Святитель Григорий, именуемый Двоесловом (собеседником), родился в Риме около 540 года. Назван Двоесловом за свое сочинение «Диалог», с греческого – разговор между двумя лицами. Принадлежал к древнему патрицианскому роду, в котором были христиане, даже святые. Человек высокого ума - будущий святитель Григорий, получил блестящее светское образование, служил сенатором и профектором в Риме, его ожидала дальнейшая государственная карьера. Но он видел и понимал суетность земной славы и богатства, видел опасности, окружающие душу человека, особенно когда тот занимает высокую должность и богато живет. Григорий вел скромную богоугодную жизнь и, чувствуя духовное призвание, всей душой стремился к иночеству. После смерти родителей он продал все имущество, полученное по наследству, а деньги употребил на дела благотворительности. Он построил шесть монастырей в Сицилии, в Риме основал монастырь во имя Андрея Первозванного, где принял иноческий сан и начал строгую подвижническую жизнь. В 577 году он был посвящен в сан диакона. По поручению папы Римского долго трудился в Византии, где изучал греческий язык и творения святых отцов Востока, написал «Толкование на книгу Иова», оказавшее влияние на творения многих крупнейших богословов и поэтов средневековья. В 590 году, после смерти Папы, единодушно был избран на Римскую кафедру. В это время Италия подверглась нашествию варваров. Святитель Григорий проявил себя при этом ревностным архипастырем и выдающимся государственным и общественным деятелем. Все свои силы и средства он употреблял для пользы Церкви и народа и много сделал для очищения нравов, для возобновления церквей и монастырей; при нем совершилось обращение англов к христианской вере. В 602 году он получил признание главенства Рима над всей Западной Церковью.
Святитель Григорий, изнурив себя неусыпными пастырскими трудами, заболел и в 604 году скончался. Мощи его почивают в соборе святого апостола Петра в Ватикане.
Мысли об апостольском долге Церкви, стремление к духовному просвещению языческих народов вдохновляли святителя Григория Двоеслова в течение всей его жизни и нашли достойное отображение в его богословских творениях. Он оставил много сочинений и составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных даров, которая совершается Великим Постом. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.
См. также: "Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
И́же от Бо́га свы́ше Боже́ственную благода́ть восприе́мь,/ сла́вне Григо́рие,/ и Того́ си́лою укрепля́емь,/ ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́./ Отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́, всеблаже́нне,/ Его́же моли́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́,/ и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие,/ ко огра́де Небе́сней наставля́я,/ и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́,// ны́не же с ни́ми ра́дуешися и лику́еши в Небе́сных кро́вех.
I. Св. Григорий Двоеслов, папа Римский, память коего совершается ныне, происходивший из знатного и благочестивого римского семейства, рано оставил мирскую жизнь и знатную должность губернатора и вступил в основанный им монастырь св. Андрея Первозванного. Раздав все имение на бедных и на монастыри, св. Григорий проводил жизнь в крайней нищете, и подвизался в воздержании и молитве. Избранный в епископы Рима, он долго отказывался от епископского сана и скрывался в потаенных местах. Когда убежище его было открыто, он покорился избранию и принял сан святителя Римского. Полный смирения и пламенной любви к Богу и ближнему, Григорий тяготился высоким саном, но ревностно исполнял возложенные на него обязанности: употреблял все свои доходы на помощь бедным, твердым словом пастыря усмирял врагов, нападавших на Италию, посылал проповедников Христовой веры в отдаленные страны, например, Августина послал в Англию, писал толкования на Священное Писание, в беседах излагал жизнь и чудеса италийских святых; за эти беседы он прозван собеседником, Диалогом или Двоесловом. Ему принадлежит изложение на письме чина Литургии Преждеосвященной, которая доселе совершалась по устному преданию.
О его милосердии передается следующий рассказ: подвизаясь в обители св. Андрея, св. Григорий отдал шесть золотых монет одному человеку, который, спустя некоторое время, подвергшись страшной буре на море, лишился всего своего богатства и снова пришел к Григорию просить помощи. Григорий, не имея с собою денег, отдал ему серебряное блюдо. Впоследствии, уже занимая папский престол, св. Григорий велел однажды приготовить у себя обед для двенадцати бедных странников. Но во время трапезы он, к крайнему своему удивлению, заметил, что за столом сидят не двенадцать а тринадцать человек. После обеда св. Григорий, отпустив всех, подошел к тому, которого он прежде видел, чтобы спросить его имя. Оказалось, что это был ангел хранитель его, который, некогда явившись ему в образе нищего, испытывал его милосердие и, с тех пор, находился при нем неотлучно, охраняя его жизнь. Св. Григорий пал на колени и благодарил Бога.
II. Св. Григорий Двоеслов подает нам, братие, урок быть милосердыми к нашим ближним.
Нужды наших ближних бывают двоякого рода: телесные и духовные. Кто по чувству сострадания, помогает ближним в их нуждах, тем делает дела милосердия, и именно: телесные, ежели дела милосердия относятся к телу ближнего, или духовные, ежели дела милосердия относятся к душе ближнего.
