Святой пророк Михей был шестым из 12 малых пророков и происходил из колена Иудина. Имя Михей в переводе с еврейского означает «кто, как Бог?» – выражение превосходства Бога в высшей степени над миром тварным.
Пророк Михей возвещал волю Божию при царях иудейских Иоанафане, Ахазе и праведном Езекии (740–695 гг. до Рождества Христова), был современником пророков Осии, Амоса, Исаии и назывался Морасфитянином. Это наименование было получено им по месту его родины – города Морасфи, который упоминается в Библии как Морешеф-Геф (Мих.1:14) и находился к югу от Иерусалима близ города Елевферополя.
Хотя Михей был пророком иудейского царства, но многие его пророчества относятся к царству израильскому. Он смотрел на оба эти царства как на единое потомство патриарха Иакова и не был равнодушен к их судьбам. Пророчества, содержащиеся в книге Михея, были произносимы святым пророком в разное время, но, главным образом, при царе Езекии.
Обличая единоплеменников в их пороках, в принятии нечестивых языческих обычаев, в идолопоклонстве и забвении ими истинного Бога, пророк Михей грозил им судом Божиим и будущими бедствиями. Язык его обличений и пророчеств отличается простотой, прямотой и образностью выражений, он выражает глубокую скорбь о «жестоковыйности» израильского народа и его бедствиях в будущем.
Книга пророка Михея начинается возвещением о разрушении Самарии за ее идолопоклонство. Затем пророк обращается с такой же угрозой и к Иерусалиму за нечестие иудеев, а также преступления вельмож, князей и судей. «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершаются утром на рассвете, потому что есть в руке их сила» (Мих.2:1).
Пророк Михей обличает лжепророков, вводящих народ в заблуждение и из корыстных целей льстящих ему. Он произносит над нечестивыми грозный Божий суд: «Посему за вас Сион распахан будет, как поле, и Иерусалим будет грудой развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:12).
Самария и Израиль еще при жизни пророка Михея закончили свое существование при нашествии царя ассирийского Сеннахерима, жители их уведены были в плен в 722 году до Рождества Христова, земля их была опустошена, и города превратились в груды развалин.
Пророк Михей утешает жителей Иерусалима, чтобы они не впали в отчаяние от предстоящей подобной участи пророчествованием о возвышении священной горы Сионской и грядущем мире. «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» (Мих.4:1). Здесь, по мнению многих святых отцов, кроме исторического пророчества о возвращении иудеев из Вавилонского плена предсказывается распространение Евангельской проповеди среди евреев и язычников. «И пойдут многие народы, и скажут: приидите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева... ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» (Мих.4:2).
Пророку Михею принадлежит радостное предвещение о рождении Мессии – Иисуса Христа, Сына Божия, для прославления имени Божия и во исполнение всех обетований его: «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2).
Пророк назидает свой народ, призывая его к следованию путем добродетели: «О человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
Возглашая неизреченную любовь и милосердие к впадающим в грех и немощным людям, пророк Михей как бы указывает на сущность своего имени: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Своего» (Мих.7:18).
Святой пророк Михей совершал пророческое служение около 50 лет; преставился он в глубокой старости около 695 года до Рождества Христова, о чем узнаем из книги пророка Иеремии, который так же пророчествовал Иерусалиму скорые бедствия и Вавилонский плен: «И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского... Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим» (Иер.26:18–20).
Мощи святого пророка Михея были обретены в IV веке по Рождестве Христовом вместе с мощами пророка Аввакума епископом Елевферопольским Зевином близ Елевферополя во время царствования византийского императора святого Феодосия Великого (379–395).
См. также: "Память святого пророка Михея" в изложении свт. Димитрия Ростовского.