Преподобный Елеазар родился в городе Козельске в семье купцов Севрюковых. С детства он проявил склонность к монашеской жизни. Получив благословение родителей, вместе с братьями Романом и Михаилом он отправился в Соловецкий монастырь. Роман вскоре умер; Михаил покинул обитель и поселился в Сумском остроге; Елеазар остался и принял монашеский постриг от игумена Иринарха.
В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В конце 1614 года по благословению игумена Елеазар удалился на Анзерский остров для пустынножительства. Там молодой монах подвергался многочисленным тяжким искушениям от бесов, стремившихся изгнать подвижника с острова. Преподобный много молился и был удостоен явлений Божией Матери, укреплявшей его. Елеазар обменивал вырезанные им деревянные чаши у приходивших к острову на ладьях поморов на продукты.
Подвижник нашел пристанище в глубине острова, недалеко от озера, называемого Круглым. Здесь преподобный установил собственноручно вырезанный крест и устроил келью. Около 1616 года он встретился с отшельником иеромонахом Фирсом и принял от него постриг в схиму. Четыре следующих года Елеазар провел в подвигах пустынножительства: он принимал скудную пищу раз в неделю, умерщвлял плоть ношением вериг, занимался чтением и перепиской книг.
В конце 1619–начале 1620 года Елеазар переселился к узкому глубокому заливу, на две версты врезающемуся в Анзерский остров, позднее названному Троицкой губой. Рядом с ветхой церковью святителя Николая он построил себе келью и часовню. Постепенно вокруг Елеазара начала образовываться монашеская община. Для нее подвижник установил правила, как у «древних отец скитских»: отшельники жили в кельях, находившихся в версте друг от друга, подвизались в уединении, дважды в неделю собирались на общую молитву в часовне или в келье Елеазара.
Около 1635 года в скит к Елеазару пришел Никита Минин, принявший от него постриг с именем Никон (в 1652 году Никон стал Патриархом Московским и всея Руси). Никон прожил в скиту три года. Однажды, согласно житию, Елеазар имел видение, в котором на плечах Никона был омофор, и тем самым предрек ему будущее патриаршество.
Преподобный переписал для Анзерского скита ряд книг («от Божественных Писаний различные повести и три книги Цветника написал своей рукой уставом»), а также составил толкование на чин монашеского келейного правила.
О жизни Елеазара стало известно в Москве, он был вызван к царю Михаилу Федоровичу, опечаленному отсутствием у него наследника. Царь просил у пустынника молитв и Елеазар, согласно житию, предрек ему рождение сына.
В 1620 году соловецкий игумен Иринарх получил от матери царя инокини Марфы 100 рублей на строительство в скиту Елеазара деревянной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила Малеина. После рождения в 1629 году наследника Алексея Михайловича царь, считая это результатом молитв преподобного, 31 июля 1633 года даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное содержание, а в 1638 году отдал скит под охрану сумского воеводы.
В 1648 году Елеазар был вызван в Москву царем Алексеем Михайловичем, пожелавшем увидеть человека, который предрек его рождение. Царь подтвердил все привилегии Анзерского скита и дал указание построить в нем каменную церковь.
Патриарх Никон, несмотря на то что имел в прошлом конфликт с Елеазаром, став патриархом, направлял щедрые пожертвования в скит, а в 1654 году добился для него от царя увеличения казенного содержания.
Перед своей смертью Елеазар назначил игуменом скита своего ученика Никодима, причастился и 13 января 1656 года скончался. Святой был погребен в Троицкой церкви скита.
(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы. Выпуск № 5 (228), 24.01.2021).
1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
26 января
3 июня – Собор Карельских святых
3 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых
22 августа – Собор Соловецких святых
Отве́рг пло́ти тле́нная,/ нетле́нных потща́лся еси́ дости́гнути,/ и, ми́ра удали́вся,/ всели́лся еси́ в морски́й о́стров,/ и на нем усе́рдно мно́га ле́та Го́сподеви порабо́тал еси́,/ сего́ ра́ди и да́ры прозре́ния и чуде́с обогати́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Елеаза́ре.// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.
Я́ко лучу́ тя со́лнечную, Христо́с показа́, преподо́бне,/ сия́ющу во стране́ примо́рстей чуде́с благода́тию,/ уставля́еши бо пла́вающим тишину́ морску́ю, ве́рою моля́щимся тебе́ и вопию́щим:/ ра́дуйся, Елеаза́ре, о́тче наш,// страны́ Беломо́рския похвало́ и утвержде́ние.
О, преподо́бне о́тче наш Елеаза́ре, Богоизбра́нный нача́льниче и основа́телю безмо́лвнаго и́ноческаго жития́ в пусты́ни А́нзерстей, дарова́нной ти ми́лостию царе́вою, су́щия ра́ди в тебе́ благода́ти проро́ческия. Мо́лим тя мы, смире́ннии и недосто́йнии, испроси́, уго́дниче Бо́жий, у Вседержи́теля Бо́га, в Тро́ице покланя́емаго, Ему́же в дерзнове́нии предстои́ши с ли́ки святы́х, да да́рует стране́ на́шей мир и утвержде́ние, на враги́ побе́ду и одоле́ние, церква́м благостоя́ние и всем лю́дем тишину́, и благоде́нствие, и изоби́лие плодо́в земны́х. Угаси́ моли́твами твои́ми разжже́нныя на ны стре́лы диа́вольския, да не прико́снется нам зло́ба грехо́вная, да, благоче́стно сконча́вше вре́менное житие́, сподо́бимся насле́довати Ца́рствие Небе́сное и ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ЕЛЕАЗАРУ АНЗЕРСКОМУ, СОЛОВЕЦКОМУ ЧУДОТВОРЦУ