Святительское служение Михаила, первого митрополита Киевского, тесно связано с просветительской деятельностью святого равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15 июля). В 988 году, вскоре после своего крещения, святой Владимир призвал из Корсуни (ныне Херсонес) греческих священнослужителей для повсеместного учреждения в России православной веры. В их числе прибыл в Киев и святитель Михаил, он привез святые иконы и богослужебные книги, церковную утварь, святые мощи угодников Божиих. За несколько лет служения митрополита Киевского в русских градах и весях было воздвигнуто множество храмов и основано несколько монастырей. Летопись повествует, что в эти годы «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Одна из главных забот святого князя Владимира и святителя Михаила состояла в устроении школ. В той же летописи говорится, как они «начали отцов и матерей брать молодых людей и отдавать в училище учиться грамоте».
Евангельское благовестие первого митрополита Киевского простиралось далеко за пределы Киева: Переславль, Чернигов, Белгород, Владимир Волынский, Новгород и Ростов Великий – вот неполный список городов, в которых открывались по благословению святителя Михаила православные храмы. Не без помощи святителя равноапостольный князь Владимир крестил четырех болгарских князей и одного печенежского, отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским булгарам-магометанам.
Из многих воздвигнутых в Киеве храмов самым большим был Десятинный – в честь Пресвятой Богородицы. Он был украшен иконами, крестами и утварью, привезенными святителем Михаилом из Корсуни. В этот храм при святом Владимире был перенесен гроб с мощами святой равноапостольной княгини Ольги († 969; память 11 июля). Здесь же был погребен первый Киевский митрополит, преставившийся ко Господу 15 июня 992 года. Около 1103 года, при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь. Его первосвятительство на Киевской кафедре оставило добрую память: в синодиках Киевского и Новгородского Софийских соборов он навечно записан как «первоначальник» Русской Церкви.
См. также: "Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
28 июня
13 октября – перенесение мощей
Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися:/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися./ И и́же неве́рием обветша́вшии/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язы́к свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Влады́це Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.
Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от египе́тскаго идолослуже́ния/ в зе́млю проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че Лива́на/ плод пита́ющ ми́ра всего́./ От него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.
Святы́й вели́кий и пресла́вный архипа́стырю и о́тче нaш Михаи́ле, страны́ Ру́сския первопресто́льниче и просвети́телю, всех же племе́н христиа́нских благонаде́жный пред Бо́гом хода́таю, тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам бы́ти твоея́ к Бо́гу любве́ подража́телем, е́ю же в земне́м животе́ твое́м преиспо́лнен был еси́. Просвети́ умы́ и сердца́ на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния. Научи́ нас тебе́ после́довати ве́рно и за́поведи Госпо́дни усе́рдно твори́ти, да яви́мся ча́да твоя́ не и́менем то́кмо, но и всем житие́м, та́ко позна́емся. Мо́лися, равноапо́стольно иера́рше, о Це́ркви Ру́сской, о гра́де твое́м и оби́тели, в ней же нетле́нно мо́щи твоя́ святы́я почива́ют, и о всем Оте́честве на́шем, при́зри ми́лостивно на вся ве́рныя твоя́ чти́тели, по́мощи твоея́ и́щущия: бу́ди всем в боле́знех цели́тель, в ско́рбех и печа́лех уте́шитель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный засту́пник и покрови́тель, да твое́ю по́мощию сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние получи́ти и Ца́рствие Христо́во насле́довати. Ей, святи́телю Христо́в, а́ще восхо́щеши мо́жеши помощи́ нам, да на по́мощь твою́ упова́юще, просла́вим Ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
I. Святитель Михаил, память коего празднуется ныне, был достойным преемником подвигов и благочестия великих архипастырей восточных, которые были преемниками власти и духа апостольского, – он пришел к нам из Греции с апостольскою ревностью, с духом пастырской любви и мудрости, воодушевлявшим древних святителей восточных.
Первым делом первого архипастыря Киевского было крещение двенадцати сыновей святого князя Владимира и всего народа Киевского; потом святитель с отеческою кротостью и любовью заботился об утверждении веры новообратившихся и о распространении веры между неверными сынами земли русской. Усердно строил храмы в Киеве и других городах и весях; поставлял и наставлял пресвитеров; избирая опытных наставников, поручал им воспитание и образование детей, убеждая научать их с кротостью особенно страху Божию, благонравию и целомудрию.
Но великий светильник Церкви Русской просиял далече светом благих дел своих, – не в одном граде Киеве. Святитель Михаил предпринял трудное путешествие в Новгород, и потом посетил землю ростовскую, просветив многих неверных верою Христовою, пронося всюду живоносные глаголы Евангелия Христова, действенным словом Божиим разгоняя тьму идолослужения и нечестия. Подобно солнцу обходил он землю русскую, просвещая, утешая и укрепляя верующих отеческими беседами и молитвенным ходатайством пред Господом Богом. И во всю жизнь свою святитель Михаил являл себя ревностным и вместе кротким и смиренным пастырем, неутомимым служителем церкви Христовой, постоянно прилагавшим труды к трудам, – благосердым отцом своих пасомых.
Пастырская доблесть его засвидетельствована была по блаженном его отшествии ко Господу, когда все его пасомые и, первее всех, святой Владимир неутешно оплакивали кончину архипастыря и отца – великого светильника земли русской «Мног плач и рыдание граду Киеву его отшествием к Богу сотворися». – Наконец святость жизни его была открыта для всего мира Самим Богом, через явление его нетленных мощей, покоящихся в Киево-Печерской лавре, которым и мы, отдаленные потомки первых его слушателей и пасомых, благочестно поклоняемся.
