Преполовение Пятидесятницы – малый господский праздник, совершаемый в среду четвертой седмицы по Пасхе, отмечается через 25 дней после Светлого Христова Воскресения. Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день.
Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней, начиная со среды 4-й седмицы по Пасхе (в 2022 г. - 18 мая) и заканчивая средой 5-й седмицы по Пасхе (в 2022 г. – 25 мая).
Находясь между днем Пасхи и днём Святой Троицы, праздник Преполовения Пятидесятницы служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами, напоминая о приближении праздника Вознесения Господня (сороковой день после Пасхи) и праздника Пятидесятницы (день Святой Троицы – пятидесятый день после Пасхи).
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники. Молясь «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает в день Преполовения малое освящение воды. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Преполовения Пятидесятницы
Тропарь, глас 8
Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Митрополит Макарий (Булгаков)
(Речь на Преполовение Пятидесятницы, сказанная в Предтеченской церкви архиерейского дома 16-го апреля 1858 года)
«Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Иоан. 7, 37).
Не о телесной жажде говорил Христос и не о чувственной воде. Нет, Он говорил о жажде душ наших и о благодати Святого Духа, «егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Иоан. 7, 39). Так, братие мои, кроме телесной жажды, есть в нас и жажда духовная, и сколько для тела необходимы пища, питие, воздух, столько для души необходима благодать, которая одна служит для нее и пищею, и питием, и воздухом, заменяет все жизненные стихии. Как утолять телесную жажду, все мы знаем; но как утолять жажду нашей души, как напоять душу водами Святого Духа, едва ли знаем все. А потому речь об этом и ныне, когда каждый из нас взывает с Церковью ко Господу: «преполовившуся празднику, жаждущую мою душу благочестия напой водами», без сомнения, не будет излишней.
С того времени, как мы родились водою и духом, облеклись во Христа и получили право именовать Бога своим Отцом, самое удобное и общедоступное средство для утоления нашей духовной жажды есть молитва к нашему Отцу Небесному. «Аще вы зли суще», сказал Спаситель, «умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11, 13). «Просите» только с верою и в силу заслуг Иисуса Христа, «и дастся вам» (Лук. 11, 9). Если в чем может отказать нам Отец Небесный, то в благодати Духа Святого, необходимой для нашего вечного спасения, не откажет никогда. Каждый день мы утоляем жажду нашего тела и не раз, а несколько раз: каждый день и несколько раз мы можем и должны утолять жажду души нашей чрез усердную молитву к Богу о ниспослании нам даров благодати.
Другое, не менее удобное, средство для той же цели есть чтение Слова Божия. Священные книги наши написаны людьми – пророками и апостолами, но написаны по вдохновению Духа Святого. Потому самые глаголы, изложенные в этих книгах, «дух суть и живот суть» (Иоан. 6, 63). И читая их с живою верою, усвояя их, мы естественно исполняемся Духом, освежаемся веянием Его благодати. Если о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, по свидетельству Спасителя, жив будет человек (Матф. 4, 4): то тем более бесчисленное множество глаголов Божиих, соединенных для нас в Божественном откровении, в состоянии всегда и напитать, и напоить, и оживотворить наши души. Чтением Священного Писания для утоления нашей духовной жажды мы можем пользоваться так же часто и ежедневно, как и молитвою к Богу.
Есть и еще средство важнейшее и чрезвычайное, для утоления всего нашего существа: это приобщение святейшему и животворящему Таинству Евхаристии. «Ядый Мою плоть», сказал Господь, «и пияй Мою кровь имать живот вечный: плоть бо Моя истинно есть брашно и кровь Моя истинно есть пиво» (Иоан. 6, 54–55). Вкушая плоть и кровь нашего Спасителя, который и Сам исполнен благодати (Иоан. 1, 14) – и стяжал ее Своими заслугами для нас, мы вкушаем из самого источника благодати и «от исполнения Его вси прияхом» даже «благодать возблагодать» (Иоан. 1, 16). Этим чрезвычайным средством для напоения себя водами благочестия мы не можем пользоваться так постоянно, как молитвою и чтением Слова Божия: потому что Таинство Евхаристии требует всегда с нашей стороны достойного, предварительного приготовления. Но мы должны заботиться о том, чтобы, как можно чаще, приготовлять себя к святейшему Таинству и напояться через него струями небесной жизни.
Наконец, к числу средств для утоления нашей духовной жажды надобно отнести и вкушение от воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое будет совершаться и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу Небесному, чтобы Он освятил естество вод наитием Святого Духа, и чрез погружение в воду святого Животворящего Креста, которым стяжал для нас Христос все духовные дарования, вода действительно освятится благодатью. А потому кто будет вкушать с верою от этой освященной воды, тот, утоляя свою телесную жажду естественною водою, невидимо будет напоять вместе и свою душу благодатью Святого Духа, как бы соединившеюся с водою.
Таким образом, братие, мы отнюдь не вправе жаловаться, чтобы у нас мало было средств к утолению нашей духовной жажды, или чтобы они были малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно.
Только будем помнить, что при этом с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие – живая вера.
Молимся ли мы Отцу Небесному о даровании нам Святого Духа, читаем ли Слово Божие, приступаем ли к Таинству Евхаристии, вкушаем ли от воды освященной, – мы непременно должны быть верующими: только вера отверзает нашу душу для принятия благодатных влияний Святого Духа, а без веры она остается как бы заключенною.
В этом-то смысле и сказал Спаситель: «веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Иоан. 6, 35).