Главная \ Еженедельная приходская стенгазета \ 26 сентября. Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября. Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме

← Предыдущая Следующая →
26 сентября. Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября. Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября (по новому стилю) Православная Церковь отмечает день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и вспоминает торжество по случаю освящения храма, построенного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова – это место, где находится пещера (гроб), в которую было положено Тело распятого Христа. Стены этого обширного храма заключают в себе место распятия Спасителя – гору Голгофу, и место Его погребения – Гроб Господень. Именно здесь Христос Воскрес из мертвых, здесь был найден и воздвигнут ко всеобщему поклонению Его Крест.

История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками. Позднее ревностный язычник, император Адриан, построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 г. построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий, первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I, в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень. Храм Воскресения строился 10 лет. Окончание сооружения храма Воскресения Христова совпало с прохождением I-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. В Иерусалим собрались иерархи из многих стран, так что освящение храма приняло масштаб всеобщего церковного праздника.

Освящение храма Воскресения Христова, состоявшееся 13/26 сентября 335 года, было особенно торжественным. В тот же день был освящен и весь Иерусалим.

Этот праздник включен в церковный календарь, а поскольку существует традиция давать храмам имена в честь святых или праздников, то появились и церкви, названные в честь освящения Иерусалимского храма Воскресения Христова. Называются они храмами «Воскресения словущего», то есть слывущего, известного праздника освящения самого знаменитого христианского храма.

Тропарь, глас 4

Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас 4

Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.