Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/28 июня. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420)

28 июня. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420)

← Предыдущая Следующая →
28 июня. Преподобного Иеронима Блаженного, Стридонского (420)

Преподобный Иероним Стридонский принадлежит к числу святых отцов и учителей Древней Церкви, наряду с такими западными святыми отцами, как святители Амвросий, епископ Медиоланский, блаженный Августин, епископ Иппонийский, и Григорий Великий. По обильному стяжанию блаженств, указанных во святом Евангелии, за преподобным Иеронимом утвердилось также именование «блаженного».

Родился блаженный Иероним в Стридоне, городке, находившемся на границе Далмации и Паннонии, в 331 году, в благочестивом христианском семействе. Начальное образование он получил дома, а затем был отправлен родителями в Рим, где изучал риторику, диалектику, философию, грамматику и классическую литературу. Светские науки не удовлетворили пытливого ума юноши, и он через некоторое время занялся изучением Священного Писания и творений святых отцов и учителей Церкви.

Когда юноше было около 20 лет, он принял Святое Крещение, и с того времени стал ревностно исполнять заповеди Божии, часто ходил в храм Божий, посещал знаменитые римские катакомбы, а также пещеры подвижников. «Вместе со своими товарищами сверстниками, – вспоминал он, – я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли». Для пополнения своих знаний блаженный Иероним предпринял путешествие в Галлию, которая славилась в то время своими учебными заведениями.

Когда он вернулся в родной город Стридон, то родителей уже в живых не застал. У святого Иеронима пробудилось желание принять монашество и всецело посвятить себя Богу. Быть монахом в городе, где его хорошо знали, среди родных и знакомых он не хотел. В 371 году блаженный Иероним приехал в Рим, но оставался там недолго: шумная жизнь столицы тяготила его, ему хотелось тишины и уединения. Блаженный Иероним решил отправиться на Восток, где думал найти уединение и встретить истинных подвижников.

В 372 году блаженный Иероним удалился в суровую сирийскую пустыню Халкис. Здесь он вел строгую подвижническую жизнь. Главным занятием его стало изучение Священного Писания. Для этого блаженный Иероним изучил еврейский язык. Из места своих уединенных подвигов он нередко писал письма своим друзьям на Запад, знакомил их с монашеской жизнью Востока, со своими занятиями. В сирийской пустыне его постигла тяжелая болезнь, и это обстоятельство заставило блаженного Иеронима покинуть обитель и отправиться в Антиохию. Епископ Антиохийский Павлин (362–388) посвятил его в сан пресвитера.

Слава о необыкновенной учености и редких добродетелях святого Григория, епископа Константинопольского, с которым общая молва соединяла имя Богослова, привлекла внимание блаженного Иеронима. В 380 году он посетил Константинополь, где слушал уроки святого Григория Богослова, а также беседовал со святителем Григорием Нисским. В конце 381 года блаженный Иероним по приглашению Папы Римского Дамаса I (366–384) отправился в Рим, где был им благосклонно встречен.

В Риме он продолжал ученые труды, занимаясь сличением латинского текста Священного Писания с текстами греческих подлинников. Святой Папа Дамас I, также занимавшийся изучением Священного Писания, приблизил его к себе. Но после трехлетнего пребывания в Риме блаженный Иероним вынужден был покинуть этот город, так как его обличения нравов изнеженного римского общества вызвали козни недоброжелателей.

Блаженный Иероним со своими друзьями отправился в Палестину, совершил путешествие по святым местам Сирии и Египта. В 387 году он прибыл в Вифлеем, где поселился в тесной пещере и основал обитель, в которой протекли последние 33 года его жизни. Это был период расцвета его творческой деятельности. Блаженный Иероним совершил здесь перевод Священного Писания на латинский язык и написал толкования на Новый Завет, изучив для этого еврейский и халдейский языки.

С глубокой скорбью переживал блаженный Иероним падение любимого им города Рима, завоеванного готами в 410 году. В 411 году его постигло новое испытание – набег диких бедуинов-арабов. Лишь по милости Божией основанный им монастырь был спасен от полного разорения.

Слава об обширной учености и высоком благочестии блаженного Иеронима огласила Римскую империю. К смиренному вифлеемскому отшельнику начали обращаться люди всякого звания с просьбами о духовной помощи. Блаженный старец, умудренный опытом жизни, не затруднялся ответом на просьбы нуждающихся.

На 89 году жизни, окруженный общим уважением и почетом, блаженный Иероним мирно преставился ко Господу. Датой его смерти считается 419 или 420 год, 30 сентября. Мощи святого Иеронима были в 642 году перенесены из Вифлеема в Рим и положены в храме Богоматери в Маджиоре. Десница святого поныне хранится в Риме, в храме его имени.

Блаженный Иероним оставил весьма обширное богословское наследие. Его заслуги в области богословия, церковной истории и библиологии громадны. Эпистолярное наследие блаженного Иеронима составляет ценный и плодоносный источник для уяснения принципов христианской нравственности. Главным его творческим подвигом был сделанный заново перевод на латинский язык книг Ветхого и Нового Завета. Этот перевод под названием «Вульгата» вошел во всеобщее употребление в Западной Церкви. Многие отцы и учители Церкви оставили о сочинениях блаженного Иеронима, о его образе жизни и благочестии очень высокие отзывы.

Труды блаженного Иеронима в переводе на русский язык изданы Киевской Духовной Академией. Служба преподобному Иерониму происходит из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне.

См. также: "Житие блаженного Иеронима" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Блаженному Иерониму Стридонскому

Тропарь, глас 3

Вели́ка име́ет тя предста́теля, Богому́дре,/ правосла́вных собра́ние,/ я́коже у́бо преподо́бных еси́ собесе́дник/ и Боже́ственныя прему́дрости соприча́стник,/ та́ко, пречу́дне Иерони́ме,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

В преподо́бных преподо́бнейшаго и в блаже́нных блаже́ннейшаго учи́теля,/ пе́сньми восхва́лим Иерони́ма достохва́льнаго,/ ве́рных наста́вника и засту́пника, любо́вию тому́ зову́ще:// ра́дуйся, о́тче Богому́дре.

Молитва

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Иерони́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена