Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/25 мая. Святителя Епифания, епископа Кипрского

25 мая. Святителя Епифания, епископа Кипрского

← Предыдущая Следующая →
25 мая. Святителя Епифания, епископа Кипрского

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке в Финикии. Иудей по происхождению, он получил в молодости хорошее образование. Будущий святитель обратился к христианской вере, увидев, как некий монах по имени Лукиан отдал нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, святой Епифаний просил наставить его в истинах веры Христовой. Он принял святое Крещение с именем Епифаний и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. Там святой Епифаний усердно совершал подвиги монашеской жизни под руководством опытного инока Илариона, занимаясь перепиской греческих рукописных книг.

Господь удостоил своего усердного угодника дара чудотворения. Однажды в монастырь пришли странники и попросили воды, чтобы утолить жажду. Но воды в обители не оказалось. У путников был сосуд с вином. Прикоснувшись к нему, святой Епифаний претворил вино в воду. Обрадованные странники не только утолили жажду, но и напоили свой скот, после чего вода снова сделалась вином.

Чтобы избежать людской славы, святитель ушел в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой Епифаний привел одного из разбойников к вере в Истинного Бога. Когда пленника отпустили на свободу, с ним ушел и раскаявшийся разбойник. Святой Епифаний привел его в монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником своего наставника и тщательно записывал его жизнь и чудотворения.

Святой подвижник поселился в пустыне, вместе со своим учеником, где развел небольшой сад, поливая деревья из источника, который открылся по его молитве. В сад нередко приходили дикие звери и наносили ущерб урожаю. Святой Епифаний обратился к ним со словами увещевания, и звери больше не приходили в сад и не причиняли ему вреда. Учеников, которые посещали святого Епифания, он принимал с любовью.

Так образовался новый монастырь. Через некоторое время святой Епифаний и его сподвижник Иоанн предприняли паломничество в Иерусалим. На обратном пути они остановились в одном из египетских монастырей. Там жил монах Иеракс, благочестивый по виду, но еретик. Во время одной из его душевредных проповедей святитель воскликнул: «Да заградятся уста твои!» И тотчас Иеракс онемел и сделался неподвижен. Святой Епифаний преподал слушателям истинное слово о воскресении мертвых, а потом сказал монаху: «Научись истинной вере сам и затем учи ей других!» И немой снова заговорил, каясь в своем грехе.

В Финикии, куда через некоторое время вернулся святой, была сильная засуха. Народ, страдавший от голода, просил святителя помолиться Богу о дожде. По молитве святителя небо покрылось грозовыми тучами и полил дождь, который не прекращался три дня. В тот год земля дала обильный урожай.

Когда в г. Ликии скончался епископ, жители послали к святому Епифанию молодого инока Полувия с просьбой занять епископскую кафедру. Святитель отказался от предложения и тайно отбыл на остров Кипр к великому подвижнику Илариону (память 21 октября), под руководством которого он подвизался в молодые годы. Два месяца провели они в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в кипрский город Саламин. Там собрались епископы для избрания нового архипастыря. Старейшему из них, Папию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Святого ввели в храм, и он дал свое согласие возглавить Кипрскую кафедру. Это произошло около 367 года. Новопоставленный архипастырь стал пасти вверенное ему словесное стадо Христово не только учительным словом, но и примером своей добродетельной жизни.

