Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
Стать волонтером
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8.
Главная/Приходская стенгазета/31 мая. Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны, Иулии

31 мая. Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны, Иулии

← Предыдущая Следующая →
31 мая. Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны, Иулии

Святой мученик Феодот жил во второй половине III века в городе Анкире Галатийской области и мученически скончался за Христа в начале IV века.

В городе Анкире он имел свою гостиницу. Благочестивая христианская жизнь помогала ему в достижении духовного совершенства: он соблюдал целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу благодаря посту и молитве. Как истинный служитель Христа, святой Феодот любил своих ближних и старался помочь всем нуждавшимся.

Во время гонений императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам. В случае же отказа он угрожал им мучениями. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали. Темницы города были наполнены узниками. Многие христиане бежали в горы и пустыни, но томимые голодом и лишениями некоторые из них сами предавались потом в руки правителя и оканчивали жизнь в страшных мучениях.

В то время мученическую смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были за это преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель приказал им принять участие в языческом празднике «омовения идолов», но святые снова отказались. На озере, где происходило языческое празднество, святые девы были утоплены, приняв мученические венцы от Небесного Жениха – Спасителя.

Во время страданий святых мучениц святой Феодот с некоторыми христианами находился в церкви святых Патриархов и молился Богу о даровании твердости христианкам девам. Узнав о кончине святых мучениц, святой Феодот с другими христианами взяли тела святых страдалиц со дна озера, ибо поднявшийся ветер отогнал волны от берега, и предали их христианскому погребению.

Получив известие, что тела святых дев вынуты из озера, правитель пришел в ярость и отдал приказание хватать всех христиан без разбора и предавать мучениям. Один из христиан, устрашась мучений, указал на святого Феодота как виновника погребения мучениц.

Приведенный к Феотекну, святой Феодот мужественно исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа. Тогда правитель начал убеждать его отречься от христианской веры. «Хотя ты достоин смерти, – говорил он, – но я отпущу тебя и дам тебе еще великие дары и почести, если только отречешься от Иисуса Распятого». На это святой Феодот отвечал ему: «Прежде всего молю, да поможет мне Господь обличить заблуждения ваши и исповедать величие и благость Его». Вслед за этим святой начал объяснять ложность и суету язычества; потом рассказал о сошествии на землю Сына Божия, о жизни Его на земле, о знамениях и чудесах, которые Он творил, о вольной Его смерти для спасения людей.

В ярости язычники предали святого мученика многим истязаниям, сила Божия поддерживала его во все время мученического подвига. После жестоких мучений, которые претерпел святой Феодот, правитель понял, что поколебать мужество христианского мученика невозможно. Тогда он повелел отсечь голову святому страдальцу. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти семи святых

Мученику Феодоту Анкирскому и иже с ним

Тропарь, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Феодо́т/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 2

Страда́льчески подвиза́вся до́бре, со сострада́льцы твои́ми, Феодо́те,/ и венцы́ по́чести прия́сте с честны́ми страстоте́рпицами де́вами.// Те́мже Христа́ Бо́га моли́те непреста́нно о всех нас.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Святой мученик Феодот Анкирский
(О милосердии к ближним по примеру милосердия Божия к людям)

I. Прославляемый сегодня церковью святой мученик Феодот, по подобию апостола Павла, был «всем для всех» в то время, когда разразились над христианами бедствия гонения, воздвигнутого Диоклитианом. Содержатель гостиницы в г. Анкире, не открытый еще язычниками христианин, Феодот ревностно и разнообразно помогал своим единоверцам; он укрывал их у себя в доме от преследований, питал и оделял всех голодных и лишенных крова и имущества; ободрял и выкупал заключенных в темницы; тела же умерших мучеников, разыскивая и приобретая дорогою ценою, предавал христианскому погребению, хотя и знал, что за это запрещенное дело сам подвергается опасности быть замученным. Так и случилось. Между прочими в это время были взяты семь дев, проживших до старости в целомудрии, которые за исповедание веры Христовой были преданы различным истязаниям, после чего брошены в озеро с привязанными на шее камнями.

Святой Феодот вместе с родственником своим Полихронием и некоторыми христианами, достал тела мучениц и похоронил их. Утром, когда об этом узнали, то правитель города пришел в страшный гнев и велел тщательно разыскивать виноватых, а тела святых мучениц были извлечены из земли и сожжены.

Между прочими христианами, подозреваемыми по этому поводу, был взят и Полихроний. Он из страха казни выдал Феодота. Узнав об этом, Феодот добровольно, несмотря на возможность скрыться, отправился к правителю. На убеждения всех присутствующих, чтобы он отрекся от Христа, Феодот возразил речью о суете язычества и проповедью о Христе, чем возбудил сильнейшее негодование жрецов и народа, которые стали настойчиво требовать казни дерзкого хулителя их богов. Феодот был предан жесточайшим истязаниям, и, после 15-ти дневного заключения в темнице и новых истязаний, предан смерти в 303-м г. – Все эти мученики пострадали в Анкире.

II. Мы видели, братия, что святой мученик Феодот всю жизнь свою творил милостыню как духовную, так и телесную. Можно без преувеличения сказать, что он всегда помнил заповедь Спасителя: «будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть»

а) А как милосерд к нам Господь? Он «тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16). Он столько благ и многомилостив, что «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведные и неправедныя», подает нам все прежде прошения нашего, даже неведущим и не почитающим Его «с небесе дожди дает и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца их». Щадит и милует нас, когда мы согрешаем пред Ним; прощает туне все грехи наши за одно наше покаяние и исповедание пред Ним грехов наших.

Как милосерд к нам и Единородный Сын Божий? Он, Владыка и Творец наш, имея славу и блаженство у Отца Своего прежде сложения мира, ради нас грешных оставил сию славу, смирил и уничижил Себя до рабия зрака, до вертепа и яслей, до бедной жизни странника, не имущего, где главы подклонити; принял на Себя все грехи и все виды бедствий человеческих, терпеливо и кротко переносил все поругания, страдания и мучения; щадил и миловал врагов Своих, скорбел о окаменении сердец их, плакал об угрожающей им опасности, пригвождаемый ко кресту, молился за Своих распинателей. Принесши Самого Себя в жертву за грехи наши, предал нам все сокровища благодати Своей, ниспослал нам Всесвятого Духа Своего; долготерпеливо ожидает и милостиво приемлет покаяние наше; питает нас плотию и кровию Своею.

б) Видишь, возлюбленный, какого милосердия и любви требует и ожидает от нас Господь наш, положивший за нас душу Свою! Как отражение высочайшей любви к нам Сына Божия, она должна быть так же самоотверженна, смиренна и незлобива; не должна пренебрегать никакого вида бедности и уничижения человеческого, не смущаться никакою неблагодарностью, ни злобою или ненавистью людскою, должна любить и самых зложелателей и врагов своих и быть готовою положить душу свою за братию свою. «Если вы любите любящих вас, говорит Господь, какая за то вам благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые и вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники взаймы дают грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая на небеси, и будете сынами Вышняго».

Как отблеск долготерпеливой и милосердой любви Божией, и наша любовь должна быть снисходительна к недостаткам своего ближнего, милосерда к его немощам, должна покрывать самые согрешения его, прощать от всего сердца всякое оскорбление и обиду; должна быть милосерда, сострадательна, должна оказать ближнему всякую возможную помощь или услугу. Нам нет нужды знать, от чего несчастлив наш ближний; мы обязаны подать ему руку помощи, утешить скорбную душу его и словом любви и сострадания, и делом благотворения, подкрепить его братским советом и молитвою, спасти и охранить душу его от соблазнов мира и от преодолевающей силы собственных страстей его.

III. «Сия заповедаю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы; будите милосерди, якоже Отец ваш небесный милосерд есть». Это для Спасителя нашего лучшая благодарность за все Его благодеяния, лучшее вознаграждение за все труды и страдания, которые терпел Он за спасение наше. В этом наше истинное счастье и спасение. «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Тогда только будете достойны именоваться сынами Отца небесного, Который «милосерд есть на безблагодатные и злыя». Тогда только будете достойными наследниками вечного Царствия Божия, в котором обитает одна любовь и мир и радость о Духе Святе.

999
руб.
logo11
Лого — квадрат
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ЛОСИНООСТРОВСКОЙ
Русская Православная Церковь Московская городская епархия
г. Москва, Анадырский проезд, вл. 8
Ищите нас в соцсетях:
Хочу помочь
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Спасибо! Форма отправлена