Святой Корнилий сотник жил в городе Кесарии. Хотя он был язычником, однако, искренно желал обрести истину, всегда молился Богу, творил дела милосердия и был человеком благочестивым. Видя его духовное томление, Бог милостиво воззрел на него. Однажды во время молитвы ему явился Ангел и сказал, что молитвы и милостыни его приняты Богом, и велел позвать к себе апостола Петра, который укажет ему истинный путь спасения.
Петр в то время проживал в городе Иоппии, у некоего Симона кожевника. Однажды во время молитвы апостол увидел отверстое небо и сходящий к нему сосуд – и в нем четвероногих зверей и пресмыкающихся, и птиц небесных. В то же время он услыхал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». – «Нет, Господи, – отвечал смущенный Петр, – я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был голос к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Это было трижды, и сосуд поднялся на небо. Когда Петр недоумевал, чтобы значило это видение, у ворот послышались голоса: «Не здесь ли Симон, называемый Петром?» Дух Божий внушил Петру выйти к посланным сотника, нисколько не сомневаясь.
Получив перед тем откровение, что не должно считать нечистым то, что Бог признал чистым, Петр беспрекословно последовал за звавшими его. Пришедши к Корнилию, святой апостол возвестил ему, что единственное средство спасения есть вера в Иисуса Христа, и когда Петр проповедовал, Дух Святой сошел на всех слушавших слово. Верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа снизошел и на язычников.
Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго», и крестил Корнилия со всем домом его (Деян.10).
Обратившись ко Христу, Корнилий оставил дом свой и имение и последовал за Петром, который вскоре рукоположил его в сан епископа. После этого они вместе обходили много городов и селений, и Корнилий везде разделял с апостолом проповеднические труды. Встретившись в Ефесе с апостолом Тимофеем, они узнали, что в городе Скепсии особенно много идолопоклонников, и бросили жребий, кому туда следует отправиться для проповеди Евангелия. Выбор пал на Корнилия, который немедленно отправился в путь.
Начальником Скепсии был некто Димитрий, мудрец, усердный почитатель языческих богов, ненавидевший христианское благочестие. Узнав о Корнилии, Димитрий призвал его к себе и стал спрашивать, зачем он прибыл. Корнилий отвечал ему, что услышав о заблуждениях жителей города, пришел обратить их к истинному Богу. Димитрий разгневался и потребовал от Корнилия поклониться идолам, угрожая иначе предать мучениям, не щадя седин его. Как бы соглашаясь на это требование, Корнилий просил отвести его туда, где находятся языческие боги. Когда пришли в храм языческий, Корнилий пал на колени и молился Богу, чтобы посрамил идолов. После этого он вышел из храма, а за ним Димитрий и весь народ, в храме остались только жена начальника – Еванфия и сын его – Димитриан.
Вдруг началось землетрясение, и от идольского храма остались одни развалины. «Где же боги ваши?» – с кроткой улыбкой спросил Корнилий, когда присутствовавшие несколько успокоились от ужаса. Димитрий пришел в страшную ярость, назвал Корнилия волхвом и осудил его на лютые мучения. Так как солнце уже заходило, казнь отложили до утра, а пока правитель велел связать Корнилию руки и ноги и повесить его связанного в темнице.
Между тем один из рабов сообщил князю, что во время землетрясения в храме погибли жена его и сын. Известие это поразило Димитрия; он горько плакал, не находя никакого утешения; наконец, приказал разобрать развалины, чтобы найти хоть кости погибших. В это время пришел к нему начальник жрецов и сказал, что он слышал из развалин голоса жены и сына Димитрия, которые взывали о силе Бога христианского и умоляли привести Корнилия, по молитвам которого только и могут быть спасены.
Димитрий поспешил к темнице, в которой был заключен Корнилий. Прежде всего, он дал приказание развязать Корнилия, но Ангел Господень уже освободил его от уз. Припав к ногам праведника, Димитрий взывал, что велик Бог христианский, сохранивший в живых жену его и сына под развалинами, и обещал, если по молитвам Корнилия погребенные под развалинами будут освобождены, уверовать в христианского Бога со всем народом.
Корнилий пошел в сопровождении толпы народа к разрушенному капищу. По молитве его внезапно разверзлось место, где были жена и сын начальника, и они вышли из-под развалин здравы и невредимы. Все присутствовавшие воздали хвалу Богу. Тогда Димитрий с женой и сыном и со всем домом своим и еще множество народа приняли святое крещение.
Корнилий долго жил в Скепсии, утверждая в вере новообращенных и обращая ко Христу язычников. Сильно состарившись, Корнилий стал готовиться к кончине. Собрав верующих, он наставлял их в заповедях Закона Божия. Когда он так учил их, раздался голос с неба: «Корнилий, гряди ко Мне, ибо уготован тебе венец правды!» Пав на колени и горячо молясь Богу, чтобы укрепил остающееся сирым стадо Христово, Корнилий предал дух свой Богу. С неутешным плачем и глубокой скорбью христиане погребли честные мощи Корнилия.
Прошло много лет. На месте погребения Корнилия выросли трава и густой кустарник, и жители города забыли то место. Однажды пришел туда из Троады на епископство некто Силуан. И вот в сонном видении явился ему Корнилий и сказал, что в городе живет много христиан, но никто не навестит его. Проснувшись, Силуан недоумевал, кто бы мог быть явившийся ему во сне. В следующую ночь Корнилий опять явился епископу, открыл, кто он, указал место своего погребения и повелел создать там храм во имя его. На другой день Силуан с клиром и множеством народа пошли к указанному месту – и обрели нетленными честные мощи святого Корнилия. Теперь нужно было где-то взять средства на построение храма. Но святой Корнилий в сонном видении указал обратиться к богатому и благочестивому гражданину Евгению, который и сделал щедрое пожертвование. Когда храм был готов, туда перенесли честные мощи Корнилия. При этом когда христиане хотели взять на руки и нести ковчег с мощами, он поднялся никем не поддерживаемый, и двигался вперед по воздуху. Толпа народа, с изумлением и трепетом взирая на поразительное чудо, благоговейно следовала за ковчегом. Между тем ковчег, войдя в новосозданную церков, стал в алтаре на правой стороне.
Через некоторое время живописцу Енкратию поручили украсить внутренность церкви, построенной в честь святого Корнилия, священными изображениями и написать икону святого. Но сколько ни старался живописец, ему не удавалось написать икону. Оскорбился Енкратий на святого и стал произносить на него хульные слова. Как затем он стал подниматься по лестнице, вдруг оступился и, упав, страшно разбился. Только лежа на одре, близкий к смерти, понял он, что это было наказание Божие за хулу на святого. Но вот во сне явился ему сам Корнилий, взял его за руку и исцелил. Почувствовав себя здоровым, Енкратий поспешил в церковь и, припав к мощам святого Корнилия, молил простить содеянный грех. Теперь он уже без особого труда написал изображение угодника Божия, так как запомнил его образ в видении.