Главная \ Приходская стенгазета \ 3 сентября. Апостола от 70-ти Фаддея (ок.44)

3 сентября. Апостола от 70-ти Фаддея (ок.44)

← Предыдущая Следующая →
3 сентября. Апостола от 70-ти Фаддея (ок.44)

Святого апостола Фаддея, одного из семидесяти, нельзя смешивать с Иудой-Фаддеем, или Левием, из двенадцати.

Святой Фаддей, принадлежащий к лику семидесяти апостолов, происходил из города Ефеса. Он был еврей, в совершенстве изучивший книги Ветхого Завета. Прибыв в Иерусалим на поклонение, Фаддей услышал проповедь святого Иоанна Крестителя, был поражен его ангельской жизнью и крестился от него. Потом, увидев Господа Иисуса Христа и чудеса Его и услышав Его божественное учение, он последовал за Ним и причтен был Им к лику семидесяти меньших апостолов.

После вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа, Фаддей был послан проповедовать Евангелие в Едес. Здесь он остановился у некоего иудея Товии и начал силою Христовой творить чудесные исцеления и врачевать всякие болезни возложением рук с призыванием имени Господня. Слух об этом в скором времени распространился по всему городу, и все стали приносить к апостолу своих недужных для исцеления.

Возвещено было и едесскому князю Авгарю, что из Иерусалима прибыл муж, который именем Иисуса Христа творит многие исцеления. Тогда Авгарь вспомнил, что Христос некогда писал ему: «Когда вознесусь, то пошлю к тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни», – и понял, что святой Фаддей и есть тот самый ученик Христов. Призвав Товию, он спросил его: «Я слышал, что у тебя живет некий муж, пришедший из Иерусалима, который исцеляет болезни именем Иисусовым. Приведи его ко мне». Товия немедленно передал волю князя апостолу Фаддею. «Пойду, – отвечал Фаддей, – ибо к нему-то собственно я и послан».

На другой день Товия с апостолом Фаддеем отправились к князю, который был окружен в это время вельможами. Когда Фаддей вошел во дворец, лицо его просияло. Ужаснувшись, князь поспешил встать и поклониться апостолу до земли. Все бывшие изумились этому, потому что от их глаз было скрыто сияние, исходившее от лица святого Фаддея. «Ты ли, – спросил Авгарь апостола, – ученик Иисуса, Сына Божия, Который письмом обещал прислать ко мне одного из Своих учеников, чтобы исцелить меня и даровать жизнь вечную мне и сущим со мною». – «Так как ты показал веру в пославшего меня Господа Иисуса, – отвечал Фаддей, – то я и отправлен к тебе. Если еще более уверуешь в Него, то исполнятся все желания твоего сердца». Авгарь сказал: «Я так уверовал в Него, что готов бы был собрать все войско и идти против распявших его иудеев для конечного их истребления, если бы от этого предприятия не отклонило меня опасение со стороны Римской империи». – «Господь и Бог наш Иисус Христос, – отвечал Фаддей, – не требовал человеческой помощи во время Своего страдания от злобных иудеев. Он мог предоставить Себе легионы ангелов; но, исполняя волю Отца Своего, пострадал за весь мир и потом вознесся со славою на небеса, – и Он, Владыка всех, имеющий судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, не требует, чтобы кто-либо мстил за Него врагам Его».

После этого апостол Фаддей возложил руку на Авгаря, и тот получил исцеление от проказы своей, которую считал неизлечимой; лишь на лице остались небольшие следы от болезни. Затем, когда апостол Фаддей крестил Авгаря, и ему принесено было послание Христово и нерукотворенный образ Спасителя, князь окончательно исцелел, не только телесно, но и душевно.

Вместе с князем Авгарем крестился весь дом его и все свидетели и очевидцы его чудесного исцеления. На другой день князь велел собраться всем гражданам едесским, которым святой апостол благовествовал об Иисусе Христе. Многие уверовали и приняли от него Святое Крещение.

Устроив клир и вообще Едесскую Церковь, апостол Фаддей отправился проповедовать Евангелие в Месопотамию и Сирию, где многих просветил светом евангельского учения и насадил много Церквей. По некоторым сказаниям был он и в Армении, где совершил множество чудес, и, обратив ко Христу многие тысячи неверующих, был усечен мечом. Но по другим, более достоверным и распространенным известиям, он мирно скончался о Господе в Финикии в городе Вирите.

(Источник: «Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых».

Дни памяти

17 января – Собор 70-ти апостолов
3 сентября

Апостолу от 70-ти Фаддею Едесскому

Тропарь, глас 2

Днесь Еде́с град весели́тся,/ прие́м тобо́ю Креще́ния ба́ню,/ и А́вгарь, страсте́й премене́н, твою́ па́мять сла́вит./ С ни́миже пое́м и мы:/ весе́лия духо́внаго испо́лни живо́т наш/ и стра́сти исцели́,// Фадде́е апо́столе, моли́твами твои́ми.

Кондак, глас 4

Я́ко звезду́ пресве́тлую/ Це́рковь тя стяжа́,/ апо́столе Фадде́е,/ чудесы́ твои́ми всегда́ просвеща́ема,// спаси́ ве́рою чту́щия па́мять твою́.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой апостол Фаддей
(О чудесах)

I. Прославляемый ныне Святой Церковью святой апостол Фаддей был из 70-ти апостолов, происходил из г. Едесса. Придя в Иерусалим на поклонение и услышав проповедь Иоанна Крестителя, он крестился от Иоанна. Потом, увидев Иисуса Христа и чудеса Его и услышав учение, Фаддей сделался учеником Христовым. После сошествия Святого Духа он был послан проповедовать Евангелие в Едесс. Устроив Церковь в Едессе, святой Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: «мужайся, Фаддей! Вооружись терпением, много бедствий ожидают тебя, но Я буду с тобою». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось чрез апостола Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ее смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Действительно, царь вскоре велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечом. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, расселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было около 44 г. по Рождестве Христовом.

II. В житии воспоминаемого ныне святого апостола Фаддея явлены были многие чрезвычайные знамения милости Божией. По поводу этого скажем несколько слов о чудесах.

а) Чудо есть такое действие, которое не может быть совершено никем, кроме Всемогущего Бога. Казалось бы, странно и спрашивать: возможно ли чудо? Если оно есть дело Всемогущего, то, конечно, возможно для Него так же, как было возможно сотворить мир из ничего.

Чудо, говорят маловерные, не возможно, потому что в мире все должно идти так, как назначено Творцом при самом создании, по естественному порядку, по законам природы, вложенным в нее от самого Творца. Возможно ли, чтобы всемогущий и премудрый Творец стад нарушать Свои же собственные законы? Но, рассуждая о законах природы, не должно забывать, что есть еще иной, гораздо высший закон нравственный, который дан человеку. Природа беспрекословно подчинена данным ей законам. Но, когда явился грех на земле, человек нарушил нравственный закон Божий, изменил свои отношения к природе: тогда и она, не изменяя своих законов, стала также в иные отношения к человеку. Творец производит изменение в природе, дает иное движение ее силам, чтобы воздействием извне, со стороны природы, призвать человека к возвращению на путь нравственного закона без нарушения его свободы. Сверхъестественное действие всемогущества Божия в природе оказалось нужным не для исправления какого-либо несовершенства природы, а для того, чтобы исправить повреждение, внесенное свободою человека в его собственную жизнь. После этого, можно ли еще сомневаться, что чудеса не только возможны, но и необходимы для восстановления нарушенных нравственных законов? Для христианина, верующего в Промысл Божий, это – несомненная истина.

б) В жизни каждого, конечно, верующего и внимательного к явлениям жизни найдется много знамений. Сколько бывает случаев, что неверующий возвращается к вере, благодаря неотразимому действию вразумляющих знамений, случившихся в его жизни? Может быть, потому и вера живет еще между людьми, что не оскудевают знамения и чудеса в их жизни. А сколько бед и бедствий пришлось бы перенести людям, если бы по временам не являлась чудесно избавляющая или предостерегающая рука Божия? Природа, как бы оскорбленная нарушением нравственного закона, нередко становится во враждебное отношение к человеку. Чаще всего это бывает потому, что сам человек становится к ней в неправильные, даже преступные отношения, и вот она, т.е. собственно Господь через нее, карает человека; но Господь и милует при этом нередко. И наказанием, и милостью Он вразумляет забывающих закон Его.

III. Довольно и сказанного, братия, чтобы с полною верою повторить слова псалмопевца: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Псал. 86,14).