Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/26 августа. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца

26 августа. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца

← Предыдущая Следующая →
26 августа. Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца

Святитель Тихон Задонский – Воронежский чудотворец, знаменитый иерарх и духовный писатель XVIII века, один из крупнейших богословов Русской Церкви, родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова и был наречен в Святом Крещении Тимофеем. Вскоре после его рождения умер отец. Семья жила в страшной бедности, и чтобы заработать хоть немного, Тимофей нанимался копать грядки. Но Промысел Божий готовил для юного пахаря призвание к обрабатыванию нивы своего сердца, чтобы после мог он возделывать нивы сердец других и засевать их семенем слова Божия и питаться Хлебом, сошедшим с Небес.

В 1738 году будущий святитель Тихон поступил учиться в Духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году его, как одного из способнейших к наукам учеников, перевели на казенное содержание во вновь открытую при монастыре во имя святого Антония Римлянина семинарию. За прекрасные успехи, еще не окончив курса, он получил место учителя греческого языка, а после окончания стал преподавать риторику. Молодого учителя, отличавшегося необыкновенной скромностью и благочестивой жизнью, любили и ученики, и семинарское начальство, и Новгородские архиереи. Родные стали уговаривать его жениться и искать место священника, но не к этому стремилась его благочестивая душа. Позже святитель Тихон рассказывал, что два случая заставили его по-новому взглянуть на жизнь.

Однажды на каникулах он поднялся на колокольню Александро-Свирского монастыря, чтобы взглянуть на монастырские окрестности. Опершись на перила лестницы, он почувствовал, как дерево затрещало под его руками, и перила с огромной высоты рухнули на землю, а его самого будто бы какая-то неведомая сила толкнула назад, от края к колоколам, и он упал на пол. Чувство пережитой опасности напомнило о непрочности всего земного, о близкой и неизбежной для каждого человека смерти, о необходимости быть всегда к ней готовым.

Еще один случай произвел него огромное впечатление. Владыка вспоминал, что как-то майской ночью он вышел на крыльцо из кельи освежиться немного. «Вдруг разверзглись небеса и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного явления я возымел более горячее желание уединенной жизни..».

В 1758 году он был пострижен в монашество с именем Тихон (в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского). В 1759 году иеромонах Тихон возведен в сан архимандрита, в 1761 году был избран епископом. Так, на тридцать седьмом году жизни, через семь лет после окончания семинарии и всего через три года по принятии монашества, он был облечен высоким архиерейским саном, однако Новгородским викарием епископ Тихон был недолго. В 1763 году он был определен на освободившуюся Воронежскую кафедру, став одиннадцатым Воронежским архипастырем.

На новом месте епископ Тихон, прежде всего, принялся за обучение духовенства, разъясняя в своих наставлениях высокие обязанности священника. Он заботился о подготовке достойных пастырей, обращал особое внимание на правильную постановку духовного образования. Заботясь о пастырях, не забывал он и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах. Владыка беспокоился и о духовном состоянии вверенной ему паствы, с горечью отмечая, что «души многих находятся в худом состоянии.., требуют врачества и целительного пластыря…».

В 1767 году он написал собрание нравоучений для «простейшего» народа «Плоть и дух». Каждое нравоучение состояло из трех частей: в первой приводился текст Священного Писания, во второй – слова святителя Иоанна Златоуста, а в третьей – нравоучительное рассуждение.

В своих поучениях он смело обличал все виды пороков, особенно сребролюбие и различные виды хищения, безнравственные увеселения, роскошь, скупость, недостаток любви к ближнему. Но владыка не просто называл грехи, он старался помочь искоренить их. За годы своего архипастырского служения он не пропустил ни одной праздничной службы и не оставлял без назидания свою паству. Вот лишь некоторые из его поучений: «Все употребляй с Божиего благословения, говоря «Господи, благослови». «Согрешишь – тотчас кайся». «Средства уберечься от греха: молитва, причащение Святых Таин, мысли об искуплении, Суде и своей кончине..».

