Преподобный Алексий, человек Божий, жил в Риме и был сыном богатых и знатных родителей Евфимианна и Аглаиды.
Благочестивые и милостивые Евфимиан и Аглаида долго не имели детей, о чем скорбели и усердно молились Господу о даровании сына. Когда сын родился, назвали его Алексием и дали ему хорошее воспитание и образование. Алексий был, подобно родителям, щедр к бедным, строго постился, и под богатыми одеяниями носил для умерщвления плоти власяницу. Когда Алексий достиг совершеннолетия, то родители обвенчали его с невестой знатного рода. Но после брачного пира, оставшись с ней наедине, подал ей свой золотой перстень и дорогой пояс и сказал: «Храни это, и Бог да будет между мною и тобою». В ту же ночь Алексий оставляет свой дом и, сев на корабль, отплывает в Персию. Там, в городе Эдессе, он поселился при храме Пресвятой Богородицы и жил как нищий, питаясь подаянием, и каждое воскресенье причащался Святых Таин. Таким образом, провел он более семнадцати лет. Когда узнали о его святости, то он, избегая славы, сел на корабль и отправился в Киликию; Господь же судил ему вернуться на родину, потому что сильная буря пригнала корабль в Рим. Здесь он, как нищий, просил позволения у отца поселиться в каком-нибудь уголке при его доме. Отец не узнал сына, дал ему небольшое помещение при дверях своего дома и кормил от своего стола. Святой Алексий раздавал получаемую пищу другим нищим, а сам питался хлебом и водою, проводя ночи в молитве. Так прожил он 17 лет. Господь открыл святому Алексию день кончины, и он, выпросив у слуг бумагу, описал всю свою жизнь, где просил прощения у своих родителей и жены, «так как я, - писал он, - должен был более любить своего Господа, нежели вас…».
В день кончины святого Алексия, когда в храме служил папа Римский Иннокентий, в присутствии императора Гонория, был таинственный голос: «Поищите человека Божия, хотящего разрешиться от тела, пусть он помолится о городе. В доме Евфимиана ищите». Сам император отправился в дом к Евфимиану, и оказалось, что этот человек Божий был Алексий. Он уже лежал умершим, лицо его светилось, а в руке был свиток, прочитав который узнали, кем был этот человек. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам.
Скончался святой Алексий в 411 году. Император Гонорий и папа Иннокентий сами несли тело святого в погребальной процессии. Ложе с телом святого Алексия поставили посреди центральной площади, и к нему стекался народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи святого Алексия.
См. также: Житие преподобного Алексия, человека Божия. Свт. Димитрий Ростовский
Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.
Дом роди́телей твои́х я́ко чужд име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́, Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.
О, вели́кий Христо́в уго́дниче, святы́й челове́че Бо́жий Алекси́е, душе́ю на Небеси́ Престо́лу Госпо́дню предстоя́й, на земли́ же да́нною ти свы́ше благода́тию разли́чная соверша́яй чудеса́! При́зри ми́лостивно на предстоя́щия святе́й ико́не твое́й лю́ди, умиле́нно моля́щиеся и прося́щие от тебе́ по́мощи и заступле́ния. Простри́ моли́твенно ко Го́споду Бо́гу честни́и ру́це твои́ и испроси́ нам от Него́ оставле́ние согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных, в неду́зех стра́ждущим исцеле́ние, напа́ствуемым заступле́ние, скорбя́щим утеше́ние, бе́дствующим ско́рую по́мощь, всем же чту́щим тя ми́рную и христиа́нскую живота́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Ей, свя́тче Бо́жий, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же на тя по Бо́зе и Богоро́дице возлага́ем, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во спасе́ние, да твои́ми моли́твами получи́вше благода́ть и ми́лость от Го́спода, просла́вим человеколю́бие Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСИЮ, ЧЕЛОВЕКУ БОЖИЮ
I. Преподобный Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Усердно помогая бедным, наслаждаясь всеми благами мира, родители его часто скорбели о том, что у них нет детей, нет сына, который был бы для них опорою в старости. Наконец Господь услышал их молитву и даровал им сына, которого они назвали Алексием. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдал строгий пост, носил на теле власяницу и постоянно желал посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородною девицею, он, в самый день брака, оставшись с нею наедине, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс и сказал: «храни это; и Бог да будет между мною и тобою». Потом, удалившись в свою комнату, он сложил с себя брачную одежду и, взяв несколько денег, в простом рубище скрылся из родительского дома. После долгих странствований он прибыл в Персию и здесь, в городе Едессе, поселился при храме Пресвятой Богородицы – жил как нищий, питался милостынею и каждое воскресенье приобщался Святых Таин.
Между тем родители Алексия и молодая супруга его долго искали его и усердно молили Бога о его возвращении. Алексий, живя в Едессе, подвизался в крайней нищете и глубоком смирении. Один из служителей храма однажды увидел во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «введи в церковь Мою человека Божия, ибо молитва его восходит к небу и на нем почиет Дух Божий». Когда служитель недоумевал, о ком идет речь, Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищего, сидевшего у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение; но он, удаляясь славы, отправился в другую страну.
Занесенный, по устроению Промысла Божия, бурею к берегам Рима, Алексий возвратился в родной город и стал жить подле родительского дома, скрыв пред родителями, что он их сын. Отец, не узнав его и почитая его за нищего, подавал ему милостыню, которою Алексий делился с другими.
Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил, в этом описании, прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды Римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «поищите человека Божия, хотящого изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощного бдения, послышался голос: «в доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «не тот ли нищий, которого ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит, в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостию». Когда пошли в хижину, где жил святой Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершего. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершего вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына и все пролили слезы радости. Одр с телом умершего поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который, из любви к Богу, презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетою.
II. Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самого Евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все – Алексиями, чтобы из-под венца брачного устремиться прямо за венцем строгого подвижника, оставившего мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мат. XIX, 12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, беспредельности, мы должны приближаться к ним – насколько для нас возможно – в их любви к Богу и презрении благ мирских.
а) Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло – свое и других; соделай блага земные средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть, сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесах.
б) Пред тобою открыт путь достоинств и почестей; иди по нем, но иди прямою и чистою стезею, не употребляя никаких недостойных средств к твоему возвышению, не жертвуя для сего совестью: и чем более будешь возвышаться над собратиями твоими, тем более смиряйся в духе твоем, пользуясь высотою своею для покрова и поддержания слабых и угнетенных.
Как облеченный доверием власти предержащей, говори истину, которую другой не в состоянии сказать, – стой за правду и тогда, когда все ее оставляют, – являй всегда и везде собою пример бескорыстия и самоотвержения для блага общественного, с терпением переноси клевету и зависть; тогда ты, и при высоте твоей и достоинствах, или, лучше сказать, за сию самую высоту и достоинства, честно достигнутые, праведно поддерживаемые, на добро обращаемые, будешь человеком Божиим: ибо все будут, ради тебя, прославлять имя Божие.
в) Ты вступил в брак, обязался узами супружества; вкушай чистые радости семейной жизни; но не забывай, что ты в союзе не с одною твоею супругою, что ты в крещении сочетался Христу, и что душа твоя уневещена Ему, яко Жениху, и тебя ожидает брачная вечеря во Царствии Его. Памятуя сие, веди себя как прилично тому, который должен быть некогда един дух с Господом.
Если чада твои рождены будут не в похоти плоти, а по духу веры, и воспитаны в страхе Божием; если домочадцы твои сохранены от пороков и разврата; если дом твой есть подобие церкви – все в нем боится Бога, делает правду, наблюдает мир и чистоту: то ты и в супружестве, и за супружество, человек «Божий»! Аминь.