II. Настоящее празднество в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского, первого архипастыря Всероссийского, напоминает нам, братия, величайшую милость Божию к нашим предкам и каждому из нас, т.е. дарование нашему отечеству православной веры, обращение наших предков ко Христу через Православную Церковь Восточную, и вместе с сим наш первый долг к святой вере – твердо и непоколебимо держаться ее до последней минуты нашей жизни.
Обратим благоговейное внимание на веру, дарованную нам Господом, и мы ясно увидим, что это подлинно величайшая милость, принесшая с собою бесчисленные другие милости Божии, – драгоценнейший дар, за который мы обязаны любвеобильному Спасителю вечною благодарностью.
а) Долго предки наши жили во тьме идолопоклонства, в неведении истинного Бога Спасителя; долго пребывали в духовной бедности, отчужденные от сокровищ жизни Божией, блуждая вне Святой Церкви Христовой, которая есть единственный ковчег спасения для падшего человека, единственное тихое пристанище для всех людей, обуреваемых волнами житейскими. Наконец, настало время, прореченное святым апостолом Андреем, пришел день спасения для земли Русской когда Святое Евангелие Христово, светлейшее солнца, озарило небесным светом землю Русскую, обогатило ее неоцененными сокровищами и неисчислимыми благами, приобретенными для рода человеческого пострадавшим Спасителем нашим. Веруем, и по мере веры уразумеваем, а по мере веры и уразумения исповедуем, что предкам нашим спасительно было принять веру именно в то, а не другое время, от православной церкви греческой, а не от другого какого-либо общества. В обыкновенной жизни случается, что мать, еще нося во чреве дитя, заранее приготовляет все необходимое для жизни и покоя будущего семьянина, все, что только может изобрести ее материнская любовь: так и матерь нашей церкви – Православная Церковь Восточная, по силе живущего в ней Духа Святого, приготовила все для юной дщери своей. Там вера Христова, насажденная святыми апостолами, всегда сохранялась во всей чистоте и неприкосновенности – непоколебимо утверждена была Вселенскими Соборами, ограждена спасительными установлениями мудрых пастырей и благочестивых царей, объяснена и изложена в богомудрых писаниях святых и богоносных отцов.
Там истина и святость Евангелия, сладость и животворность веры Христовой, были запечатлены кровью бесчисленного сонма мучеников и исповедников, испытаны и засвидетельствованы множеством подвижников – вольных мучеников царствия ради небесного. Там вера перешла через огонь испытания, искушена в горниле лютейших несчастий и гонений и чудесно сохранилась среди бурь и треволнений.
Там священное богослужение – это боголепное облачение и светлое украшение веры, богослужение, служащее необходимым средством к укреплению и умножению веры и любви, составляющее сладостнейшую пищу для благочестивой души, приведено в стройный чин, украшено благолепными обрядами и умилительными песнопениями. И эту-то веру удостоились принять блаженные предки наши и передали нам – потомкам своим. Этим-то богослужением пленились предки наши так, что некоторые из них, находясь в первый раз в греческом храме, подумали, что они на небе, в светлых обителях небесного царствия, и завещали нам любить это благолепное служение Богу-Спасителю! Эта-то вера и доселе сияет в земле Русской и озаряет всех верных сынов церкви и отечества! – Это-то богослужение доселе питает и утешает сердца всех скорбящих и жаждущих спасения и жизни вечной. Да будет же за все это слава и благодарение Господу, обогатившему землю Русскую Своим неоцененным сокровищем!
б) Что же делать нам, православные, при такой благости к нам Господа? Чем благодарить Его за Его милости, в которых – основание нашего временного благополучия и залог вечного спасения? Прежде и больше всего мы должны всячески хранить драгоценный дар, принесенный нашим предкам святителем Михаилом и неуклонно держаться правого исповедания веры. Да скажет каждый из нас самому себе: «держи, еже приял, до последняго твоего издыхания», с благодарностью и благоговением храни драгоценное сокровище, дарованное тебе милосердым Отцом Небесным единственно вследствие страданий Единородного Сына Своего! Евангелие Христово да будет единственным светильником нашей жизни, руководством для ума, пищею для сердца. Мы будем безответны перед Богом, если среди обильного света небесного захотим остаться во мраке; если среди моря благ духовных будем в жажде и алчбе; если и в раю Божием – в Святой Церкви Христовой – станем искать запрещенных плодов суемудрия и нечестия, извращая заповеди и уставы церковные, переданные нам блаженными предками нашими. Мы будем постыжены на суде Божием самими неверными, которые обличат нас в неразумии и неблагодарности пред Богом – Спасителем и Благодетелем; самые святые ходатаи наши не защитят нас пред правосудием Божиим: самое священное Имя «православный», которым мы привыкли украшать себя и все народное, послужит к нашему осуждению. «Вас точiю познах от всех племен», скажет нам Господь, «сего ради отмщу на вас вся грехи ваша» (Амос. 3, 2).
III. Да храним же сокровище небесное – святую веру в чистоте совести и непорочности сердца, подобно благочестивым предкам нашим! Будем всегда дорожить им, подобно человеку, который, нашедши сокровище, скрытое на поле, от радости пошел, продал все, что имел, и купил то поле с сокровищем; подобно благоразумному купцу, который, нашедши драгоценный бисер, пошел, продал все, что имел, и купил тот бисер (Мат. 13, 44–46). В деле хранения веры да поможет нам Сам Господь, даровавший веру, – да помогут все святые угодники Божии и присноублажаемый нами святитель Христов Михаил, выну ходатайствующий о нас перед великим Архиереем – Господом нашим Иисусом Христом.