В Воронежском крае в то время имели место давние языческие обряды; особенно возмущался святитель сумасбродством и пьянством во время масленицы и ежегодному празднованию, посвященному языческому божеству Яриле. Святитель Тихон решил предпринять против этой вакханалии самые решительные меры. Однажды, в самый разгар ярмарочного гуляния, когда пьяная толпа плясала и бесновалась, дралась и сквернословила, на городской площади неожиданно появился владыка. Обратившись к толпе, он с такой пламенной убедительностью, пророческой силой обличил этот «смердящий праздник», что тут же в один миг, толпа разнесла все ярмарочные балаганы и чинно разошлась по домам. В следующее воскресенье владыка произнес в соборе проникновенную проповедь, во время которой весь храм буквально рыдал. Он своим словом пробуждал людские сердца от греховного сна. Ревностная проповедь владыки увенчалась полным успехом: после этого случая языческие празднования в Воронеже полностью прекратились. Многие приходили после этой проповеди в архиерейский дом и, с сокрушенным сердцем, стоя на коленях, раскаивались в содеянном. Своими красноречивыми проповедями Воронежский архипастырь вернул в Православную Церковь не одну тысячу старообрядцев. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви.

Управляя обширной епархией, владыка не щадил своих сил, ни одной свободной минуты у него не проходило напрасно.

Ведя строгий аскетический образ жизни, он говорил: «Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит». Отдыхом для него было чтение творений Святых Отцов, особенно любил он Иоанна Златоуста.

Более четырех с половиной лет управлял святитель Тихон Воронежской епархией, но за такой сравнительно короткий срок этот духовный наставник, педагог, администратор успел сделать удивительно много. Современники единодушно отмечали его громадное влияние на духовную нравственную, общественную и культурную жизнь вверенной ему епархии.

От постоянных трудов, забот и непрестанных скорбей слабое здоровье святителя Тихона совершенно расстроилось. По его просьбе в январе 1768 года его освободили от должности и позволили жить в любом монастыре Воронежской епархии, в каком он сам пожелает.

Для своего местожительства святитель Тихон избрал первоначально Спасо-Преображенский Толшевский монастырь, расположенный в сорока верстах от Воронежа. Однако сырой и нездоровый климат этих мест оказался вреден для него, и в марте 1769 года он переехал в Задонский Богородицкий монастырь, расположенный в девяноста верстах от Воронежа. В этой обители святитель Тихон провел оставшиеся пятнадцать лет своей жизни.

Быт святителя на новом месте, как и везде, где он жил, был крайне прост. Питался он очень скромно. Несмотря на слабость физических сил, он часто занимался тяжелыми работами: колол дрова, косил сено. Святитель раздавал нуждающимся не только то, что имел сам - свою пенсию, но и подношения своих почитателей. Отдавал не только деньги, но и вещи. Келейник Василий Чеботарев рассказывал: Когда все раздаст, скажет: « Пойди, пожалуй, в Елец и займи денег у такого-то купца, я отдам ему, когда из казны получу, а теперь у меня нет ничего; вот приходит бедная братия ко мне и отходит без утешения, жалко мне смотреть на них…».

Слава о великом подвижнике епископе Тихоне быстро распространилась повсеместно, и с каждым годом все больше народу приходило в Задонск к святителю. Он помогал не только просящим, но и сам искал, как бы помочь нуждающимся за стенами монастыря. Он платил подати за неимущих крестьян, особенно помогал вдовам и сиротам, проявлял большую заботу о заключенных, посещал их в тюрьмах, старался утешить и направить на путь истинный. Обиженные и притесненные искали у него заступничества. Никто не уходил от него без доброго слова, совета или, при надобности, денежной помощи, на которую он тратил все свои средства. Его неземная доброта утверждала людей в мысли о высоком достоинстве христианской веры. Особо нежную любовь святитель Тихон питал к детям. Он приучал их ходить в храм Божий и молиться, а за усердие наделял их гостинцами.

Владыка был строгий постник и аскет, однако христианскую аскезу не считал самоцелью. Он беспощадно обличал ханжество, говоря: «Многие не едят мяса, рыбы и прочих снедей, но пожирают людей живых». Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление.

Святитель Тихон вел обширную переписку с духовными лицами и с дворянами. В письмах наряду с конкретными советами содержались также глубокие богословские рассуждения и обобщения.

В Задонском монастыре владыка написал свои лучшие книги: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве», «Письма келейные».

