Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/25 сентября. Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704)

25 сентября. Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704)

← Предыдущая Следующая →
25 сентября. Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (1704)

25 сентября Русская Православная Церковь совершает память перенесения (1704) святых мощей праведного Симеона Верхотурского – небесного покровителя Уральской земли – в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, где они пребывают поныне.

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Так подвизался праведный Симеон и, еще не дожив до старости, с верою отошел к Господу, Которому как истинный и верный раб служил все дни свой жизни. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте у храма Архистратига Михаила.

Смиренный при своей жизни, Симеон не любил прославления людского, избегал славы сего суетного мира. Посему память о нем уже начинала исчезать, но Богу не было угодно, чтобы забыт был на земле тот, кто все земное забыл ради Него.

В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого Симеона, заметили, что его гроб начал подниматься из земли. Все были поражены таким явлением, но еще более возросло изумление, когда сквозь расщелившиеся доски гробовой крышки увидели нетленные останки. А между тем, уже не было человека, который мог бы припомнить имя праведника, гроб которого так чудесно стал являться. Все жители удивлялись такому необычайному явлению и благодарили Господа, являющего верных рабов Своих. Вскоре благоговейное почитание новоявленных мощей еще более усилилось, когда от них стали совершаться чудотворения и многочисленные исцеления. Молва о чудесных мощах стала распространяться, а больные люди стали посещать место погребения новоявленного праведника. Чтобы оградить мощи от неблагоприятного воздействия стихий, по благословлению Тобольского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова), над гробом Симеона был поставлен малый срубец, а через два года, в 1695 году, владыка, посещая Верхотурье, благословил клирикам осмотреть останки праведника на предмет нетления. Вскоре он лично прибыл в Меркушино. Испытывая боль в глазу, архиерей с молитвой обратился к угоднику Божию и был исцелен. Владыка попросил присутствующих рассказать все, что они знали о почившем. Однако имя его уже никто не помнил, и только в чудесных снах владыке и еще двум священникам было открыто: «Симеон!». Иеродиакон Никифор Амвросиев в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым. Начали составлять житие праведника, черпая сведения из устных рассказов стариков. Припоминали его кончину, черты характера, образ жизни и занятия. Нестяжательность Симеона при шитье одежды, кроткий нрав и незлобие осмысливались как особый подвиг юродства. Составленное митрополитом Игнатием жизнеописание местночтимого святого постепенно дополнялось сведениями о чудесных исцелениях от мощей Симеона. Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

К началу XVIII столетия, когда о праведнике узнали многие люди, и паломники из окрестных земель потянулись в Меркушино, у верхотурских клириков родилась идея – для более удобного доступа паломников к мощам перенести их в Свято-Николаевский монастырь. Различные обстоятельства откладывали осуществление этого замысла. Главным препятствием было продолжительное отсутствие митрополита, у которого надо было испросить благословение на это благое дело. В 1698 году владыка Игнатий удалился в Москву на покой, и на его место был назначен святитель Димитрий Ростовский. Из-за слабого здоровья он так и не выехал на новое место служения, а в 1702 был переведен в Ростов. На место Димитрия был назначен наместник одного Брянского монастыря Филофей (Лещинский). Не сразу он появился в Сибири, но когда прибыл, к нему направились представители верхотурцев – воевода и таможенный голова. От лица жителей города они попросили благословения перенести мощи праведного Симеона из Меркушино в Верхотурье.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая.

Для подготовки этого в Меркушино в первых числах сентября прибыл архимандрит Израиль, чтобы переложить мощи праведника в новую раку и установить порядок перенесения. Рака к прибытию архимандрита Израиля была готова, и архимандрит Израиль с сопровождавшим его духовенством переложили мощи в новую раку. Когда все было готово к переносу, из Верхотурья пришли священники и множество народа. Святые мощи были торжественно подняты, и начался крестный ход в Верхотурье. Возглавлял его архимандрит Израиль. Как будто благоприятствуя богоугодному делу, «воздух в Меркушине стал благорастворенным» и установилась сухая ясная погода, хотя перед этим несколько дней стояло ненастье. Торжественное шествие, прибыв в Верхотурье 12 сентября 1704 года, направилось в Николаевский мужской монастырь, и в одном из тогда еще деревянных храмов была установлена святыня. Так совершилось торжественное перенесение мощей праведного Симеона в город Верхотурье.