Главнейшие из телесных дел милосердия исчислил Сам Иисус Христос, когда сказал; взалкахся, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мя: болен и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф. 25, 35–36).
Но когда вразумляем погрешающего, научаем неведущего, особливо в нужном для спасения души, даем добрый совет сомневающемуся, утешаем скорбящего, отчаивающегося, и т. п., тогда делаем дела милосердия духовные. И те и другие дела милосердия составляют для нас весьма важную обязанность.
Помогать ближним в их нуждах составляет весьма важную нашу обязанность. Господь говорит: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. 6, 36). Будите вси милостиви, братолюбцы, милосердни, благоутробни, говорит апостол Петр (1Петр. 3, 8). Страннолюбия не забывайте, поминайте юзники, аки с ними связани; – благотворения и общения не забывайте, говорит апостол Павел (Евр. XIII, 1, 2, 16).
Чтоб мы с большим усердием, с большею любовью помогали ближним в их нуждах, Господь побуждает нас к сему так сильно, что большее побуждение для нас, существ свободных, невозможно. Именно, Господь объявил, что пособия, оказываемые нами нуждающимся братиям, Он признает за оказанные Ему Самому, а также наш отказ в помощи нашим ближним Он признает за отказ, сделанный Ему Самому, а потому таковым Он скажет: понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе. Идите от Мене проклятии во огнь вечный. (Мф. 25, 41, 45).
Впрочем, не всякая, оказываемая нуждающимся ближним, помощь богоугодна. Чтобы оказываемая ближним помощь была богоугодна, она непременно должна быть делаема из любви к Богу и к ближнему. Ибо собственно только две заповеди, как сказал Господь: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и пр. и: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Марк. 12, 30, 31), так что в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Матф. 22, 40).
а) Кто подает бедному милостыню для того, чтобы прослыть щедрым, чтобы его хвалили и уважали, – того милостыня не достойна своего имени, и у Господа Бога не значит ничего, потому что такой благотворитель благотворит не из любви к Богу и ближнему, а из славолюбия и честолюбия. Он уже здесь получает свою награду, и посему лишается небесной.
б) Кто прилежно ходит за каким-либо больным для того, чтобы по его духовной получить наследство, – того хождение за больным, как основанное не на любви, не достойно имени христианской помощи, и у Господа Бога не имеет никакой заслуги.
в) Кто помогает бедному с тем, чтоб расположить его к какой-либо взаимной услуге, особенно к исполнению какого-либо своего преступного желания, намерения, предприятия, – того дело отнюдь не есть дело любви к ближнему, а любви только к себе самому, и не только не достойно награды у Бога, но и, ежели не загладится покаянием, будет от Бога наказано.
г) Кто подает нуждающемуся рубль, чтобы в настоящей же жизни получить от Господа Бога тысячу, или какие-либо важные земные выгоды, – того милостыня не достойна своего имени, и не значит у Господа Бога ничего. Ибо кто так помогает нуждающемуся, тот помогает не из любви к Богу и ближнему, а из корыстолюбия: тому нечего ждать от Господа Бога.
д) Кто доставляет нуждающемуся какую-нибудь вещественную помощь, и то, что доставляет, берет без дозволения, тайно, у других, например: когда дети берут у своих родителей, слуги – у господ, подчиненные – у начальника, – то такая помощь не есть милостыня, а кража, и, следовательно, не добродетель, а грех, хотя многие, к сожалению, этого не понимают.
е) Кто кражею или каким-либо иным неправедным образом присвоил себе более или менее значительное чужое имущество, и думает, что, ежели он из того имущества подаст нечто нуждающимся, то избавится от обязанности возвратить чужое имущество, кому оно принадлежит, – тот делает не милостыню, а грех. Самая первая обязанность таковых людей состоит в том, чтобы с избытком возвратить неправедно приобретенное чужое имущество своему владельцу. Мытарь Закхей, правильно чувствовавший обязанность касательно владеемого им чужого имущества, при своем раскаянии, сказал Господу: се пол имения моего даю нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею.
ж) Кто оказывает нуждающемуся помощь, тот не должен оказывать ее только из приличия, неохотно, с прискорбием, или еще с досадою, дабы, например, только отвязаться от неотступного просителя. Кто так оказывает помощь, того помощь очевидно, не есть дело христианской любви к ближнему; и без сомнения неприятна, Богу потому что доброхотна дателя любит Бог (2Кор. 9, 7).
III. Итак, все оказывайте помощь нуждающимся, какую кто может; но оказывайте, как должно; оказывайте; не ища людской славы, собственных выгод, или чего-либо подобного; оказывайте охотно, оказывайте из любви к Богу и ближнему. Всякий старайся сеять о благословении (обильно), чтобы о благословении (обильно) пожать в жизни будущей (2Кор. 9, 6). Души, которым Господь на страшном суде скажет: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, (Мф. 25, 34), на веки будут упоены невыразимым блаженством. Аминь.