Однажды благородный римлянин Евгномон был посажен в темницу из-за того, что не мог заплатить 100 золотых монет богачу Дракону. Узнав об этом святитель Епифаний просил богача сжалиться над чужеземцем и отпустить его, но тот и слушать не хотел. Тогда святой Епифаний отдал богачу церковные деньги и освободил узника. Гордый и злобный диакон Карин начал роптать по поводу происшедшего, восстановив против архипастыря и других клириков. Между тем Евгномон, прибыв на родину, продал все свое имущество и возвратился к святителю, которому передал вырученные деньги. Евгномон жил в монастыре при святом Епифаний до своей кончины. Архипастырь вернул 100 золотых монет в церковь, а остальные деньги раздал нищим. Как-то за обедом, на котором присутствовали все клирики, святитель вел разговор о Священном Писании. На подоконник сел ворон и стал каркать. Диакон Карин, смеясь над святительским поучением, спросил: «Кто из вас скажет, что говорит этот ворон?» Все молчали, кроме епископа, который продолжал свою речь. Диакон во второй и в третий раз произнес свой дерзкий вопрос. «Ворон говорит, – сказал святитель, прервав свое поучение, – что отныне ты не будешь диаконствовать». На другой день Карин умер.

За чистоту своей жизни святой Епифаний удостоился от Господа дарования созерцать во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: «Выйди, сын мой, ибо ты сегодня не достоин присутствовать при Бескровной Жертве». На свидетельстве об этом событии прервались записи ученика Иоанна.

Дальнейшее описание жизни святого Епифания продолжил другой его ученик – Полувий, впоследствии епископ Ринокирский (память 12 мая). Святитель Епифаний, заботясь о своей пастве, решил вместо маленькой и ветхой церкви построить большую. Однако средств на постройку у него не было. Тогда он обратился за помощью к Богу и во время молитвы услышал голос, повелевший без колебания начинать задуманное дело. У известного богача Дракона долго и тяжело болел сын. К нему приходило много врачей, но никто из них не мог ему помочь. Заболел и отец. Святой Епифаний, придя в его дом, исцелил молитвой сначала сына, а потом и отца. После этого чуда Дракон принял святое Крещение со всем своим семейством и выделил на постройку церкви пять тысяч золотых монет.

В то время, продолжает Полувий, друзья святителя сообщили ему прискорбную весть о том, что епископ Иерусалимский Иоанн стал сребролюбцем и не оказывает милости нищим. Эта весть особенно опечалила угодника Божия потому, что в свое время он подвизался вместе с Иоанном в монастыре и знал его как благочестивого и добродетельного инока. Святой Епифаний отправился в Иерусалим и был принят епископом Иоанном с подобающими почестями. Гость попросил у хозяина на короткое время серебряные кубки и сосуды. Получив их, святитель Епифаний продал серебряную утварь и раздал вырученные деньги нищим. Через несколько дней епископ Иоанн потребовал свое серебро. Узнав, что кубки и сосуды проданы, он пришел в ярость и стал оскорблять гостя. Святитель Епифаний дунул ему в лицо, и тот ослеп. Устрашенный епископ Иоанн пал перед угодником Божиим на колени и просил об исцелении. Святитель Епифаний долго поучал корыстолюбца о нищелюбии и милостыни, а потом помолился Господу, и у епископа Иоанна открылся левый глаз. «Исцели и другой мой глаз», – просил он. «Не мое это дело, чадо, – ответил святой. – Бог закрыл тебе глаз, Он тебе его и откроет». Божие вразумление помогло епископу Иоанну преодолеть свой тяжкий грех.

В конце жизни святителя Епифания, по проискам императрицы Евдоксии и Патриарха Александрийского Феофила, вызвали в Константинополь на Собор, который был созван для суда над великим угодником Божиим святителем Иоанном Златоустом (память 14 сентября и 13 ноября). Но святой Епифаний, не желая быть участником беззаконного Собора, покинул Константинополь.

Во время плавания на корабле святитель почувствовал приближение своего смертного часа. Он преподал ученикам последнее наставление – соблюдать заповеди Божий и хранить ум от нечистых помыслов – и чрез двое суток преставился ко Господу. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли его в построенном им храме.

Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви. В его творениях «Панарий» и «Анкорат» содержится опровержение арианской и других ересей, а в других сочинениях встречается много драгоценных церковно-исторических преданий и указаний на греческие переводы Библии.

См. также: "Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой Епифаний, архиепископ Кипрский
(Как легче всего обращать неверующих ко Христу?)

I. Святой Епифаний, ныне прославляемый, архиепископ Кипрский, имел родителей – евреев и был воспитан в жидовской вере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их и из вырученных денег часть оставлял себе, а часть раздавал нищим. И вот Епифаний видит, что к Лукиану подходит нищий, бросается к ногам его и взывает: «помилуй меня, человек Божий! дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал хлеба и ослаб совсем». Лукиан снимает с себя одежду, подает нищему и говорит: «ступай в город, продай ее и купи себе хлеба». Этот поступок благочестивого инока так тронул Епифания, что он пал пред ним на колена и объявил Лукиану, что он желает быть христианином. Потом пригласил Лукиана к себе в дом, показал ему свое имущество и снова стал умолять, чтобы он сделал его христианином. По уходе же Лукиана Епифаний уговорил принять Святое Крещение и сестру свою, и оба они, снова увидавши Лукиана, уже со слезами просили скорее просветить их христианскою верою. Лукиан научил их истинам христианской веры и за тем привел к епископу, который и сподобил их Святого Крещения. Затем Епифаний роздал свое имение нищим и принял на себя образ иноческий.

II. а) Братие! Если мы хотим, чтобы и живущие между нами неверующие познали Иисуса Христа и обратились к Нему; то лучше всего обращать их к вере Христовой не одним только словом, но и делом, ибо примеры сильнее действуют, чем наставления словами. Слова трогают и убеждают, а примеры увлекают. И слышанное, обыкновенно, не так сильно действует на человека, как виденное. Посему и будем стараться быть для неверующих примером честности и благочестия; пусть наши поступки и жизнь послужат, так сказать, образцом для несчастных, неведующих Христа, братий наших. Будем жить так, чтобы жизнь наша была светом для них, чтобы наше благочестие и добродетели служили всегда живым уроком им, прививались к ним и в них умножались. И если достигнем последнего, если они примут и усвоят благочестие и добродетели наши и будут находить утешение и радость в добрых делах, тогда можно надеяться, что они с уважением отнесутся и к словам нашим и послушают учение наше о вере истинной и православной и, при помощи благодати Божией, сами сделаются христианами.

б) Приведем здесь следующий весьма назидательный рассказ о силе примера. Неверующий и отрицатель всего святого раз шел утром – из своего дома. Это было зимой после снежной метели, когда улица была занесена снегом – и нужно было много работать ногами, чтобы проложить себе дорогу. Вдруг он замечает, что и девятилетний сынишка, несмотря на глубокий снег, следует за ним. «Что ты делаешь, закричал отец, – ты не можешь сегодня идти за мной». – Но мальчик отвечал весело и живо: «я ставлю ногу с точностью в твои следы и мне идется легко». Ребенок и не предчувствовал, что этими словами вызвал в груди отца целую бурю. «Что, если дитя это в точности пойдет по моим следам», думал отец, «куда приведут его мои следы, если он пойдет за мной, как пошел ныне, и куда оба мы придем с сыном?» От таких мыслей отец пришел в трепет, тогда как прежде никогда не ощущал беспокойства за свою душу и свой образ действий. Закончились эти беспокойные часы тем, – что отец мог впоследствии сказать своему сыну: «следуй за мной, потому что я следую за Христом».

в) Но делая добро, не будем выставлять напоказ свету наших добрых дел. «Скажут: как же тогда исполнится Христово слово: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. V, 16)? Не заботьтесь: слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: да просветится свет ваш, сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте напоказ свет ваш. Добрые дела суть дела света по естеству: делайте тайно, – свет просияет, когда и сколько повелит Бог и Светодавец. Беда в том, если делаете дела темные, злые: от сих, конечно, нет и не будет света, и Бог не будет ими прославлен».

III. Молитвами святителя Епифания да дарует нам Господь благодатную помощь учить наших ближних не только словом, но и живым примером благочестивой жизни, дабы сподобиться со всеми святыми благ жизни вечной.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена