РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ начинается 28 ноября, на следующий день после чествования памяти святого апостола Филиппа, поэтому носит еще название – «Филиппов пост», и длится сорок дней. Длительным постом верующие готовятся к встрече одного из главнейших праздников - Рождества Христова. Последний день поста – 6 января называется Рождественским сочельником.
Пост - это совокупный подвиг внешнего, телесного воздержания (от скоромной пищи, от супружеской близости, от развлечений) и внутреннего, душевного - от рассеянности, суеты, многословия, осуждения и т.п.
В Православной Церкви существует четыре многодневных поста. Каждый имеет свою историю, но все эти посты, так или иначе, упоминаются с древних времен. Пост предварял значимые события в жизни праведников. Например, Моисей, прежде чем получить от Бога 10 заповедей на горе Синай, постился в течение 40 суток.
Христианский пост установлен в подражание Господу Иисусу Христу. Перед тем, как выйти к людям с проповедью, Он также постился 40 дней и ночей, проведя все это время в пустыне. Посты практиковались с самого возникновения христианской церкви. Неоднократные упоминания о постах содержатся в книге Деяний апостолов. Во всех случаях посты предусмотрены Церковью в целях духовного совершенствования и означают воздержание в самом широком смысле.
По учению Святых отцов, пост сам по себе не может спасти тех, кто его соблюдает. С христианской точки зрения, любые самоограничения могут принести пользу душе только тогда, когда они сопровождаются молитвой и добрыми делами.
Иисус Христос, осудив ложное соблюдение поста, сказал: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися”. Истинное исполнение поста проявляется в чистосердечном осуждении и покаянии своих собственных грехов перед Господом. Ведь во время искреннего покаяния человек превозмогает свой эгоизм, побеждает свою гордыню, критически переосмысливает свою жизнь и открывает своё сердце Богу. Поскольку пост при желании и доброй воле человека ведет к очищению души, он воспринимается в православии как радость.
Изречения Святых Отцов Церкви о посте
Свт. Иоанн Златоуст:
«...Господь, как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте».
«...Добро пожаловать <пост>, о, матерь благ и добродетелей, исполни нас небесного благоухания, открой нам рай евангельской жизни, дай насладиться духовными плодами воздержания, укрась нас венцом целомудрия, очисти жизнь нашу от скверны, уврачуй души, изъязвленные похотью, потуши страсти, распаляемые вином, обуздай лихорадочные припадки уныния, упраздни диавольские зрелища, положи конец этому бешенству, прекрати это бесчеловечное зверонравное делание, запрети ветрам нечистых духов, введи постящихся в порядок жизни бестелесных, покажи почтенную седину старца, взборозди нашу ниву плугом воздержания, образумь мужей, погрязших в распутстве, укрась жен, подвизающихся в целомудрии, вдохнови юношей к жизни ангельской!».
«Ведь невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились уврачевать себя постом».
«Обратись к жизни праведных и найдешь, что они прославились больше всего через пост».
«Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу..».
«Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу нашу от тяжести грехов и легким делает бремя заповедей Христовых».
«Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания, а те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание, предупреждает увлечение вином и головные боли; при нем (у человека) и вид хороший, и взор веселый».
«Пост обращает в бегство демонов, разрушает власть диавола, особенно если пост имеет союзницей своей и молитву...»
«...Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается и не подавляется гибельным бременем удовольствий»..
Прп. Симеон Новый Богослов:
«Пост, как врач душ наших: у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова, а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому и свои собственные рассматривать грехи и недостатки».
Свт. Василий Великий:
«Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни».
«Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».
«Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи...».