Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/3 июля. Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312)

3 июля. Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312)

← Предыдущая Следующая →
3 июля. Священномученика Мефодия, епископа Патарского (312)

Священномученик Мефодий, епископ Патарский (Ликийская область в Малой Азии), отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Память его совершается 20 июня.

Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых.

Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского

Угодник Божий Мефодий, с юных лет предавший себя на служение Господу, явился честным сосудом, приявшим Святого Духа; за это, по избранию божественному, он сподобился епископского достоинства, став архипастырем словесных овец города Патары, в Ликийской области. Святой Мефодий руководил свое словесное стадо с богоугодным тщанием, направляя его к совершенству кроткими поучениями. Во дни епископства святого Мефодия возникла Оригенова ересь, обольщавшая многих; видя ее возрастание, святой Мефодий, как пастырь выдающийся, точно огнем попалял ересь своими обличениями, – учением, исполненным мудрости и Божественной благодати, он истребил нависшую над верными еретическую мглу. Его боговдохновенные наставления облистали вселенную подобно молнии и как звук разумной трубы по всей земле раздался голос его поучений.

Поэтому невидимый враг был не в состоянии выносить той ревности, какою одушевлен был святой Мефодий в своих великих трудах, подъемлемых ради благочестия, ради Церкви Христовой; он вооружил против святого епископа своих видимых слуг, – язычников, поклоняющихся идолам; по его наущению язычники вознамерились предать мучительной смерти служителя Божия, еще прежде страданий облекшегося в «живоносное умерщвление». Схватив святителя Христова, язычники отсекли ему мечом честную главу. И перешел святой Мефодий в лучшую жизнь; как жертва живая принесся Богу тот, который в начале служил Агнцу Божию, а потом сам заклан был как агнец. Так увенчался двойным венцом добрый подвижник благочестия, боровшийся с ересями и Христа исповедавший пред язычниками безбоязненно, даже до пролития крови и мученической кончины, которая последовала в царство Аврелиана. Аминь.

Священномученику Мефодию, епископу Патарскому

Тропарь, глас 1

Кровь твоя́, му́дре, та́йно вопие́т от земли́,/ я́коже А́велева к Бо́гу,/ Богому́дре святи́телю Мефо́дие,/ я́сно пропове́давый Бо́жие вочелове́чение./ Те́мже и посрами́л еси́ Ориге́нову ле́сть,/ и преста́вился еси́ в Небе́сный черто́г./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

Священнотаи́нник Святы́я Тро́ицы,/ и я́же па́че ума́ повеле́ний Боже́ственных пропове́дник,/ и правосла́вным утвержде́ние был еси́, Мефо́дие,/ злосла́вныя обличи́л еси́ смы́слы,/ правове́рия ра́ди кро́вию твое́ю священному́ченик я́влься,/ и, Христу́ со А́нгелы предстоя́,// моли́ спасти́ся нам.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой священномученик Мефодий Патарский
(О недовольстве своим состоянием)

I. Святой священномученик Мефодий, память коего совершается ныне, жил в конце III века. и был епископом в г. Патаре, в Ликии. Он с молодых лет отличался любовью к Богу и церкви, потому вступил в церковный клир и сделался пресвитером, а затем и епископом. Он был очень ученым человеком. В его время шли споры по поводу Оригенова учения о предсуществовании душ и злых духах, и многие увлеклись сим учением. Святой Мефодий посредством поучений и сочинений обличал заблуждение. Немало огорчений терпел он за это. Наконец, принял и мученическую смерть за веру Христову. Святой Мефодий оставил много сочинений написанных очень красноречиво.

В сочинении о свободной воле в обличение недовольных своею участию Мефодий говорит: «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, – разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается, или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов».

II. Обратим, братия, свое внимание в настоящий раз на эти слова святого священномученика Мефодия, «обличающие недовольство своим состоянием».

Недовольство своею участью, от которого так часто люди впадают в зависть – общая болезнь. Весь род человеческий ничем не доволен. Например, если возьмем во внимание возрасты жизни, то увидим, что дети желают скорей быть взрослыми, молодые хотят казаться старыми, а старые остаются недовольны сединами, скрывают свои годы и с чувством недовольства спрашивают: «где же наша молодость?» Бездетный недоволен тем, что у него нет детей, а имеющий детей скучает, что обременен семейством. Каждый свое лишь горе считает слишком тяжелым. А есть такие, которые обладают по видимому всеми дарами счастья, между тем жалуются на свою участь. Притом, недовольство своим жребием не считают грехом.

Какие причины недовольства?

а) Первая причина – ненасытимая и слабая воля. Александр Македонский завоевал почти всю Азию и не был доволен. Соломон наслаждался всем и имел все, чего только можно пожелать; – и однако ж не довольствовался. – Крепкая воля всегда сказала бы недовольной душе: «теперь замолчи и будь, наконец, довольна!»

б) Вторая причина – леность и бездействие. Раб, о котором говорится в Евангелии, роптавший на господина, был ленив. Удивительно ли, после этого, что он не довольствовался одним талантом? Он не был бы доволен и тогда, если бы у него было пять талантов. Труд делает человека довольным, а леность, напротив, отнимает и то, что человек имеет: «а от неимущего же, и еже мнится имети, взято будет от него».

в) Третья причина недовольства коренится в пристрастном сравнении себя с другими. Нам всегда кажется лучшим то положение, в котором находятся другие, и мы думаем, что были бы более счастливы и довольны в положении других. Но это пристрастные сравнения себя с другими. Мы смотрим на одну только сторону жизни известного человека, которая ближе к нам, на его успехи и преимущества: но не видим его внутренней жизни, которая может быть полна разных тревог, не обращаем еще внимания на то, – были ли бы достаточны наши силы и способности для того звания или состояния, в каком находится ближний наш? При этом мы допускаем новую ошибку: непременно сравниваем себя с теми, которые ушли вперед нас по внешнему благосостоянию, или более нас счастливы. Нет; если б мы, отбросив частности, внимательнее всмотрелись в свою жизнь, то увидели бы в ней много таких удобств и преимуществ, которых лишены другие, – увидели бы много таких лиц, которых положение в сравнении с нашим, так сказать, еще гораздо хуже. Когда ты несчастен, сравни свое несчастие с положением человека еще более тебя несчастного – и ты найдешь успокоение в твоем сердце.

III. Братие! Оставив недовольство своею участью, что и неразумно, и грешно, поищем средства быть довольными своим положением. Средства к водворению в своей душе довольства своим жребием можно указать следующие.

а) Нужно сравнивать себя по дарам счастья более с теми, которые остаются позади нас, а не с особенными счастливцами, стоящими выше нас.

б) Нужно положить себе цель в жизни, и цель правильную. Предположенная цель в жизни будет сводить к единству наши мысли и желания; она будет занимать нас после пробуждения утром и до вечернего сна; она будет постоянно возбуждать наши силы к деятельности. Эти цели, правда, и есть у многих, например, у художника - его художество, у купца – торговля, у земледельца - обработка его полей и т. д. Но в том-то опять беда наша, что большей частью цели жизни у нас неверны, что время их изменяет; например, художник почему-либо больше не может заниматься своим художеством, равно как и купец, потерявший капитал, – торговлей: в таком случае эти люди начинают скучать, остаются недовольны своим жребием. Итак, какая же верная и неизменная цель в жизни каждого человека? Это вообще труд для Бога, для спасения души, одним словом нужно искать «царствия Божия и правды его». Когда цель будет поставлена верно, тогда жизнь наполнена будет содержанием, и человеку некогда будет скучать и быть недовольным.

в) Нужно сознавать, что по грехам мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразные блага, которых мы не ценим, когда имеем. Неблагодарность к Богу за его бесчисленные благодеяния с одной стороны, с другой слишком высокое мнение о себе, – вот главный корень недовольства своим положением. Если истребить в человеке два этих чувства, он будет доволен и малым.

г) Наконец, возлюбленные мои во Христе братие и сестры, никогда не будем забывать, что богатство, честь, слава, удовольствия, беспрестанные развлечения и разные радости, которых ищет человек и не найдя которых завидует тем, кто ими окружен, поставляют человека в крайне опасное состояние, направляют его на ту широкую дорогу, идя по которой прямо можно прийти к вечной погибели. Не будем же завидовать ни чему, что в этом мире почитается за земное счастье, и будем довольны своим состоянием бедности, болезней, упорного труда, разных скорбей, которые легко могут нас привести в Царствие Небесное.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена