Икона Божией Матери, именуемая «Беседная», называется так потому, что на ней изображены Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием (по прозванию Юрыш).
Иконография чудотворного образа «Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу» связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» рассказывается о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, третьего по счету деревянного храма на реке Тихвинке, где явилась икона.
Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение и возвращаясь обратно, в 3-х верстах от храма он увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке, и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской церкви поставили не железный, а деревянный крест. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и опустил на землю без всякого вреда для него. После такого знамения был водружен деревянный крест.
На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца, а из бревна, на котором сидела Богородица, сделан крест.
Через семь лет по освящению Успенского храма в 1390 году он сгорел от непогашенной свечи, но чудотворная Тихвинская икона невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте можжевельника. Одновременно сгорела и часовня, выстроенная на месте явления Богоматери пономарю Георгию, но крест, также как икона, был невидимой силой вынесен из огня и найден в кусте можжевельника.
На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но через пять лет в одно время загорелись и церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены.
В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Через 105 лет часовня загорелась, но пожар был погашен, а чудный крест спасен от огня; церковь вся сгорела, икону Богоматери священники вынесли из пожарища.
В 1515 году, по повелению великого князя Василия III Иоанновича, на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы и святителя Николая была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца монастырь.
Сначала сюжет о явлении Богородицы Юрышу изображался на иконах Тихвинской Богоматери с клеймами сказания, а с XVII века получил распространение как самостоятельная композиция. Иконография сюжета Беседной иконы точно отражает «Сказание». Пресвятая Богородица изображена сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом листьями или цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Перед Богородицей - святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Георгий.
В обители чтилась Беседная икона древнего письма, изображающая Божию Матерь и святителя Николая Мирликийского, беседующих с пономарем Георгием. В монастырской часовне хранились чтимый крест и икона Господа Саваофа, написанная на доске из колоды, на которой сидела Божия Матерь при явлении Георгию. В 1931 году Николо-Беседный монастырь был закрыт, а в послевоенное время монастырские строения были стерты с лица земли. Вместе с ними исчез и крест (главная святыня монастыря), сделанный из поваленной сосны, на которой, по преданию, восседала Царица Небесная в момент явления пономарю Георгию.
В 2007 году в г. Тихвине на месте, где был монастырь, установлен памятный крест и возведена Николо-Беседная часовня.
О, Пресвятая Владычице Богородице, небесе и земли Царице! Призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да оградит ны свыше силою Своею, еже навсегда сохраненным быти от всех искушений вражиих и прелестей бесовских. Ты, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, якоже иногда всю Российскую страну удивила еси преславным по воздуху пречестныя Твоея со Предвечным Младенцем иконы хождением, и святым тоя посещением града Тихвина, место же сие пустынно сущее, истинным самосошествием и пречудным Твоим со святителем Николаем явлением возвеличила еси, тако и ныне, о Всеблагая Мати Бога Вышняго, сподобивши ны невидимыя Твоея благодати ко приятию, покрый ны всеблагим Твоим покровом. И якоже древле в богоизбранном пустыни сея месте богоугоднаго и благоговейнаго мужа Божественный зрак неизреченнаго сияния Твоего видети удостоивши, милостиво к тому возглагола еси, тако и ныне благосердыма очима Твоима, о Всепетая Богомати, со обычною Ти любовию воззревши на ны и на всех усердно молящихся и умильно просящих Твоея всесильныя помощи и заступления, буди Всеблагая спасения душ и телес наших Ходатаица пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего. Спаси убо, о Пресвятая Дево Богородительнице, обитель сию и весь род христианский, и вся с верою приходящия и преклоняющияся пречестному Кресту Чудотворному, егоже вещество Сама освятила еси, и Пречистей иконе явления Твоего, славящия же Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивное со святым Николаем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.