Владыка Тихон обладал даром прозорливости: он предсказал многое из событий и судеб России, в частности, он предвидел наводнение, которое случилось в сентябре 1777 года в Санкт-Петербурге. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования, и в частности, что Россия спасется, а захватчик Наполеон погибнет. Не раз окружающие видели святителя в духовном восхищении, с просветленным лицом, но он запрещал об этом рассказывать.

Блаженная кончина святителя Тихона последовала на 59-м году жизни – в воскресенье 13 августа 1783 года. Народное почитание Задонского чудотворца и паломничество к могиле началось сразу после его смерти. Были отмечены многочисленные случаи чудесной помощи святителя по молитвам к нему. 20 июня 1861 года указом Святейшего Синода святитель Тихон Задонский причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Торжества по случаю канонизации и объявленного открытия мощей святителя Тихона были назначены на воскресенье 13 августа 1861 года.

После революции Задонский Богородицкий монастырь пострадал в числе первых обителей России. В январе 1919 года по приказу Чрезвычайной комиссии мощи святителя Тихона были вскрыты. Процесс вскрытия мощей снимался на кинопленку, эти кадры, наряду с аналогичным вскрытием мощей преподобного Сергия Радонежского, вошли в один из атеистических фильмов, распространенных в то время. В 1932 году святые мощи передали в антирелигиозный музей в Ельце, а затем в Орловский краеведческий музей, где они пребывали до самой Великой Отечественной Войны. В годы немецкой оккупации святые мощи были перенесены в Богоявленский храм. В 1960 году храм был закрыт, и мощи Задонского чудотворца вновь оказались в запасниках краеведческого музея.

Лишь через двадцать восемь лет, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, святыню вернули Русской Православной Церкви. 18 июня 1988 года святые чудотворные мощи святителя Тихона покинули запасники Орловского краеведческого музея и под колокольный перезвон принесены в кафедральный собор во имя Ахтырской иконы Божией Матери.

26 августа 1991 года, в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца, в Задонске состоялись торжества по случаю возвращения святых мощей в Богородицкий монастырь. С тех пор мощи Задонского чудотворца пребывают во Владимирском соборе, являя, как и в прежние годы, свою благодать всем прибегающим к помощи святителя с искренней верой и чистым сердцем. Щедрый и милостивый в своей земной жизни, святитель Тихон и по кончине своей помогает тем, кто обращается к нему.

Святитель Тихон Задонский оставил после себя ценнейшее духовное наследие. Еще при жизни его называли «русским Златоустом». Литературное богословское наследие святителя Тихона  обширно и по своей тематике многогранно. Святитель считал главной целью бытия человека на земле – спасение души. Именно спасения, как самого необходимого, желал он всем. Мысль о спасении красной нитью проходит через все его творения. Христианин найдет здесь ответы на многие вопросы, возникающие у него на пути к вечности. Книги его близки широкому кругу читателей, потому что самое высокое богословие изложено им в простой и доходчивой форме. Все его труды, преследующие одну цель: дать верующим истинное духовное воспитание и помочь привести путем спасения к единению со Христом, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!

Дни памяти

26 августа – Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991)
17 сентября – Собор Воронежских святых
23 сентября – Собор Липецких святых
16 июля (переходящая) – Собор Тверских святых

Святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу

Тропарь, глас 8

От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́ блаже́нне,/ о́браз всем был еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ моли́, святи́телю Ти́хоне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це всех моли́ся,/ мир вселе́нной дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Молитва

О, святи́телю, о́тче наш Ти́хоне! Услы́ши нас и потщи́ся благоприя́тным твои́м хода́тайством умоли́ти Го́спода, да проба́вит Своя́ вели́кия и бога́тыя ми́лости на нас, гре́шных и недосто́йных рабе́х Свои́х (имена), да уврачу́ет Свое́ю благода́тию неисце́льныя я́звы и стру́пы растле́нных душ и теле́с на́ших, да раствори́т окамене́лая сердца́ на́ша слеза́ми умиле́ния и сокруше́ния о премно́гих согреше́ниях на́ших и да изба́вит ны от ве́чных мук и огня́ гее́нскаго, да да́рует в ны́нешнем ве́це мир и тишину́, здра́вие и спасе́ние, да та́ко сподо́бимся, со А́нгелы и со все́ми святы́ми, сла́вити и воспева́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист святителю Тихону Задонскому

