Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а.
Главная/Приходская стенгазета/31 марта. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

31 марта. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

← Предыдущая Следующая →
31 марта. Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского

Святитель Кирилл родился в Иерусалиме в благочестивой христианской семье. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима святитель Кирилл стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

В сане Иерусалимского архиепископа святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме произошло чудесное знамение, получившее широкую известность: на небе явился Честной Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. При появлении столь необычайного чуда все пришли в страх, оставили дома, площади, торговлю, и с детьми, с женами, сбежавшись в церковь, стали единогласно прославлять Христа и усердно исповедовать Бога.

Впоследствии память об этом чуде стала праздноваться в Церкви ежегодно. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию II (351–363), надеясь обратить его в православие. Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Факт непосредственного обращения епископа Иерусалима к императору стал дополнительным источником раздражения для арианина Акакия, митрополита Кесарийского. Конфликт между святителем Кириллом и Акакием перешел в открытую форму в середине 50-х годов IV века. Наконец, в 357 году Акакий собрал собор епископов митрополии и под надуманным предлогом низложил архиепископа Кирилла. Предлог состоял в том, что святитель распродал священные сосуды и церковные завесы, чтобы помочь неимущим, поскольку в стране наступил голод; в результате некто, пожертвовавший в Иерусалиме драгоценную ткань для богослужебных нужд, увидел ее на актрисе и поднял шум. С этого момента началась история неоднократных смещений Кирилла с Иерусалимской кафедры и его возвращения на нее, завершившаяся только в самом конце 70-х годов IV века с его окончательным восстановлением в достоинстве предстоятеля Иерусалимской Церкви, в каковом он пребывал вплоть до своей блаженной кончины.

В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, сыграв решающую роль в осуждении ереси Македония и принятии Никео-Константинопольского Символа веры. Скончался святитель Кирилл в 386 году.

(Источник: Еженедельная приходская стенгазета Комиссии п о миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы. Выпуск № 13 (236), 28.03.2021)

См. также: "Память иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому

Кондак, глас 4

Язы́ком твои́м, му́дре,/ Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди/ еди́ну чести́ Тро́ицу,/ Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы./ Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем,// и́же к Бо́гу моли́твенника тя предлага́ющии.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский
(Воспоминание о чудесном явлении на небе животворящего креста служит
к утверждению нашей веры в Иисуса Христа как Сына Божия
)

I. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, память коего совершается ныне, жил в 4 веке по Рождестве Христовом. В дни своего святительства он был свидетелем особенных явлений милости Божией к роду христианскому.

Когда Церковь христианская, с воцарением на римском престоле Константина Великого, избавилась от гонений, продолжавшихся почти триста лет, то явились новые враги внутри общества христианского, еретики ариане, ложно учившие о Божественном достоинстве Господа нашего Иисуса Христа. Хотя ариане и были обличены на Первом Вселенском Соборе и сам Арий сослан в ссылку, но, по смерти Константина Великого, сын его Констанций явно покровительствовал еретикам. Многие православные пастыри церкви, в том числе и св. Кирилл, были преследуемы и низвергаемы с своих святительских престолов. Опасность для церкви православной была весьма велика, но Господь не оставлял Своей помощью ревнителей истины. В это-то время, для утверждения православных и в обличение заблуждающих, явилось в Иерусалиме на небеси чудесное знамение Святого Животворящего Креста. «В святые дни пятидесятницы», так описывал в послании к царю это знамение св. Кирилл, очевидный его свидетель, «около третьего часа дня явился на небе весьма большой крест, составившийся из света и протяженный над Голгофою до св. горы Елеонской. Не один, или только двое видели его, но весьма явственно виден был он всему народонаселению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновалось сие видение, но в продолжение многих часов крест ясно был видим над землею, молниеносным сиянием превосходящий лучи солнечные. Все народонаселение города, объятое страхом и вместе радостью от сего Боговидения, тотчас толпами стеклось в церковь, – юноши и старцы, мужи и жены, люди всякого возраста, жители города и пришельцы, христиане и из других мест прибывшие язычники – все единодушно, как бы едиными устами, прославляли чудодействующего Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия Единородного».

Через несколько времени, при том же св. Кирилле, Иерусалим был свидетелем другого явления силы Божией в посрамление врагов веры христианской и к торжеству креста Господня. Император Юлиан богоотступник, желая оскорбить христианское чувство и поколебать веру христиан в непреложность слов Спасителя о ветхозаветном храме, вопреки предсказанию Иисуса Христа, что сей храм будет разрушен и не останется камня на, камне (Иук. 21, 6), вознамерился восстановить храм иудейский и дал евреям пособие из государственной казны для совершения этого дела. Но едва только евреи положили основание здания, произошло сильное землетрясение, которым не только выброшены были камни, вновь заложенные в основание, но и разрушены остатки древней постройки. Когда они снова приступили к работе, то внезапно сошедший с неба огонь разогнал работавших и сжег все строительные орудия и материалы, а на одеждах еврейских отпечатлелись знамения креста, которых они не могли даже смыть. Так чудесно посрамленные враги Христа должны были оставить свое предприятие, доказав пред всем миром непреложность слов Спасителя и неизменность суда Его о разрушении и запустении Иерусалима.

II. Воспоминание о столь дивных событиях, совершившихся во дни св. Кирилла в Иерусалиме, да послужит нам, братие, к утверждению нашей веры во Христа Спасителя, Который есть истинный Бог и истинный человек, воплотившийся и вочеловечившийся нас ради и нашего спасения от Духа Святого и Девы Марии.

Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог, а именно второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. Эта священная истина лежит в основании всего Нового Завета; ее 1) возвещает Сам Христос Спаситель, 2) проповедуют ученики Его и 3) исповедует св. церковь, начиная с апостольского века.

а) Христос Спаситель называет Себя единородным Сыном Божиим, веру в Божество Свое полагает необходимым условием спасения («Иоан. 3, 16, 36, 6, 47) и представляет ее делом Божиим: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он (ст. 29);

– именует Бога Отца Своим Отцом (Иоан. 15, 1, 15);

– указывает на Свое единосущие с Отцом (Иоан. 10, 30, 14, 10, 11) и совершенное равенство с Ним (5,17. 19, 21. 16, 15. 17, 10), а при таком единосущии и равенстве Сына с Отцом – никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Матф. 11, 27. Иоан. 8, 19);

– усвояет Себе Божеские свойства, а именно – вечность (Иоан. 8, 58. 17, 5), самобытность (5,26), вездесущие (3, 13. 14, 24. Матф. 18, 20), всемогущество, выразившееся в совершении чудес, ихъже ин никтоже сотвори (Иоан. 15, 24), и показавшее, что Он,

– Бог, имеет власть не над телом только, но и над душою (Матф. 9, 6);

– как Бог, Иисус Христос дает ученикам Своим силу чудес (Марк. 16 17, 18. Лук. 10, 19), обещает им премудрость (Лук. 21, 15), ободряет их надеждою на получение просимого (Иоан. 14, 13, 14. 16, 23), утешает обетованием Святого Духа (15, 26);

– Христос Спаситель постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который свидетельствова о истине (5, 33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим над всеми (3, 31–36), – Отца Небесного, сказавшего о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (5, 37, Матф. 3, 17), – Своих чудесных дел (Иоан. 5, 36) и ветхозаветных писаний (ст. 39).

– Наконец Господь утверждает истину Своего Божества славным Своим воскресением из мертвых.

б) Эту веру в Божество Господа Иисуса Христа апостол Петр, от лица всех апостолов, исповедовал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: вы же кого Мя глаголете быти? – отвечал: Ты еси Христос, Сын Бога живого (Матф. 16, 15, 16). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою церковь (ст. 18).

в) Чему учил Господь Иисус Христос, что проповедали апостолы, тому веровала древняя христианская церковь, хранительница истинно-апостольского предания, признавая Божество Господа, и свою веру выражала в изречениях пастырей и учителей, в исповеданиях мучеников, в символах, употреблявшихся в поместных церквах, и в определениях соборов.

Здесь довольно напомнить только, что все святые мученики запечатлели кровью свою веру в Божество Господа нашего Иисуса Христа. В течение первых трех веков христианство испытывало постоянные гонения – сначала от иудеев, а потом от язычников. Все страдальцы, начиная с первомученика архидиакона Стефана, исповедавшего пред кончиною своею Сына человеча, одесную стояща Бога (Деян. 7, 56), с радостью шли на смерть за имя Христово, и на увещания язычников отречься от Христа отвечали всенародным прославлением Его, как истинного Бога. Ничто не могло победить несокрушимого мужества этих исповедников Христовых; самые жестокие мучения они переносили в молчании, возбуждая своим терпением непритворное удивление в самых мучителях своих, как замечает один древний, современный гонениям, писатель: «что говорить о мужах? – дети и наши женщины, вдохновляемые терпением, небрегут о крестах, пытках, зверях и всех ужасах мучений», и, обращаясь к язычникам, выражается: «вы не понимаете, жалкие, что не найдется ни одного человека, который пожелал бы подвергнуться страданию без достаточного побуждения, или же мог бы перенести мучения без помощи Божией».

III. Крепко и неизменно пусть держит всякий христианин веру в Иисуса Христа, как Сына Божия Единородного. Без этой веры нет спасения, но гибель вечная и неизбежная.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, д. 6а
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена