Иверская икона Пресвятой Богородицы ознаменовала себя первым чудом во времена иконоборчества в IX веке, когда в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Икона Божией Матери принадлежала одной благочестивой и богатой вдове, жившей с единственным сыном в городе Никее. Она имела величайшее благоговение к этой иконе и часто обращалась в своих нуждах с теплой молитвой к Богородице. Когда воины, посланные императором-иконоборцем Феофилом (829-842), явились к ней и хотели забрать и уничтожить святую икону, она, в боязни за свою драгоценную святыню, дала им денег и умоляла пришедших воинов оставить икону до утра. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою ударил копьем икону Матери Божией. К его ужасу из пронзенного места иконы потекла кровь. Ночью мать с сыном усиленно молились, а рано утром, с целью спасти святую икону, отнесли ее на взморье и опустили на воду. Икона встала вертикально и поплыла по волнам, пока не скрылась из вида.
Прошло много времени, и однажды монахи Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом.
Получив во сне указание от Богородицы, преподобный Гавриил Святогорец пошел пешком по воде и, приняв святую икону, принес ее в обитель. Иноки с радостью встретили икону Божией Матери и, совершив молебен пред иконой, внесли ее в соборную церковь и поставили в алтарь. Но утром она была обнаружена над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Богородица не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. С того времени и доныне пребывает эта икона на месте, избранном Богоматерью. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен небольшой храм внутри монастыря, где и пребывает она сегодня. По имени обители икона Божией Матери названа «Иверской», а по месту ее пребывания над монастырскими вратами, - «Вратарницей» («Портаитиссою»). На иконе, на правой ланите лика Пресвятой Богородицы виден след раны и истекшей из нее крови.
Многочисленны чудеса и исцеления, происходившие от Иверской иконы. Повествуют также, что чудотворный Иверский образ Богородицы, находясь в монастырских вратах, часто не допускал входить туда людей, имеющих какую-нибудь душевную нечистоту, так что некоторые из тяжких грешников, покушаясь войти внутрь монастырской ограды, падали мертвыми.
Слух о чудотворном образе Пресвятой Богородицы через паломников распространился по всей России. В царствование благочестивого царя Алексея Михайловича в 1647 году в Москву приехал для сбора пожертвований архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Пахомию с просьбой прислать верный список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
Возвратившись в свою обитель, архимандрит Пахомий собрал братию, и «афонские монахи сотворили великое молебное пение с вечера до утра, и освятили воду со святыми мощами. Они облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы святой водой, потом собрали ту святую воду «в великую лохань», и облили новую доску, которую сделали из кипарисного древа. И опять собрали ту святую воду в лохань, отслужили Божественную литургию, а после дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку Иамвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону».
Через год новонаписанная Иверская икона Пресвятой Богородицы была доставлена в Москву, где 13/26 октября 1648 года у Воскресенских ворот ее торжественно встречали царь Алексей Михайлович с семейством, святейший Патриарх Иосиф, духовенство, бояре и множество православного народа. Впоследствии эта икона была во владении царицы Марии Ильиничны и царевны Софьи Алексеевны; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре.
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы — Тверскую.
Икона «Вратарница» стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Иверская икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены.
После начала работ по воссозданию Иверской часовни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сентябре 1994 г. обратился к игумену Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о создании списка Иверской иконы Божией Матери. 25 октября 1995 года, в канун праздника Иверской иконы, она прибыла в Москву самолетом греческих Военно-воздушных сил в сопровождении монахов-святогорцев. При большом стечении народа Иверскую икону встречали Патриарх Алексий II, архиереи и московское духовенство. Икону перевезли в Богоявленский кафедральный собор, где перед ней было совершено торжественное богослужение. По завершении всенощного бдения в течение ночи перед иконой непрерывно служились молебны и читался акафист.
Утром 26 октября Иверскую икону крестным ходом перенесли в Казанский собор на Красной площади, где была отслужена литургия. Затем она заняла свое место в восстановленной Иверской часовне у Воскресенских ворот, освященной Патриархом в тот же день. Перед образом ежедневно с 8 до 20 ч. читается акафист поочередно всеми клириками Москвы.
Известно много случаев благодатной помощи Божией Матери через эту святую икону. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах.
Дни празднования (по новому стилю): 26 октября - принесение списка иконы с Афона в Москву в 1648 года; 25 февраля и во вторник Светлой седмицы - обретение образа на горе Афон; 6 мая - второе обретение списка иконы в 2012 году.
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.