Святая великомученица Марина пострадала за веру в Христа во времена гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305). Она родилась в Антиохии Писидийской в Малой Азии в семье языческого жреца Едесия. Еще будучи грудным ребенком, святая Марина лишилась матери, и отец отдал ее на воспитание кормилице, жившей в селении, расположенном в окрестностях Антиохии.
Во время гонения на христиан многие клирики и учители слова Божия скрывались в пещерах, в пустынях и в небольших селениях. Они продолжали учить вере Христовой и обращали язычников к Истинному Богу. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она услышала от одного из таких проповедников о Христе Спасителе и уверовала в Него. Узнав, что святая Марина – христианка, отец отрекся от нее. В течение трех лет святая отроковица укреплялась в вере и любви ко Господу. Подражая святым мученикам, она решила принять святое Крещение через пролитие своей крови за Господа Иисуса Христа.
Однажды святая Марина вышла в поле, чтобы посмотреть овец своего отца. В это время в Антиохию ехал епарх (правитель) восточных областей Олимврий, который был жестоким гонителем христиан. Увидев святую Марину, он был очарован красотой пятнадцатилетней девушки и предложил ей стать его женой. Во время беседы с епархом святая Марина простосердечно отвечала на вопросы и не скрыла, что она христианка. Тогда Олимврий приказал своим слугам вести святую Марину с собой в город. Там он отдал ее на попечение знатной женщине, надеясь, что та уговорит святую Марину отречься от Христа. На другой день, призвав святую, епарх сам пытался уговорить ее принести жертвы идолам, обещал ей почести и богатство, но святая Марина отвергла все предложения епарха.
Тогда ее подвергли страшным пыткам: сначала избили, а затем, пригвоздив к доске, стали строгать тело трезубцами до тех пор, пока не показались кости. Народ плакал от жалости, сам епарх не смог смотреть на такие истязания и закрыл лицо руками. Святую Марину бросили в глубокую и мрачную темницу, где она всю ночь молилась, чтобы Господь исцелил ее растерзанное тело и обновил душу святым Крещением. В темнице святую постигло искушение: ей явился диавол в образе чудовища. Но святая Марина не поколебалась в вере и уповании на милость Божию. Господь послал ей утешение через видение святого Креста и обетование блаженной жизни. Благодатью Христовой святая Марина была исцелена от ран.
Утром Олимврий, увидев святую невредимой, стал убеждать ее принести благодарственные жертвы идолам за исцеление, но мученица вновь исповедала себя христианкой. Тогда ее подвесили и стали опалять тело огнем. Во время пыток святая молилась Господу: «Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения». Услышав, что святая Марина говорит о воде, епарх приказал утопить ее в большом чане. Когда святую Марину стали топить, земля содрогнулась, оковы спали с рук мученицы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружила голубица с золотым венцом в клюве. Затем все увидели восходящий к небу огненный столп, на котором сиял крест. Голубица взлетела и села на крест. В это время раздался голос свыше: «Мир тебе, Христова невеста Марина! Ныне получишь неувядаемый венец от Господа и почиешь в Царстве Небесном со святыми!» Пораженный этим чудом народ стал вместе с великомученицей Мариной славить Святую Троицу. Разгневанный епарх приказал казнить святую мученицу и тех, кто уверовал в Господа. По дороге на казнь святая Марина молилась о всех и укрепляла народ в вере во Христа Спасителя.
Страдания святой великомученицы Марины описаны очевидцем Феотимом. В тот же день вместе с ней были обезглавлены пятнадцать тысяч мучеников. Честные мощи святой великомученицы Марины находились в Константинополе, в монастыре Пантепонта (Всевидца-Христа), до взятия города в 1204 году крестоносцами. По другим сведениям, они хранились в Антиохии, откуда в 908 году были перенесены в Тоскану (Италия).
Часть святых мощей (рука) находится в Ватопедском монастыре на Афоне. В Проскинитарии 1701 года (описание святых мест) говорится, что от мощей святой великомученицы Марины исцеляются бесноватые и больные.
Западная церковь чтит Марину, называя ее Маргаритой Антиохийской. Многие храмы посвящены ее имени.
(См. также: "Страдание святой великомученицы Марины" в изложении свт. Димитрия Ростовского).
А́гница Твоя́, Иису́се, Мари́на/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Де́вства добро́тами преиспещре́нна, де́во,/ нетле́нными венцы́ венча́лася еси́, Мари́но,/ кровьми́ же му́ченичества обагре́на,/ чудесы́ просвети́вшися исцеле́ний,// благоче́стно, му́ченице, прия́ла еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния.
Акафист святой великомученице Марине
I. Святая великомученица Марина, память коей совершается ныне, была дочь идольского жреца в Антиохии Писидийской; лишившись своей матери скоро после своего рождения, она была отдана отцом своим на воспитание кормилице, живущей в селении, в окрестностях города. Здесь, когда ей было 12 лет, Марина имела случай узнать христиан, которые, избегая преследования, воздвигнутого на них при Диоклитиане, скрывались в горах и пустынях и под видом нищих распространяли между народом слово Божие. Таким образом, и Марина услышала «благую весть» и приняла ее всем сердцем своим. Услышав о том, «что́ сделал Христос Спаситель для людей и чему научил людей для их спасения и вечного счастия» в соединении с Ним в Его царстве, молодая Марина всей душой возлюбила Христа и только и помышляла о том, чтобы узнавать о Нем более и более и научаться жить по Его закону.
Любовь к Иисусу Христу так горела в сердце молодой Марины, что она не могла скрывать ее и открыто исповедовала веру свою в Распятого Спасителя, хотя и знала, что может подвергнуться за это жестокому преследованию. И в самом деле, вскоре правитель востока Олимврий, встретив ее и узнав, что она христианка, потребовал ее к суду.
– Ничего я не хочу кроме того, чтобы остаться верною рабою моего Спасителя! – отвечала ему Марина, – и угроз твоих я не должна бояться, они не должны помешать мне принять страдания за Того, Кто Сам пострадал за людей.
Видя твердость христианки, Олимврий приказал предать ее истязаниям. И кровь Марины полилась под сокрушительными ударами; все тело ее было истерзано; многие из присутствовавших, жалея ее, со слезами уговаривали послушаться игемона, и сам он прикрывал глаза, чтобы не видеть растерзанного тела мученицы.
После истязаний Марина была отведена в темницу. Здесь предстояло ей новое тяжелое испытание: страх и уныние охватили ее душу; измученную телесно стали смущать ее страшные видения, но Бог, обитавший в душе ея, оградил ее от искушения. Он посетил ее радостным видением, среди которого Марина услышала слова: – «Радуйся, Марина, ты победила злобу врага... радуйся! скоро, как мудрая дева, войдешь ты в чертог бессмертного Жениха...» И в то же время почувствовала мученица, что ее раны заживают и силы ее возвращаются... Она чувствовала присутствие невидимого Бога и вся душа ее преисполнилась неизреченной радости и благодарственного моления... В таком чудном состоянии провела она остальное время своего заточения в темнице и когда вновь была приведена на суд, то поразила всех увидевших ее в полном блеске красоты и здоровья, как будто и не терпела она истязаний, истерзавших ее...
Видя это, множество язычников, сознав чудную силу истинного Бога, обратились к Нему. Число обратившихся еще увеличилось при виде терпения мученицы, когда она была предана новым истязаниям. Народ, пораженный дивными знамениями во время ее страданий, уверовал во Христа в числе 15.000, и все они были преданы смерти по повелению Олимврия, испуганного таким распространением гонимых им последователей Христова учения. Марина в числе прочих также была обезглавлена.
II. Братия христиане! Мы видели, что обращение святой мученицы Марины, прежней язычницы, ко Христу последовало от того, что она узнала от христиан, что сделал Спаситель для людей: Божественною любовью Божией к человеку сердце ее пленилось и она от всего сердца и от всей души уверовала в Господа Иисуса Христа и возлюбила Его паче своей жизни. Если сердце мученицы было так тронуто при размышлении о любви Божией к человеку, то во сколько раз более должно запылать сердце христианина силою горячей любви к Богу, после того, как оно своим опытом узнало бесчисленные дела любви Божией к человеку?
а) Во всех делах Божиих, видимых очами нашими, ясно начертаны следы любви Отца небесного к нам, недостойным грешникам. Мы со всех сторон окружены живыми свидетелями отеческого Его о нас промысла и попечения.
«Воззрим ли мы на небо», простертое над главами нашими во свидетельство днем и нощию о величии Божией к нам благости? Оттуда милосердый Отец небесный сияет солнце Свое на злыя и благия и дождит на праведные и неправедные.
«Воззрим ли на землю»? – сколько свидетелей милосердия к нам Господа и Бога нашего! По Его велению она питает нас и греет, и одевает и украшает, и веселит и утешает неистощимыми сокровищами своими.
«Воззрим ли на животных» созданных на службу нашу? увидим, как Отец небесный промышляет о всех нуждах наших. Словом, мы не можем открыть очей наших, чтоб не видеть во всех, даже малейших, тварях следов благости Божией к нам. И если бы сердце наше всегда было чисто, мы никогда не могли бы открыть глаз своих без чувства глубокого благоговения к неизреченной любви к нам Отца Небесного. Одна только несчастная закоснелость во грехах, и пагубная рассеянность в суетах мира сего прелюбодейного и грешного, делает сердце наше столько нечувствительным, что большей частью смотрим на величие дел Божиих без благоговения к милосердию Его; – а часто так забываем благость Господа Бога, что Он, по милосердию Своему, как бы принужденным Себя находит, для пробуждения в нас любви к Нему, без которой мы бы погибли, посещать нас иногда несчастиями и бедами. Но и тогда, когда Он наказует нас, не перестает быть Отцом нашим; рука Его и поражающая нас всегда наполнена сокровищами благословений, которыми Он тотчас осыпает нас, коль скоро мы обращаемся к Нему.
б) Но сколько ни велика любовь Божия открытая в сотворении мира и человека и беспрерывно открывающаяся в отеческом Его о нас и о всех тварях промышлении, – она еще, так сказать, очень мала в сравнении с тою неизглаголанною любовью, которую Отец Небесный явил в искуплении падшего рода человеческого.
Вселенная из ничтожества получила бытие по единому глаголу Всемогущего: «Той рече и быша, повеле и создашася». Достаточно было одного мановения Божия, чтоб небо со всеми светилами, и земля со всем украшением своим, явились во всей лепоте своей; – а чтобы искупить падшего человека, Единородный возлюбленный Сын Божий, оставляет небо и престол Свой, сходит на землю, покрытую бедствиями и обремененную проклятием за грехи человеков, дабы бедственную землю соединить с блаженным небом и упразднить клятву, преизобильно излить на нее все благословения Отца Небесного. С беспредельным смирением приемлет Он на Себя бренную плоть нашу и Сам делается человеком, дабы Своим смирением уничтожить проклятую гордость прародителей наших, источник падения и всех зол, и падшее естество наше восстановить в прежнее, или паче высочайшее и неотъемлемое блаженное состояние. – И с каким неизреченным человеколюбием сей Ходатай наш, Господь и Спаситель Христос, ищет погибшее естество наше, сию заблудшую овцу, дабы обретши его соделать его причастником Своего божественного естества! Не утомляют Его ни труды, ни скорби, ни страдания, ничто. С какой, наконец, любовью любвеобильный Спаситель наш полагает за спасение душ наших Свою всесвятую душу, изливая на кресте всю Божественную кровь Свою до последней капли!
в) И с каким неистощимым обилием изливается сия любовь Божия в наши сердца, когда мы сами не закрываем их неверием нашим! Отец Небесный ради бесконечно великой жертвы Единородного, возлюбленного Сына Своего, принесшего всего Себя за спасение наше, отверзает для верующих в Него беспредельные сокровища сердца Своего, изливает на них Духа Своего Святого, Который Божественною силою Своею изгоняет из сердец наших тьму греха и дарует нам свет веры, возбуждает нас к истинному покаянию, способствует нам в немощах наших, утешает нас в скорбях наших, ходатайствует в нас воздыханиями неизглаголанными, утверждает внутрь нас царствие Божие; и если мы постоянно следуем влечению Его, делает нас святыми, чистыми, способными к вечному соединению со всесвятым Богом, для вечного, нескончаемого блаженства в небесных обителях света и жизни.
III. Но, дабы воистину соделаться участником спасения, приобретенного нам кровью и смертью Иисуса Христа, для сего не довольно, чтоб только носить на себе имя чад Божиих и христиан, но надобно иметь свойства сынов Божиих – истинно любящих Бога, из любви к Нему верно исполняющих заповеди Его; за любовь к нам Отца Небесного и мы должны взаимно платить Ему любовью своей. А Он от сердца нашего ничего более не требует, кроме того, чтоб мы из любви к Нему верно исполняли заповеди Его для собственного нашего блаженства.
Молим вас, братия, щедротами Божиими, если не всегда, то сколь можно чаще обращать умиленные взоры сердца своего на Любовь распятую за нас, дóндеже вообразится в нас Христос, да будете истинные чада Божия, наследники Богу, сонаследники же Христу во всех сокровищах вечной жизни и блаженства, уготованных любящим Его.