0925 02 О благочестивой жизни праведного Симеона говорят многочисленные чудотворные исцеления, обильной струей истекающие от мощей сего великого угодника Божия уже более трех столетий.

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых духов.

Дни памяти

31 декабря – Прославление
25 мая – Второе обре́тение мощей
25 сентября – Перенесение мощей
23 июня – Собор Сибирских святых
11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

Праведному Симеону Верхотурскому, на перенесение мощей

Тропарь, глас 4

Днесь ра́дуется сла́вная страна́ Сиби́рь,/ обре́т святы́я мо́щи твоя́ внутрь себе́./ Архиере́е, свяще́нницы и весь сонм людски́й/ духо́вне веселя́щеся, вопие́м ти:/ о Богому́дре Симео́не!/ Изба́ви нас, и́же к тебе́ прибега́ющих, от всех бед,/ прося́ пода́тися всем по коего́ждо проше́нию,/ и изба́витися стране́ сей и гра́ду/ от о́гненнаго запале́ния и пога́нскаго наше́ствия/ и междоусо́бныя бра́ни и от вся́каго зла./ Те́мже и мы вси чтем ны́не честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х пренесе́ние,/ но́вый целе́бниче, и вопие́м:// сла́ва Даю́щему тобо́ю всем исцеле́ние!

Кондак, глас 4

Наста́ днесь всечестна́я па́мять но́ваго целе́бника/ пра́веднаго Симео́на,/ созыва́ет же лю́ди в пречестны́й храм свята́го Бо́жия архиере́я Никола́я,/ иде́же ра́достно соше́дшеся благочести́вых мно́жества,/ ве́село пра́зднуют пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х пра́здник./ Ты бо яви́лся еси́ гра́ду на́шему, и всей Сиби́ри врачевство́ безме́здное,/ подава́я исцеле́ние с ве́рою приходя́щим к тебе́, Симео́не всеблаже́нне./ Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Влады́це Христу́,/ Того́ моли́ спасти́ град и лю́ди, моля́щияся тебе́,/ па́че же хода́тай бу́ди ко Го́споду/ во дни наше́ствия печа́ли рабо́м твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Сиби́рстей стране́ похвало́ и утвержде́ние гра́ду на́шему.

Молитва

О, святы́й и пра́ведный Симео́не, чи́стою душе́ю твое́ю в Небе́сных оби́телех в ли́це святы́х водворя́яйся, на земли́ же с на́ми неотсту́пно пребыва́яй! По да́нней ти благода́ти от Го́спода моли́тися о нас, ми́лостивно при́зри на нас многогре́шных, а́ще и недосто́йне, оба́че с ве́рою и упова́нием к тебе́ притека́ющих, и испроси́ нам от Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших, в ня́же впада́ем мно́жицею во вся дни жития́ на́шего. И я́коже пре́жде о́вым у́бо, от о́чныя зе́льныя боле́зни ни ма́ло зре́ти могу́щим исцеле́ние оче́с, о́вым же близ сме́рти бы́вшим от лю́тых неду́гов врачева́ние, и ины́м ина́я мно́гая пресла́вная благодея́ния дарова́л еси́: си́це изба́ви и нас от неду́гов душе́вных и теле́сных и от вся́кия ско́рби и печа́ли, и вся блага́я к настоя́щему житию́ на́шему и к ве́чному спасе́нию благопотре́бная нам от Го́спода испроси́, да та́ко твои́м предста́тельством и моли́твами стяжа́вше вся нам поле́зная, а́ще и недосто́йнии, благода́рне восхваля́юще тя, просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист праведному Симеону Верхотурском

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена