В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос, распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с Креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду недалеко от места распятия. Там же на Голгофе иудеи зарыли в землю Крест Господень и кресты, на которых были распяты два разбойника, сохранив это место в тайне. Через семьдесят лет Иерусалим был до основания разрушен римлянами. Императоры-язычникм поставили своей целью полностью уничтожить в памяти людей воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. На этом святом месте они повелели насыпать искусственный холм и поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.
Лишь в начале IV века великая христианская святыня была вновь обретена. Это произошло при равноапостольном Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившим гонения на христиан. Святой Константин, одержавший в трех вонах победу над врагами при помощи Господа, явившему ему на небе Свое знамение – звездный Крест, горячо желал отыскать подлинный Крест, на котором был распят Спаситель. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – равноапостольную царицу Елену. Несмотря на свой возраст, святая старица с воодушевлением взялась за исполнение этого поручения, но долгое время ее поиски были безрезультатными – никто не знал местонахождения Животворящего Креста. Наконец, как гласит предание, ей указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который якобы знал место захоронения. Он вначале отказывался что–либо говорить и лишь после долгих уговоров открыл место, где, как он слышал, были захоронены кресты. Патриарх Макарий благословил копать на указанном месте и действительно здесь, на большой глубине были обнаружены три креста. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий предложил возложить поочередно все три креста на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда возлагали первые два креста, ничего не изменилось, но когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом все убедились, что найден Животворящий Крест Христов. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять (воздвигнуть) Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью Кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.
Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.
И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь. И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?..
Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.
Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — двунадесятый праздник.
День предпразднства – 26 сентября, отдание праздника — 4 октября.