия от сурового климата. Ангел каждый день приносил ему хлеб.
На вопрос Пафнутия, как причащаются пустынники, старец ответил, что каждое воскресенье ангел Божий приносит им святое причастие, которое дарует отшельникам духовное утешение и силы продолжать подвиги. «Оставив всякое мирское попечение, чтобы посвятить себя единому Богу, мы не чувствуем, – сказал он, – ни голода, ни жажды, ни какой иной скорби. И когда один из нас с тоской желает снова увидеть людей, ангелы показывают ему рай. При виде наполняющего его Божественного света подвижник забывает все свои труды и страдания и с возросшей ревностью возвращается к подвигам».
Потом Онуфрий отвел гостя в свою келью, где они продолжили беседу до вечера. Там Пафнутий увидел хлеб, посланный для них Богом. Подкрепившись, они провели всю ночь в молитве.
Утром Онуфрий открыл гостю, что пришло его время отправиться в Небесное отечество, а Пафнутий был послан Богом, чтобы позаботиться о его могиле. Старец приказал ему вернуться к людям и научить их пустынному житию, чтобы они по мере своих сил могли ему подражать. Когда он, помолившись, лег на землю, его лицо просияло светом горнего мира, и то место наполнилось благоуханием. Раздались удары грома и разверзлось небо, чтобы пропустить все ангельское воинство, пришедшее забрать душу старца. Посреди этого праздничного лика был слышен голос Христа, призывавший душу Своего служителя достичь блаженства.
Когда святой Пафнутий проливал обильные слезы над телом подвижника и недоумевал, как вырыть могилу в иссушенной почве, пришли два льва и выкопали ров, в котором он похоронил тело святого Онуфрия.
Вернувшись в Египет, Пафнутий свидетельствовал, что плотские люди действительно могут в этом мире вести жизнь, подобную ангельской. Святой Пафнутий богоугодно провел остаток дней и в мире почил, чтобы присоединиться к сонму праведников.
(Источник: Жития святых Православной Церкви. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский)
Жела́нием духо́вным пусты́ни дости́гл еси́,/ Богому́дре Ону́фрие,/ и, я́ко безпло́тен, в ней многоле́тне подвиза́лся еси́ трудолю́бне,/ соревну́я проро́кам Илии́ и Крести́телю,/ и, от руку́ а́нгельску Та́ин Боже́ственных наслади́вся,/ ны́не во све́те Святы́я Тро́ицы ку́пно с ни́ми весели́шися,/ моли́ спасти́ся нам,// твою́ па́мять почита́ющим.
Сия́нием Ду́ха Пресвята́го,/ Богому́дре, просве́щся,/ оста́вил еси́ я́же в житии́ молвы́,/ пусты́ню же дости́гл еси́, преподо́бне о́тче,/ возвесели́л еси́ И́же над все́ми Бо́га и Зижди́теля,/ сего́ ра́ди прославля́ет тя Христо́с, блаже́нне,// вели́кий Дарода́тель.
О, пречу́дне и преблаже́нне уго́дниче Христо́в и а́вво наш, Ону́фрие Вели́кий! Ты ди́вную любо́вь ко Го́споду твоему́ показа́л еси́, и на ди́вныя по́двиги благода́тию Его́ укрепи́лся еси́, и сего́ ра́ди ве́лия дерзнове́ния к Нему́ сподо́бился еси́: мно́га бо чудеса́ и зна́мения си́лы Бо́жия лю́дем о тебе́ яви́шася. Воззри́ у́бо и ны́не, о́тче преди́вный, благосе́рдым о́ком любве́ твоея́ на ны недосто́йныя рабы́, и да́руй всем по коего́ждо потре́бе, по ве́ре же и упова́нию: скорбя́щыя обра́дуй, пла́чущыя уте́ши, неду́гующыя исцели́, тружда́ющымся помози́, борю́щыяся со страстьми́ и прило́ги вра́жиими укрепи́ и благослови́, изнемога́ющыя поддержи́, оби́тель твою́ и всех нас от враг ви́димых и от вся́кого зла сохрани́. Возвели́чи ве́ру святу́ю правосла́вную во оте́чествии на́шем, обрати́ заблу́ждшыя, вразуми́ отпа́дшыя, утверди́ коле́блющыяся, умягчи́ упо́рствующыя, просвети́ неве́рныя, и вся приведи́ в ти́хое приста́нище Оте́чествия Небе́снаго. О преди́вное сло́во мона́шествующих и всех ве́рных утеше́ние! Сла́вными по́двиги твои́ми и сла́дким лицезре́нием чудотво́рнаго о́браза твоего́ и нас озари́ и на всяк по́двиг, труд и терпе́ние укрепи́ во сла́ву И́мени Бо́жия, да спасе́ннии сподо́бимся с тобо́ю и все́ми святы́ми Ве́чнаго и Преблагослове́ннаго Ца́рствия сла́вы Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
I. Преподобный Онуфрий, память коего совершается ныне, был один из великих подвижников и образцов строгого иноческого пустынного жития. Сначала подвизался он в одном из Фиваидских монастырей (в IV в.). Потом же, в течение 60-ти лет, подвизался в полном уединении и безмолвии в пустыне... Только за один день до его смерти увидел его человек: то был преподобный Пафнутий, приведенный сюда внушением Божиим, чтобы услышать повесть о необычайной жизни ангелоподобного подвижника и предать погребению его труженическое тело...
Преподобный Пафнутий, предпринявший странствие с тою целью, чтобы видеть жизнь подвижников во внутренней отдаленной пустыне, и пораженный уже встречею со многими из них, живущими истинно сверхъестественною жизнью, встретил наконец и преподобного Онуфрия. Это был старец с такими длинными волосами на голове и бороде, что они прикрывали его до ног, заменяя одежду. Приветливо принял пустынник пришельца и вступил с ним в беседу, причем рассказал ему о себе следующее: – «Когда зародилось у меня желание пустынной жизни, – говорил он, сообщая о прежней своей жизни в обители, – то ночью, взяв несколько хлеба, я пошел вглубь пустыни; вдруг увидел перед собою необыкновенный луч света, как бы указывающий мне путь, и услышал голос, говоривший мне: «не бойся, я – ангел, охраняющий тебя с самого рождения твоего, и по воле Божией веду тебя в пустыню. Будь совершен и смирен сердцем перед Господом и с радостью работай Ему, я же не отступлю от тебя»...
Рассказал также Онуфрий, как трудно ему было в начале его пустынной жизни, как терпел он от холода и зноя, от жажды и голода, пока не нашел вблизи от своей пещеры финиковое дерево и источник воды.
В уединении своем Онуфрий проводил время в молитве и изучении Священного Писания, и радостно и спокойно жилось ему среди таких занятий... Не раз озаряли душу его чудные проявления славы Божией; перед ним открывалась слава святых, угодивших Богу; ему доступно было видение ангелов...
Рассказав Пафнутию свою жизнь и проведя с ним ночь в беседе и молитве, Онуфрий мирно предал свою душу Богу. С благоговением предал земле останки его Пафнутий и после долгого странствования возвратился в обитель свою, где и поведал братии о чудных подвижниках, встреченных им в далекой пустыне...
II. Утешительно, братия, знать, что ангел хранитель всегда защищает христианина от всех врагов его – видимых и невидимых, и руководит его ко спасению, как это и было показано преподобному Онуфрию Великому, которому явился ангел в виде сияющего луча света и сказал ему: «не бойся, я – ангел, ходящий за тобой от рождения, и приставлен от Бога хранить тебя, и мне повелено вести тебя в пустыню». Веру в бытие ангелов – хранителей ясно и сильно проповедуют слово Божие, богомудрые отцы и учители церкви и многочисленные случаи из жизни святых.
а) «Слово Божие» учит устами святого царя пророка Давида: «ополчится ангел Господень окрест боящихся его». Сам Господь наш Иисус Христос говорит о Своих последователях: «не презрите единого от малых сих, яко ангели их выну (т. е. всегда) видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф. 18, 10).
б) Святые отцы церкви также проповедуют эту истину. Святой Василий Великий говорит: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его; ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгонят его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад; так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех».
Святой Иоанн Златоустый, в изъяснении послания к колоссянам, в беседе третьей, говорит: «прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда сие известно? Слушай, что Христос говорит: «блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо, яко ангели их на небеси выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Матф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет ангела, да и каждый из древних праведников имел ангела». Он же, говоря о борьбе с искусителем Господа нашего Иисуса Христа, при изъяснении слов евангелиста (Матф. 4, 11): «и се ангели приступиша и служаху Ему», замечает: «доколе продолжалась брань, Христос не попускал являться ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить» но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и ангелы. Познай отселе, что и тебя после победы над диаволом примут с рукоплесканием ангелы, и будут ограждать во всех случаях».
Святой Нил, ученик святого Златоустого, говорит: «знай, что св. ангелы возбуждают нас к молитве, и стоят с нами на ней, радуясь и вместе молясь о нас».
в) Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому подтверждается, кроме того, многочисленными примерами из жизнеописаний святых. Вот несколько таких примеров:
Святой Антоний Великий, будучи в пустыне, однажды впал в уныние и молил Господа указать ему: как спастись? И вот он видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; потом опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был ангел Господень, который и сказал Антонию: «и ты делай так, и спасешься». Услышав это, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать и спасся.
Святой Иоанн Лествичник о себе свидетельствует: «когда я жаждал большего успеха, то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел».
Святой Феодор, епископ Едесский спросил одного прозорливого столпника, каким образом он узнает и различает праведных и грешных. Столпник отвечал: «если мимо столпа моего проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; если же приходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а ангел – хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является ангел с огненным оружием и прогоняет их».
В житии священномученика Севастиана рассказывается, что когда один начальник разрушал идолов, то явился к нему ангел в виде юноши и сказал: «Господь Иисус Христос, в Которого ты уверовал, посылает тебе чрез меня совершенное здоровье». Он вскочил и хотел броситься к ногам ангела и облобызать его, но тот сказал: «не дерзай коснуться меня, ибо ты святым крещением не омыт еще от идольского смрада». Из этого видим, что святые ангелы служат спасению только крещенных людей.
В «Патерике» упоминается, что один пустынник, страдавший от сильной боли в желудке, исцелен был ангелом. Пришедши к больному и узнавши причину его страдания, ангел-хранитель перстом своим, как бы ножом, разрезал болезненное место, очистил накопившийся там гной, потом рукою загладил рану, и этим действием исцелил пустынника и возвратил ему телесное здравие.
Самый разительный пример попечительности святых ангелов о людях, вверенных хранению их, представляется в истории юного Товии, составляющей главное содержание священной книги «Товита».
Из приведенных здесь немногих примеров видим, что святые ангелы наблюдают за людьми не только в бодрственном состоянии их, но и во время сна, имеют попечение не только о душевном спасении, но и о телесном здравии людей.
В притче Господа нашего Иисуса Христа о богатом и Лазаре говорится: «бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле» (Лук. 16, 22). Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение ангелов-хранителей наших простирается и на последние минуты нашей жизни и за пределы настоящей жизни. Что ангелы-хранители присутствуют при разлучении души с телом, о сем много сказаний представляет история кончины благочестивых и грешных людей. Святой Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «душа поддерживается святыми ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стрегут восход, удерживают и останавливают души восходящие. Ангел старается защитить ее от злых духов и, наконец, проводит Господу Богу пред страшный престол Его».
III. Зная, что ангелы-хранители постоянно пребывают с нами и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и чрез то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих ангелов на небеси, радующихся о «едином грешнике кающемся» (Лук. 15, 10).