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святитель Тихон Воронежский
(Образец для подражания христиан)

I. Великий святитель Тихон, молитвенник всей земли Русской и славный чудотворец, обретение святых мощей коего воспоминается ныне, родился в 1724 году в селе Короцке, ныне Валдайского уезда, Новгородской губернии. Родитель его Савва Кириллов был беднейший сельский дьячок и умер вскоре после его рождения, так что святитель и не помнил его. Старший сын занял его место и сделался кормильцем семьи: мать их Домникия, три брата и две сестры должны были питаться от беднейшего псаломщицкого места. Часто не было хлеба. Будущий светильник России в своем младенчестве и отрочестве иногда до поту лица трудился, весь день боронил у какого-нибудь крестьянина, чтобы только накормили его хлебом. Но, при бедности, какая это была прекрасная семья! Вот что однажды случилось: был в их селе один ямщик, человек достаточный, но бездетный. Он часто говаривал матери Тимофея (мирское имя святителя Тихона): «отдайте мне его, я его выкормлю и устрою». Один раз старшего брата-кормильца дома не было: мать, не имея терпения видеть своих сирот без хлеба, без обуви, поплакав, взяла Тимофея и повела к ямщику. Но старший брат скоро пришел, бросился вслед матери, упал пред нею на колена и сказал: «куда вы его ведете; лучше с сумою по миру пойду, а брата ямщику не отдам». Мать воротилась домой. Какая братская любовь! и что значит вовремя поддержать человека! Не будь такого доброго брата: мы, может быть, не имели бы великого святителя, которого за его великие душеспасительные сочинения поистине можно назвать русским Златоустом.

Когда скромного и умного Тимофея отдали в семинарию в Новгород, он терпел такую же нужду: но тем усерднее учился. «Бывало, писал он впоследствии, когда получу казенный хлеб, половину из него оставлю на продовольствие себя, а другую продам, да куплю свечку и с оной сяду и читаю книгу». Дети достаточных родителей смеялись над ним, но он молчал, терпел, учился! Так с отличным успехом он окончил учение, и сделан был в той же семинарии учителем. Пример великого святителя утешителен для бедных и поучителен для богатых: вот в какой нужде был, да умел же, при терпении, ревности и с упованием на Бога, выйти не только отличным, но святым человеком! Богатые! Не дожидайтесь, когда к вам придет бедняк и попросит помощи! Ищите сами вокруг себя: нельзя ли кому помочь во время, пристроить сироту, дать отроку или юноше средства получить образование! Господь наградит вас! И святой Тихон помолится о вас за то, что примером его, бедняка, вы подвигнулись к милосердию!..

С ревностью исполняя свою должность, святой Тихон в свободное время любил заниматься чтением духовных книг и молитвою, особенно ночью. В это время было ему однажды дивное явление: в майскую ясную и тихую ночь он вышел на крыльцо к северной стране и начал размышлять о вечном блаженстве праведников. «Вдруг пред мною, говорил он после, как бы разверзлись небеса и увидел я такое сияние и свет, что бренным языком сказать и умом понять невозможно». Этого видения до конца жизни он не мог забыть: какое горе с ним ни случалось, как только вспоминал о нем, всегда ощущал в сердце веселие и радость. Это видение и еще один так называемый случай (случай есть покров, под которым скрывается дело Божьего провидения), когда он чудесно был спасен от падения со страшной высоты, окончательно расположили его к принятию иночества, к которому с детства имел он сильное влечение. В иночестве еще с большей ревностью он занимался делами поручаемых ему должностей, духовными размышлениями, молитвою, и начал писать свои душеспасительные творения. Наконец, по особенному устроению Божию, совершившемуся вопреки человеческих предположений и против чаяния самого смиренного Тихона, он был возведен на свещник церкви в сан епископа и здесь он явил великое свое миролюбие, милосердие ко всем, кротость и смирение.

Немного времени продолжалось епископское служение святого Тихона: около двух лет в Новгороде (в должности викария новгородского митрополита) и четырех в Воронеже; но сколько трудов понесено им, сколько благих дел и начинаний совершено в это краткое время! Более всего добрый пастырь заботился о христианском просвещении народа и сам трудился в составлении назидательных поучений, из которых одни рассылал по епархии, другие повелевал прибивать к стенам храмов, чтобы все могли услышать архипастырское слово, и побуждал к сему подчиненных себе пастырей – священников.

Усиленные труды, а особенно непрестанная, томительная забота о пастве расстроили здоровье великого святителя. Ревностный архипастырь боялся опущений по должности, день и ночь трудившийся верный раб Христов страшился ответа перед пастыреначальником Христом, и неоднократно просил себе увольнения от должности. Господу угодно было, чтобы в уединении пустыни еще более процвели великие добродетели Христова святителя и начертались богомудрые, высоконазидательные его творения на пользу не одной Воронежской, но всей Российской Церкви. Уволенный на покой, пятнадцать лет он провел почти безвыходно в той уединенной обители на берегу Дона, которая так дорога теперь сердцу каждого русского.

II. Можно ли достойно изобразить высокие добродетели великого святителя? Только разве на некоторые из них укажем благочестивому слушателю.

а) Какая была пламенная ревность святителя Тихона о спасении ближних: не щадя своего слабого здоровья, он всю жизнь посвятил на составление душеспасительных книг, на раздаяние, так сказать, духовной милостыни. «Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближнего своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом: кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог бессмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хоть одну каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати». (Филарет, митрополит Московский).

«Если вы увидите слепца, стоящего на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?» «Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся». «Я, говорит Господь, сотворил небо и землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила, озаряя вашего ближнего светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным». «Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным». (Святой Златоуст). (Гал. 6, 1. 1Иоан. 3, 18, 1Петр. 2, 9, 12, Иак, 5, 20. Езек. 3, 18).

«Проповедание истины другим – больше молитвы, говорит святой Григорий Двоеслов; обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а восставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний Евангелия; воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многие силы сотворил он учением своим».

б) Какая усердная была молитва святого Тихона! Целые ночи он проводил в бдении, а утро неопустительно в церкви. Иногда, в глубочайшем сокрушении, простирался ниц, громогласно взывал: «Господи, помилуй! пощади! помилуй»! – и головой ударял о пол. Иногда, отрешившись от земного, стоял на коленах лицом к востоку с воздетыми руками и не видал и не слыхал ничего происходившего кругом. Молитва архиерея Божия обнимала всю Церковь, весь мир и проходила небеса!

в) Какая любовь к слову Божию! И среди трапезы, и на пути, и при каждом отдохновении книги или Евангелия, или псалмов, или пророков были с ним неотлучно... Из отцов церкви он особенно любил Златоуста и в собственных его творениях живо отпечатлелся дух этого величайшего вселенского учителя.

г) Какое нищелюбие! Почти каждый день, садясь за свой скудный стол, говорил: «слава Богу! Вот у меня какая хорошая пища, а собратия мои - иной бедный в темнице сидит, иной без соли ест, горе мне, окаянному!» Почти всю свою денежную пенсию он употреблял на дела милосердия. Посылал своего келейника в Елец разузнавать о бедных и потом помогал им. Неоднократно сам, скрывая свой сан, посещал узников в тюрьме: утешал их любовью и увещевал к раскаянию и исправлению.

д) Незлобие и смирение великого святителя не менее достойны удивления. Когда слышал горькую на себя клевету, терпел от кого огорчение, непременно старался своим обидчикам оказать ласку и добро. Некто – дворянин, воспитанный в неверии, вступил с святителем в прение о догматах веры и, не будучи в состоянии возражать ему, осмелился ударить его по ланите... Кроткий святитель пал ему в ноги и сказал: «простите меня, Бога ради, что я ввел вас в искушение». Ударивший безбожник зарыдал от раскаяния и сделался добрым христианином.

Так от юности и до гроба подвизался на земле великий угодник Божий и в краткое время этой быстролетящей жизни, как мудрый домохозяин, стяжал себе вечное, нескончаемое блаженство.

III. Да сподобит нас Господь молитвами святителя Тихона подражать ему в вере и благочестии.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена